Побоище на поляне Азау: четыре с половиной месяца спустя. Дойдет ли до суда уголовное дело о событиях в Приэльбрусье?

В прошлое воскресенье московский «Спартак» встречался со «Спартаком» нальчикским – это первая встреча этих команд после памятного всем побоища фанов москвичей и местных жителей в Приэльбрусье, которое произошло весной. К счастью, ответный поединок этих к
news

ФУТБОЛ
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

В прошлое воскресенье московский «Спартак» встречался со «Спартаком» нальчикским – это первая встреча этих команд после памятного всем побоища фанов москвичей и местных жителей в Приэльбрусье, которое произошло весной. К счастью, ответный поединок этих команд прошел без эксцессов, но это не повод забывать о случившемся 18 апреля 2008-го. «Советский спорт» подводит первые итоги расследования уголовного дела.

18 апреля 2008 года стало черным днем для обитателей туристической зоны Приэльбрусья и нескольких десятков фанатов «Спартака». В ночном побоище на поляне Азау, которое длилось несколько часов, болельщики и местные жители получили серьезные ранения, был разбит фанатский автобус, разгромлен отель... (подробнее об этом читайте в номерах «Советского спорта» за 21, 22, 23 апреля и 7, 8 мая с.г.). Сам матч между двумя «Спартаками» тогда ушел на второй план...

«ВОЗБУЖДЕНО ДЕЛО ПО СТАТЬЕ «ХУЛИГАНСТВО»

Расследование нашумевшей драки около гостиницы «Шахризада» продолжается. Поначалу этим «громким, невероятно резонансным делом» (именно так отзывались следователи о ЧП в Кабардино-Балкарии) занимались в следственном управлении при МВД КБР. А несколько дней назад дело было передано в Эльбрусский межрайонный следственный отдел.

— Почему вы перестали заниматься громким резонансным делом? – мой первый вопрос следователю Руслану Межгихову, который вел расследование до конца августа.

– Есть определенные процессуальные моменты, из-за которых дело может быть передано в другое подразделение. Дело это вызвало ажиотаж, находилось под контролем на всех уровнях, и разговоров вокруг него было много. По итогам расследования будет организована специальная пресс-конференция.

– Каким образом футбольные болельщики давали показания? Ведь после происшествия большая их часть вернулась домой.

– Мы знаем все о тех болельщиках, что были на Азау. Их личности установлены – для этого мы разослали по регионам специальные поручения. В своих городах фанаты и были допрошены. Материалов много, они к нам поступают до сих пор: из Воронежа, Рязани, Москвы и Подмосковья…

– Выяснили, сколько фанатов приехало в Приэльбрусье в общей сложности?

– Около 70 человек. Это только те, о ком у нас имеются данные. Мы возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство».

– Во время драки были ранены три москвича. Число пострадавших местных жителей не называлось…

– Шесть человек получили ранения средней тяжести. Среди них была одна женщина.

Замечу, что за дальнейшее расследование ЧП на Азау возьмется сотрудник Эльбрусского межрайонного следственного отдела Мурат Ильченков. Материалы дела поступят к нему в ближайшие дни.

«КОЛЧАНОВ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕВАЖНО»

Главной жертвой драки в Приэльбрусье стал 23-летний москвич Константин Колчанов. Парень был ранен в самый разгар побоища, когда эльбрусцы пытались сдержать толпу фанатов. Хозяин одного из местных предприятий в целях самообороны открыл стрельбу из якобы травматического пистолета.

Колчанов по поводу происшествия в Приэльбрусье до сих пор не дал ни одного внятного комментария – ни в самом Нальчике, когда ваш корреспондент дважды навестила его в Республиканской больнице, ни в Москве, где болельщик продолжал курс лечения в Институте Склифосовского. Молчание в данном случае – не золото. Похоже, Косте есть что скрывать… Деньги на лечение Колчанова собирали всем миром – сбрасывались болельщики, помогал «Спартак».

– Слежу за тем, как идут дела у Кости, хотя вижу его не часто, – рассказал «Советскому спорту» врач «Спартака» Владимир Зоткин. – Чувствует он себя средне, можно сказать, неважно. Ситуация с ранением очень непростая. Были повреждены легкое, внутренние органы… Константин – парень молодой, и восстановление должно идти нормально, но загадывать я ничего не буду.

Не бывает тяжелых ранений без последствий, – говорит руководитель службы безопасности «Спартака» Сергей Ножнин. – Ведь у парня были размозжены печень, селезенка...

– Болельщики убеждены, что стреляли в него не из травматического оружия...

– Нужно дождаться результатов расследования. Непонятными остаются вопросы о принадлежности этого пистолета, о том, в чьих руках он находился и как парень получил выстрел в спину.

– Вы как человек военный допускаете возможность того, что это было огнестрельное оружие?

– Да. Оно есть у многих горцев.

«ВОБ НЕ МОГ ВОДИТЬ ФАНАТОВ ЗА РУЧКУ»

Как на ЧП в Приэльбрусье отреагировало Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ)?

– Мы направили запрос в МВД – министру Рашиду Нургалиеву, – объясняет руководитель объединения Александр Шпрыгин.– Кроме того, я встречался с президентом РФС Виталием Мутко, который взял это дело под контроль. И вообще ВОБ первым рассказало правду о случившемся.

– В чем заключалась правда?

– В том, что в любом конфликте нужно выслушивать две стороны. В наших же газетах все было преподнесено так, будто случилось нечто страшное – приехали фанаты-вандалы, все разгромили, заперлись в гостинице. А может, все было по-другому?

– Какие газеты имеете в виду?

– Никакие. Я вообще не читаю СМИ. Только те подборки, которые приносят помощники.

Но ни «Фратрия», ни ВОБ – не воспитатели детского сада, чтобы всех фанатов за ручку водить. Каким-то образом повлиять на болельщиков ВОБ в данном случае не мог, это были сугубо внутренние дела «Спартака». Но отреагировать на нарушение прав болельщиков в качестве профсоюза мы были обязаны.

– Вы общались с Константином Колчановым и другими болельщиками, раненными на поляне Азау?

– Нет. Пересечься не получилось. Мы болеем за разные команды – они за «Спартак», я – за «Динамо».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Как видим, расследование до сих пор не завершено, хотя прошло уже четыре с половиной месяца. И сейчас это дело как бы потерялось – «ушло» из следственного управления при МВД КБР и пока не добралось до Эльбрусского межрайонного следственного отдела...

Резонансные футбольные дела в России вообще почему-то долго расследуются. В Смоленске, к примеру, милиционеры вот уже больше года никак не могут опросить г-на Гегечкори Ираклия, который звонил футболистам местного клуба перед игрой со «Спортакадемклубом» с просьбой «сдать» игру. Дело до сих пор не закрыто, хотя уже шесть (!) раз отсылалось на спецпроверку, – его, похоже, просто хотят «замылить». Виталий Мутко говорил о своем интересе к смоленским событиям, как заявляет ВОБ, взял он под свой особый контроль и ситуацию в Нальчике.

Не ждет ли судьба «смоленского дела» и «дело нальчикское»? «Советский спорт» будет следить за развитием событий.

КАК ЭТО БЫЛО. ХРОНИКА ЧП НА АЗАУ

18 апреля, 17.00 – 21.00
70 футбольных болельщиков приезжают в курортную зону Приэльбрусья – на автобусе и маршрутных такси. Заселяются в гостиницы «Шахризада» и «Вершина».

21.00 – 23.00
Начинаются словесные перепалки с работниками кафе гостиниц «Фрирайд» и «Вершина». Часть фанатов выселяется из «Вершины», перебираясь в «Шахризаду».

После 23.00
Первая серьезная драка на улице. Звучат выстрелы. Ранения получают Константин Колчанов и Игорь Ширенин. Фанаты баррикадируются в гостинице. С балконов летят горшки с цветами и пачки с кафельной плиткой.

19 апреля, 0.00 – 1.00
Приезжают начальник Эльбрусского РУВД Атлы Теппев и хозяин «Шахризады» Юсуф Курданов. Происходит попытка утихомирить болельщиков. У «Шахризады» собирается толпа эльбрусцев. Прибывает машина «скорой помощи», которая увозит раненых. Новая драка, в которой черепно-мозговую травму получает Егор Шухарев.

2.00 – 4.00
Продолжение ночного кошмара. Отряд милиции прибывает только в 4 часа утра.