«Бандиты приехали на дачу и пытали меня пять часов…»

СОСЕДИ МИРОН МАРКЕВИЧ. Его «Металлист» в этом сезоне – это и самая посещаемая команда Украины (на домашние матчи в среднем ходит по 16 тысяч человек), и претендент на медали национального первенства, и главная сенсация Кубка УЕФА (харьковчане в блестяще
news

СОСЕДИ
МИРОН МАРКЕВИЧ.

Его «Металлист» в этом сезоне – это и самая посещаемая команда Украины (на домашние матчи в среднем ходит по 16 тысяч человек), и претендент на медали национального первенства, и главная сенсация Кубка УЕФА (харьковчане в блестящем стиле выиграли групповой турнир, затем низвергли «Сампдорию», а в 1/8 финала уступили соотечественникам из киевского «Динамо» лишь по разнице забитых и пропущенных мячей). Самого Маркевича небезосновательно считают главным творцом всех этих успехов.

Наше интервью, впрочем, началось не с напрашивающихся вопросов о «Металлисте». Вспомнили российский этап в карьере тренера – работу с махачкалинским «Анжи»…

В ГОСТЯХ У ГАМЗАТОВА

– Что в памяти осталось от той командировки в Дагестан, Мирон Богданович? Семь лет прошло…

– Помню, что было тяжело. Я, кстати, это предчувствовал – меня ведь две недели уговаривали принять команду. К моему появлению в Махачкале от славного коллектива Гаджи Гаджиева оставались лишь, простите, ножки да рожки. Лучших игроков, которые и держали «Анжи» в тонусе, к тому моменту разобрали. Руководство клуба приняло решение пригласить украинского тренера. Я только потом понял – почему. Дело в том, что внутри команды был конфликт. Два лидера – Агаларов и Будунов – никак не могли найти общий язык. И в команде произошел раскол. Увы, об этом я узнал уже в Махачкале...

– Выступить в роли миротворца не пробовали?

– В тех условиях примирение было невозможно. Слишком уж разношерстная публика собралась. Я хотел несколько человек убрать из команды, но мне тонко намекнули, что делать этого не стоит. Там были свои законы. В той обстановке нормально работать было невозможно. Хотя сейчас, встречаясь с бывшими подопечными на сборах, обнимаемся, что-то вспоминаем…

Хорошего ведь тоже хватало. Я, например, никогда не забуду, как после домашнего матча с «Локомотивом» меня и наставника «железнодорожников» Юрия Семина пригласили в гости к Рамсулу Гамзатову – он жил недалеко от арены. Та встреча оставила незабываемые эмоции! Я с детства тянулся к поэзии и культуре. Мама так воспитывала. Учился в единственной евангелистской школе Львова, играл на рояле. Сейчас стараюсь в музеи ходить. А тут Гамзатов! Великий поэт. Со здоровьем, правда, у него уже тогда не особо хорошо было. Вскоре ушел в мир иной…

– Говорят, вас к Гамзатову люди с автоматами сопровождали?

– Время тогда неспокойное было. Известные всем события в Чечне. Вот и охраняли нас.

– Спустя семь лет вы с Семиным встретитесь уже в 1/8 финала Кубка УЕФА…

– А вы знаете, что мы с ним еще в начале 80-х в высшей школе тренеров в Москве вместе учились? Он, правда, курсом старше. А тут, да – Кубок УЕФА. Но мне этого очень хотелось – с его «Динамо» сыграть. Две украинские команды соперничают на таком серьезном уровне – замечательно! И пусть мы в итоге проиграли, мне нисколько не стыдно. Наоборот – хочу поблагодарить ребят. На них ведь никто и ломаного гроша не ставил после поражения в первом круге от «Бешикташа», а мы так далеко продвинулись! Думаю, если бы мы сегодня вместо киевлян готовились к четвертьфиналу против «ПСЖ», никто из специалистов или болельщиков не сказал бы, что это незаслуженно.

10 минут нам в четверг не хватило. Не хватило человеческих ресурсов. Один матч пропустил, другой травму получил, а у нас скамейка короткая. Тут еще голкипер Горяинов, который просто блестяще проявил себе в групповом турнире Кубка УЕФА, допустил кучу не свойственных ему ошибок…

Впрочем, все это уже не имеет никакого значения. Главное – мы проиграли, потому что пропустили больше, чем нужно. Или забили меньше, чем требовалось. Обидно, но жизнь на этом не заканчивается. Надеюсь, наши болельщики уже в будущем сезоне порадуются новым успехам «Металлиста» в Европе…

НАПАДЕНИЕ

– В «Металлисте» вы уже четвертый год. Дольше только в родных «Карпатах» отработали. В тех самых «Карпатах», что в последний свой приход с «болотом» сравнили…

– Хотите спросить – с чего вдруг? Все просто – то возвращение во Львов я до сих пор самой главной ошибкой считаю...

В «Карпаты» меня позвал вернувшийся из Киева и ставший губернатором Львовской области Михаил Гладий. Михаила Васильевича я хорошо знал – он помогал клубу в 1998-99 годах. Тогда команда стала бронзовым призером чемпионата Украины и замахивалась на попадание в Лигу чемпионов. Поэтому, когда Гладий мне сказал, что Львов опять создает боеспособную дружину, я решился на кардинальные перемены и ушел из запорожского «Металлурга»…

Первый круг мы завершили на третьем месте. Четвертую команду опережали, если не ошибаюсь, на 9 очков. Но затем все изменилось. И после ничьей с «Днепром» президент клуба Петр Дыминский меня уволил. А Гла-дий, который и подтянул Дыминского к финансированию «Карпат», уже ничего не смог сделать.

– Дыминский тогда позволял себе едва ли не вместо вас давать установку игрокам, и сам решал, кому выходить на поле. Было такое?

– Если в Запорожье, Кривом Роге, Луцке и Харькове я с подобными проблемами не сталкивался, то о Львове впору легенды слагать. Доходило до маразма – за час до игры объявляю состав, но президент волевым решением вместо некоторых названных игроков дает распоряжение выпустить на поле других ребят. Причем, когда возвращался в «Карпаты», мы достигли с ним договоренности, что никакого вмешательства в мою работу не будет. Поначалу он ее соблюдал, а затем все пошло по-старому.

– Вы действительно по контракту с «Карпатами» официально зарабатывали всего 700 гривен (на то время менее 200 долларов. – Прим.авт.) в месяц?

– Насчет цифры – все верно, только это был не контракт, а филькина грамота! Естественно, после того как я ушел из «Карпат», обещанного мне не выплатили…

– В футбольном мире Украины в то время ходили слухи, что известная история с вашим избиением (1 сентября 2004 года на дачу к Маркевичу под Львовом ворвались пятеров бандитов в масках. – Прим.авт.) связана с трансферной деятельностью «Карпат». Дескать, Маркевич зарабатывал на трансферах футболистов, и именно этот факт стал причиной вашего «знакомства» с бандитами…

– Сейчас любой может придумать что угодно. Вот только заминка выходит – в «Карпатах» покупкой футболистов занимался сам Петр Петрович. Именно по его распоряжению во Львов привозили игроков, о которых я никогда ничего не слышал. Когда я спрашивал Дыминского, зачем они нам нужны, он обычно махал в ответ рукой. Мол, ты – тренер, вот и сделаешь их них нормальных исполнителей…

– Правда, что одному из бандитов, для того чтобы вы открыли дверь, пришлось рычать, изображая собаку?

– Да, ведь со мной на даче была моя овчарка. Они ее усыпили. А потом кто-то начал рычать под дверью. Я открыл…

Действия бандитов были продуманы до мелочей. Работали профессионально. 8 тысяч долларов, что у меня были, я сразу отдал. Но их эта сумма только разъярила. Пять часов пытали меня, спрашивали, где прячу миллионы. Вставили кляп, завязали глаза и били, наставляя оружие. Вспоминать жутко…

До сих пор не знаю, почему меня тогда не прикончили. Наверное, не было приказа. Завершилось все тем, что они сказали: «Ладно, живи. Мы уйдем – а ты найди щипцы и развяжись».

Я, кстати, и в этой истории нахожу свой позитив. Чисто психологический. После 1 сентября 2004 года мне в этой жизни больше ничего не страшно…

– Грабителей ведь нашли?

– Да. Они столько всего натворили, что давно были в розыске. Но вот заказчиков так и не отыскали. Как обычно бывает – несут наказание мелкие сошки. Хотя грабители просто так ко мне на дачу, понятное дело, никогда бы не пошли.

– Слышал, был еще один случай с оружием – сотрудники киевского «Динамо» наставили на вас автоматы, когда вы пытались забрать у них Андрея Гусина…

– А вот это неправда. Журналисты или что-то поднапутали, или неправильно интерпретировали мои слова. Просто «Карпаты» имели полное право на Андрея, которого «Динамо» забрало из Львова под предлогом службы в армии. Когда его служба подошла к концу, я подумал, что было бы хорошо получить игрока назад. Но его перехватили на пути во Львов. Перехватили без автоматов…

«ОТЦА СПАС ФУТБОЛ»

– Вы продолжаете дело своего отца – известного украинского тренера. Между тем мало кто знает, что Маркевич-старший в свое время был сослан в Сибирь, откуда мог и не вернуться…

– Если честно, я об этой истории узнал уже в зрелом возрасте. Как вы помните, в первые дни войны немецкие войска быстро продвигались по территории СССР, и папу просто не успели призвать в Красную Армию. Так он оказался в оккупации. В 1942 году его отправили в Германию – работать на заводе «Мерседес». В 1945-м, когда советские войска заняли Штутгарт, отца сослали в Сибирь. Но его спас футбол – в лагере один из начальников очень любил эту игру. И помог отцу вернуться домой уже через полтора года.

Вскоре папа перешел на тренерскую работу. Его воспитанники в составе «Карпат» стали обладателями Кубка СССР. А Ростислав Поточняк был капитаном молодежной сборной Союза. Сейчас в моих родных Винниках, что под Львовом, на том месте, где тренировал Маркевич-старший, я создал футбольную школу…

– Выкупили землю?

– Нет, никаких документов не оформлял. Просто вложил личные деньги в инфраструктуру – сделал еще два поля, оградил бетонными плитами стадион. Сегодня там занимаются около сотни ребятишек. Трудятся пять тренеров, врач, работники стадиона... Немалое хозяйство, одним словом. Но это стоит того: двое выпускников школы – Вирт и Гвоздик – уже выступают в дубле «Металлиста». На подходе еще несколько перспективных ребят…

– Это правда, кстати, что вы сами до сих пор регулярно играете в футбол?

– Два раза в неделю! Год назад мне в США в хорошей клинике сделали операцию – поменяли тазобедренный сустав. И уже через шесть месяцев я снова начал бегать. С нами на поле регулярно выходит и президент «Металлиста» Александр Ярославский. Я выступаю на позиции нападающего, а Александр Владиленович – полузащитника…

КОД МАРКЕВИЧА

Чтобы продолжить, сделаю необходимое отступление. Кто не знает, выступает сегодня за «Металлист» легендарный по украинским меркам игрок – экс-звезда «Днепра» и сборной Украины Александр Рыкун. Пять лет назад футболисты 16-ти клубов высшей лиги признали Сашу лучшим футболистом чемпионата страны. Болельщики «Днепра» скромно величали техничного хавбека: «Наш Зидан». Специалисты дружно расписывали его радужные перспективы…

Но была у парня одна всем известная слабость – к спиртному. Сколько ни бились с этой слабостью в «Днепре» – все впустую. Дошло до того, что руководство клуба заявило, мол, мы перепробовали все средства, которые знает современная медицина, чтобы избавить Александра от пагубной страсти, но ничего не помогает. И вот, когда на футболисте все поставили крест, его за немалые деньги (по неофициальной информации – за 2 миллиона долларов) выкупил у «Днепра» «Металлист»…

Маркевич почти на три года продлил карьеру талантливейшему футболисту: в Харькове Рыкун стал одним из лучших! Поговаривали, правда, что к нему постоянно приставлен охранник, но это уже частности. Слова тренера о том, что Саша будет играть в Харькове столько, сколько он будет тренировать команду, до сих пор смакуют украинские СМИ…

– Мирон Богданович, откройте секрет – какие технологии вы применяли в лечении Рыкуна?

– Никаких технологий не было. Саша просто хотел доказать, что его рано списали со счетов. Он изменился в лучшую сторону. Конечно, не все было гладко, случалось и у нас недопонимание. Но сегодня я говорю ему «спасибо» за вклад в наши успехи. Учитывая то, что Рыкун нам еще обязательно поможет. А потом, глядишь, и в тренерском штабе «Металлиста» поработает…

– Правда, что вы официально разрешали Рыкуну раз в неделю «спустить пар», и после игры у него был на один выходной больше, чем у всей команды?

– Ложь! За «спуск пара», как вы выразились, он штрафовался. Причем очень серьезно.

– Как вам вообще удается постоянно мотивировать ребят на то, чтобы они находились в тонусе?

– Футболисты – здравомыслящие люди. Они сами понимают, что им это нужно – находиться в тонусе. Главное, чтобы тренер не мешал. Я стараюсь не мешать. Ищу золотую середину.

– Интересно, на каком языке вы общаетесь с многочисленными легионерами «Металлиста» – сенегальским защитником Папа Гуйе, бразильцами Жажей и Коэльо, аргентинцами Майданой и Асеведо, ивуарийцем Зезе?

– Папа знает русский, Коэльо – английский. С аргентинцами тяжелее. Но у нас есть бразилец Эдмар, который женился на украинке и прекрасно владеет русским языком. Он всегда готов выступить в роли переводчика.

– Мировой финансовый кризис не ударил по бюджету «Металлиста»? Он по-прежнему составляет 20 миллионов долларов?

– Никаких изменений к худшему нет. Все стабильно. Зарплату выплачивают вовремя.

– В свое время вы выступали в роли политического агитатора – агитировали голосовать на выборах в Верховную Раду за все того же президента «Карпат» Дыминского. Как сейчас относитесь к политике?

– Мне искренне хочется, чтобы мою страну уважали. Знаете, почему украинские тренеры не востребованы за рубежом? Потому что, какое отношение к стране, такое же – и к ее работникам. Имидж Украины в мире однозначно нужно поднимать.

Но в политике я себя не вижу. Один раз крепко обжегся – хватит. Больше ввязываться не хочу. Когда у нас в стране была «оранжевая революция», я был ее активным приверженцем. Наивно верил в то, что вскоре жизнь в стране изменится. Но глядя на тот бардак, что творится в Украине все эти годы, я лишился всех романтических надежд. Сейчас считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я лично впредь собираюсь заниматься только футболом.

– И к чему будете стремиться?

– Думаю, что каждый тренер хочет стать чемпионом своей страны. И поработать за границей с каким-то солидным клубом. У меня тоже есть подобные амбиции. Но я стараюсь реально смотреть на вещи. Мое дело сегодня – «Металлист»…

Харьков

КСТАТИ

Прошлой зимой «Металлист» Маркевича стал четвертой командой, отыгравшей групповой турнир Кубка УЕФА без пропущенных мячей! До этого подобное удавалось лишь английскому «Мидлсбро», румынскому «Стяуа» и немецкой «Герте» (все в сезоне-2005/06). Напомним, с кем харьковчане играли в группе: «Герта» (д) – 0:0, «Галатасарай» (г) – 1:0, «Олимпиакос» (д) – 1:0, «Бенфика» (г) – 1:0.

Мирон Богданович МАРКЕВИЧ

Родился 1 февраля 1951 года в Винниках, Украинская ССР.

Воспитанник львовского футбола. Полузащитник. Выступал за команды: «Карпаты» Львов (1970-1972), СКА Львов (1973), «Спартак» Орджоникидзе (1974), «Торпедо» Луцк (1976-1977).

Работал главным тренером в клубах: «Торпедо» Луцк (1984-1987), «Волынь» Луцк (1991-1992), «Кривбасс» Кривой Рог (1990, 1996), «Карпаты» Львов (1992-1995, 1996-1999, 2002-2003), «Подолье» Хмельницкий (1995), «Металлург» Запорожье (1999-2001), «Анжи» Махачкала (2002).

С июля 2005 года – главный тренер харьковского «Металлиста», с которым дважды подряд выиграл бронзовые медали чемпионата Украины, победил в групповом турнире розыгрыша Кубка УЕФА-2008/09.

Бронзовый призер чемпионата Украины-1998 с «Карпатами». Рекордсмен высшей лиги чемпионатов Украины по количеству матчей, проведенных в качестве главного тренера – 430 игр. Заслуженный тренер Украины.

Новости. Футбол