Как судья свистнет, так игрок и смыслит!

СВИСТОК. В прошлом году мы рассказывали об эволюции футбольной формы, вратарских перчаток, щитков, футбольных мячей… и как-то упустили из виду орудие труда футбольных арбитров. Читатели напомнили нам об этом...
news

АНТИКВАРИАТ

СВИСТОК. В прошлом году мы рассказывали об эволюции футбольной формы, вратарских перчаток, щитков, футбольных мячей… и как-то упустили из виду орудие труда футбольных арбитров. Читатели напомнили нам об этом...

Сначала судьи бегали по полю без свистков – с трещотками, колокольчиками или просто орали: «Стоять!». Да и не судьи это были в современном понимании, а добровольные помощники. Однажды в 1878 году матч «Ноттингем Форест» и «Шеффилд» судил… полицейский. Он и дунул впервые в свисток на поле. С тех пор на полях стоит сплошной свист.

– Напиши про свисток, – сказал знакомый судья всесоюзной категории.

– Свисток? Что можно написать про свисток? Дунул – свистит, не дунул – не свистит…

– Эх, ты! Это у тебя свистит – не свистит…

На этом разговор закончился. Но я задумался. Свисток не только свистит, он теряется, ломается, его можно проглотить в конце концов (не дай бог!)… На всякий случай набил в интернете «проглотил свисток» и – было такое! Некто Анри Делоне – шишка, между прочим, основатель УЕФА! – судил, получил мячом в физиономию – точнее, в свисток, тот сломал два зуба, то и другое (зубы со свистком) Делоне… проглотил. В какие еще истории мог попасть свисток? Из памяти доносился вопль: «Судья, продай свисток – купи очки!».

СВИСТОК С… ГРОМКОГОВОРИТЕЛЕМ

Телефонный звонок судье международной категории Алексею Спирину имел далеко идущие последствия: лекция на полчаса, настоящий гимн свистку…

– Свисток – это не просто средство для подачи сигнала. Это средство общения, даже воспитания, звуком судья передает свои эмоции. Незначительный фол – небольшая трель. Систематический или умышленный – трель продолжительная с усилением в конце – как восклицательный знак: прекратите! Если футболисты южные, темпераментные – лучше дать коротенькую трель – не злить их. Если заторможенные, сигнал может быть и подольше – чтобы дошло. Свисток передает и информацию: начало игры – один сигнал, угловой – другой, окончание матча – третий. Типов свистков очень много. У каждого свой голос.

Мы выбираем свисток не только под свой темперамент, но и в зависимости от погоды, конструкции стадиона, количества зрителей. К примеру, если свисток металлический и судишь зимой, нужно обязательно надевать нагубник – чтобы не примерзли губы. В жару горошина может высохнуть и даже вылететь, поэтому выдерживали свисток в воде – чтобы горошина разбухла. Когда я судил на «Сан-Сиро», выбирал свисток попронзительнее и старался давать длинные трели: там такая конструкция стадиона – верхний ярус трибун как бы нависает над полем, и если много зрителей, создается большой шумовой фон. Стадион «Динамо» – открытая чаша. Для него выбирал свисток с более низким тембром. Для «Лужников» нужен был с тембром повыше… Если стадион незнакомый, брал 5-7 разных свистков и перед матчем на поле выбирал подходящий. Но самый необычный свисток у меня был, когда судил матч Италия – Аргентина перед ЧМ-92. Итальянская федерация решила провести эксперимент – сделать громче свисток при помощи электроники. На поясе – усилитель, два датчика – на свистке, антенна – на теле, был весь в проводах… Сигнал передавался на громкоговорители трибун и на телевидение. Эксперимент, в целом, удался, но почему-то на ЧМ эту систему не использовали.

ДВА ПАЛЬЦА В РОТ?

– Наверное, большой арсенал свистков имели?

– На игру обязательно и для себя (два) и еще давал помощникам – мало ли что! А вообще арсенал большой. Сейчас осталось только (смеется) штук двадцать. Правда, много подарочных – хрустальный, фарфоровый, деревянный… Я, кстати, и сейчас со свистком хожу. Читаю лекции: если шумно, свисток – мгновенная тишина! Пользуюсь им и когда тамада за столом. Были опасные ситуации на улице – достанешь свисток, как правило, сигнал остужает.

– Самый дорогой свисток….

– Есть один – судил с ним в 1991-м два матча: на «Уэмбли» Англия – Германия и финал кубка УЕФА «Интер» – «Рома». Наш свисток – простенький, самопальный!

– Вы сказали «мало ли что»…

– Случаев сколько угодно! Бывало, грязь залетит в барабан – дуешь, дуешь: нет звука! Зимой горошина примерзала к барабану. Однажды в эмоциях пластмассовый свисток зубами разгрыз. С ребятами случалось: свисток во рту, мяч попадает – хорошо, не глотали… Поэтому и должен быть он на ниточке. Часто теряют свистки…

– Если нет запасного – сунул два пальца в рот…

– Как-то я помогал Валере Баскакову на Ширяевом поле – судил первенство Москвы. Дул он, дул в свисток – никакой реакции, тогда как выдал обычный свист (но без пальцев) – сразу обратили внимание!

– Считается, если судья мало свистит – это показатель класса…

– Чрезмерный свист мешает игре. Поэтому и не рекомендуется держать свисток постоянно во рту! Когда он во рту, и судья видит нарушение, часто свистит автоматически и иногда в пользу провинившегося – срывая атаку. Если же держит свисток в руке, то, пока поднесет ко рту, успевает осмыслить ситуацию. Ну и потом, свисток во рту мешает нормально дышать, словесно общаться с игроками (хотя по статистике устное общение – 7%, а 93% – язык мимики, жестов и свиста).

– В советские времена со свистками было туго?

– Да, были проблемы. Даже заимствовали у милиционеров. Я тоже, бывало, подходил: дядь, подарите свисток! Но всегда выручали умельцы. В СССР делали свистки в Москве, Питере, Ереване… Стоили 5-10 рублей…

БАРНАУЛЬСКАЯ «МЕЛЬНИЦА»

– До войны в СССР у судей был не свисток, а сирена – три трубочки разного размера, верхняя часть загнутая, – говорит судья всесоюзной категории Марк Рафалов. – У нее был приглушенный звук горна. Потом стали использовать милицейский свисток… По средам на Мархлевского собирался президиум спорткомитета Москвы. Приходили судьи. Там их ждали умельцы – предлагали самопальные свистки где-то по трояку…

К 70-м советская промышленность, наконец, освоила свистки и… завалила ими все базы и спортмагазины. Из белой пластмассы, копеек по пятнадцать штука, они лежали на витринах среди каких-то рыболовных крючков и хоккейных шайб… никому не нужные. Судьи предпочитали самопал.

– В начале 80-х очень приличные свистки делали в Барнауле и Иванове, – говорит судья международной категории Владимир Овчинников. – Ивановские были с горошинкой. Барнаульские – с «мельницей» внутри барабана, вот у них пронзительность была сумасшедшая: на «Динамо» свистнешь – в «Лужниках» слышно!

– Была у меня такая «мельница», – говорит судья международной категории Андрей Бутенко. – Вместо шарика – иголочка в барабане (ось), на ней – лопасть, когда дуешь – крутится, получается трель. Отличная трель, но иногда в таком свистке зимой слюни замерзнут и – нет звука! Был случай: дую, дую – тишина! Игроки ничего не понимают, а пальцами свистеть – не умею. Но как-то остановил игру. «Нарушение правил!» – кричу. – «А чего не свистишь!» – «Подожди ты, дай свисток отогреть!». Посмеялись.

САМОПАЛ НИКОЛАЯ ШУШПАНОВА

Самопал делали по всему Союзу, но самым знаменитым мастером по свисткам в СССР был судья всесоюзной категории из Питера, механик-сборщик завода «Геологоразведка» Николай Шушпанов (светлая память – умер в прошлом году) – он выпускал свистки огромными партиями. Естественно, о своем «бизнесе» не распространялся – вполне можно было срок схлопотать. В интернете есть только пара фраз Шушпанова о своих свистках: «Работал в конструкторском бюро, и меня заинтересовал процесс изготовления судейских свистков из эбонита. В течение трех лет я экспериментировал над идеальной моделью свистка – сам разрабатывал, сам же и фрезеровал. Позже за моими свистками в Питер приезжали со всего Союза. Один раз из Ташкента пришел заказ на 50 свистков! Ради бога не подумайте, что я занимался подпольным бизнесом. Просто душа лежала к этому делу. Впрочем, последние годы Россия вышла на зарубежный рынок, и наши судьи за большие деньги покупают прессованные американские (что ли?) свистки. Год они свистят, а потом быстро затухают. Хотя, мне кажется, судейский свисток должен разговаривать, а не звучать в одной и той же тональности».

Вот только неувязочка – по словам Шушпанова, мудрил он над свистками из эбонита, но «идеальная»-то его модель была из металла. Послушаем потребителей.

– Изумительные свистки! Не хуже «ФОКСа» (английская фирма. – Прим. авт.)! – говорит Андрей Бутенко. – Из нержавейки – сваривал, гальванизировал. Он мне рассказывал – пока сделал свою знаменитую модель, где-то семь других испробовал. Продавал по десятке. Я у него купил штук десять, потом дома сидел в ванне и в каждый свистел по минуте – проверял. Хоть и хорошие они, но без проверки нельзя. Однажды двадцать свистков заказал – ребятам дарил, от ГАИ откупался ими.

От ГАИ откупался шушпановскими свистками не только Бутенко.

– Помню, нарушил правила, и гаишник начал… выставлять на сумму, – рассказывает судья международной категории Сергей Фурса. – Я ему говорю: «Проблем нет. Могу дать деньгами. Но у меня есть вещица – как раз для тебя. Ну, что у тебя за свисток! Я потому тебя и не заметил – что у тебя не свисток, а черт знает что!». Он: «Не понял…». Я: «Если поверишь на слово, через пятнадцать минут привезу тебе настоящий свисток». Отпустил – привез ему шушпановский. Он дунул, сказал: «Да, вещь!».

КАК НА ГОРНЕ…

У судьи всесоюзной категории Виктора Филиппова, как и у Алексея Спирина, свисток всегда при себе – на связке с ключами: пластмассовый «FOX» (Англия). Достает он для «фотосессии» еще четыре: пластмассовый «двухтурбинный» MOLTEN (Канада), три металлических – BALILLA (Италия), шушпановский и раритетную «дуделку». Дую в свистки. У каждого – свой голос. Самые пронзительные – пластмассовые (закладывает уши). Шушпановский – тенор. Раритет – «паровозный гудок».

– Его мне подарил знаменитый судья Ширяев Петр Васильевич, – говорит Филиппов. – Я проходил стажировку с другими молодыми арбитрами в московской коллегии судей. Сдавали тест и на свистки. Подходит ко мне Ширяев: «Все у тебя нормально, но… плоховато с дыханием». Я говорю: «Старался, дул…». – «Не так дул!». Достает свой свиток 30-х годов: «А ну-ка дунь в этот!». Дунул – какой же тихий! Ширяев говорит: «Дарю! Тренируй на нем дыхание и тональность сигнала!». То есть на этой дуделке, как на горне, можно было гортанью регулировать высоту звука. А чтобы еще и громко получалось, надо было разрабатывать легкие…

P.S.

Свисток свистков – самый главный из тех, что находятся на «одной шестой суши», хранится в типовой двухкомнатной квартире в Алтуфьево у дочери знаменитого арбитра Николая Латышева (18 февраля было десять лет со дня смерти). Это «золотой свисток», его Латышев получил, отсудив финал ЧМ-62 в Чили (больше из россиян никто финалы не судил).

Еду, чтобы дотронуться до святыни, желательно губами. Те, кто пробовал, сообщили: свистит… с трудом. Может быть, увижу другие – антикварные? Если у Спирина – два десятка, у Латышева, очевидно, не меньше. Но Людмила Николаевна говорит: ничего не осталось, все раздали. А «золотой» – вот он в коробочке. Впрочем, оказался не золотым, а серебряным, с гравировкой – пузатенький, с горошинкой. Свистит совсем не трудно – приятный «грассирующий» тенорок. Нашла-таки дочь свисток и попроще – эбонитовый, судя по фото именно в такой дул Николай Гаврилович в 50-х прошлого века. С моей помощью запел он бледным фальцетом – таким от гаишника не откупишься. Правда, запел на два голоса. По сути, это была самая коротенькая в мире дудочка – с «клавиатурой» из одной дырочки (закрыл – один звук, открыл – другой). Выдул я из нее даже трель – барабаня по дырке пальцем. Сомневаюсь, что очень уж выразительную…

БАЙКИ О СВИСТКАХ

СВИСТОК ИСКАЛИ ДВУМЯ КОМАНДАМИ

– Судья Алимов, когда отодвигал стенку, клал свисток на мяч – чтобы не ударили без сигнала, – рассказывает Марк Рафалов. – Никто и не бил – потому что у Алимова был огромный авторитет… Однажды я приехал судить в Баку «Нефтчи» и «Шахтер», встречает администратор, хохочет. «Что, – говорит, – новая методика использования свистка?». И рассказывает: судил Ломоватский (был такой арбитр – юрисконсульт «Детского мира»), положил свисток на мяч, как Алимов, пошел ставить стенку. Тут кто-то из наших как замочил по мячу! Свисток искали двумя командами, еле нашли!».

«ОСТАНОВИСЬ, ТЫ!»

– Матч «Динамо» – «Торпедо», судит Игнатьев из Калуги, – рассказывает Виктор Филиппов. – Во 2-м тайме один из игроков явно нарушает правила. Но свисток молчит, хотя все видят, как судья подносит его к губам и пыжится. Игра продолжается. Судья продолжает мудрить со свистком, потом начинает махать руками, что-то кричит, но… игра продолжается – свистка-то нет! С мячом – Газзаев. Сами игроки уже кричат: «Остановись, ты!». Наконец, остановился: «В чем дело! Свистка-то нет!». Запасного свистка не оказалось ни у одного помощника, ни у другого. Искали долго, наконец, кто-то принес. А свисток Игнатьева замолчал, потому что… развалился.

«ИДИ, ПОСУДИ!»

– Все помнят, как в одном матче судья Сергей Хусаинов, возмущенный репликами тренера Газзаева, протянул ему свисток: «Судите сами!», – рассказывает Виктор Филиппов. – Газзаев свисток не взял, но подействовало – замолчал. Через несколько лет (я был свидетелем) другой арбитр попытался скопировать прием Хусаинова. «На свисток – иди поработай!» – сказал особо говорливому игроку. Тот схватил свисток и со словами «А иди ты!» – зашвырнул его далеко за пределы поля. Искали свисток минуты три (второго не оказалось) и… хохотали.

СЛАВА БОГУ, НЕ ПРОГЛОТИЛ…

– Один из арбитров первой лиги 70-х имел недостаток: чтобы не пропустить нарушения правил, постоянно держал свисток во рту, – рассказывает Виктор Филиппов. – Ему делали замечания (не по методике, да и опасно – получишь однажды мячом!), он только отмахивался. И однажды «получил». В результате лишился передних зубов. Слава богу, не проглотил их вместе со свистком! После этого судил «по методике».

Новости. Футбол