И Питер тренировал, и Москву, и Киев, и сборную!

ПАМЯТЬ ЮРИЙ МОРОЗОВ. 13 мая замечательному футболисту и тренеру исполнилось бы 75 лет. В Питере Юрий Андреевич без преувеличения был фигурой культовой. Что говорить, если , кроме обычного «Дед», его называли и «Отцом Всех Наших Побед».
news

ПАМЯТЬ

ЮРИЙ МОРОЗОВ. 13 мая замечательному футболисту и тренеру исполнилось бы 75 лет. В Питере Юрий Андреевич без преувеличения был фигурой культовой. Что говорить, если , кроме обычного «Дед», его называли и «Отцом Всех Наших Побед».

Вместе с вдовой Юрия Андреевича Галиной Дмитриевной и ветеранами футбола «ССФ» перелистал семейный альбом.


– Мы с Юрой прожили 47 счастливых лет: познакомились, когда нам было по 20 лет, поженились – в 23. Сейчас вот перебираю наши старые фотографии, письма – слезы так и наворачиваются. Прочитай вы их, поразились бы! Как он красиво и нежно писал!..

Этот шуточный фотошарж мы сделали в наш первый совместный Новый год. Видите, на карточке цифра 57 зачеркнута? Это мы 58-й встречали. Поженились как раз за несколько дней до него – 21 декабря…

А как хитро мне Юра предложение сделал – без слов! Пошли, говорит, в магазин – купим кое-что. Ну, я сразу в отдел подарков – думаю, сюрприз хочет сделать. А он вдруг в ювелирный отдел заворачивает и берет у продавца обручальное кольцо. Я остолбенела, смотрю на него, а он мне это колечко уже на пальчик примеривает. Тут и слов не понадобилось.


– Тут Юра совсем еще мальчишка – тощенький такой, молоденький. На этой фотографии ему, дай бог памяти, всего 18 лет. Из-за войны заниматься футболом он начал в 15 лет – по спортивным меркам довольно поздно. Но преданность игре помогла ему стать классным футболистом. А все потому, что играть он мог, где угодно, даже в самых неподходящих для этого местах – лишь бы мяч был. Даже пробежки совершал во дворах – брал с собой товарища с секундомером и работал над скоростью.


Первый вице-президент РФС Никита Симонян:

– Он был единственным у нас тренером, поработавшим в ведущих клубах трех крупнейших футбольных городов – в Ленинграде, Киеве и Москве. Но мне он запомнился прежде всего по многолетней совместной работе в сборной СССР. Это был выдающийся тренер и кристально честный человек. А на снимке – типичное поведение тренера Морозова. В отличие от своего друга Лобановского, он не мог спокойно сидеть на скамейке. Юрий Андреевич переживал любой эпизод. При случае мог и судьям задать вопросы, если в чем-то, на его взгляд, арбитр ошибся.

Да что, я о нем в двух словах скажу – о нем книги писать надо…


Легендарный Валентин Иванов, бывший капитан и тренер «Торпедо»:

– С полузащитником Юрием Морозовым я встречался на поле неоднократно. Ведь в разные годы он выступал в трех ленинградских клубах - «Зените», «Адмиралтейце» и «Динамо». Не знаю, почему он не удержался в «Зените», но в двух других питерских командах был капитаном. А это говорит об авторитете в коллективе, об умении быть хорошим помощником тренера на поле. Морозов был техничным, думающим игроком.

На снимке он, судя по форме соперников, врывается в штрафную московского «Локомотива». Было это, бесспорно, в Ленинграде на стадионе имени Кирова, вмещавшем, между прочим, раза в два больше зрителей, чем нынешний «Петровский». Тем не менее, как видите, на матче был аншлаг, хотя играли далеко не лидеры того времени.


– Дружба Юры с Валерием Лобановским – это отдельная тема. У нас дома до сих пор висит вымпел «Лобановский – навсегда!». Как повесил его Юра много лет назад, так он и висит. Они не просто дружили, они подпитывали друг друга энергией, давали друг другу силы жить и работать… Поэтому, в какие бы концы света их ни закидывала судьба, они все равно оставались на связи.

Юра с Валерием Васильевичем познакомились в 75-м, во время турне сборной СССР по Югославии. И впоследствии, сколько помню, судьба постоянно их сводила. То в ОАЭ в одно время работали, то в Кувейте. Постоянно общались, навещали друг друга.

Неудивительно, что и мы с женой Валерия Васильевича Адой тоже стали общаться довольно близко. Так и начали дружить семьями. А с Адой мы поддерживаем близкие отношения до сих пор. То мы к ним в Киев на дачу ездили, то они к нам – в Ленинград. А Новый, 90-й год мы вместе встретили на Кипре. Кстати, во время семейных посиделок был уговор – ни слова о футболе. Зато, как только они оказывались вдвоем – про все забывали, кроме футбола, естественно.


– Летом 1990-го года, после чемпионата мира в Италии Юру пригласили в Ирак – работать с местной олимпийской сборной. Мы посовещались и решили, что поедем. Страна оказалась очень интересной: настоящая экзотика! Город-музей Вавилон, долины Тигра и Евфрата – такая красота! На фото, кстати, запечатлена наша экскурсия по Вавилону – нас с Юрием Андреевичем сопровождал сотрудник местного спорткомитета, который в своем время учился в Киеве и хорошо знал русский язык.

Прожили мы там недолго – около четырех месяцев. Америка начала военные действия в Персидском заливе, и мы вынуждены были спешно покинуть страну.


– Юра был очень дружен с Кириллом Лавровым. Кирилл Юрьевич всю свою жизнь страстно болел за «Зенит»: на этой почве в начале 60-х они и познакомились.

Интересно, что случилось это не в Петербурге, а в Москве. Подробностей знакомства я уже не помню – давно было. Но дружба эта длилась почти 50 лет…

Хорошо помню слова, которые Кирилл Юрьевич произнес на похоронах мужа: «Юра Морозов сам создал себе памятник при жизни, памятник в сердцах людей, которые будут любить его всегда». Как с этим не согласиться? Сам же Лавров пережил Юру всего на два года…


– Мало кто знает, но Юра однажды участвовал в самых настоящих киносъемках. Было это в 67-м. Помните знаменитый советский фильм «Удар! Еще удар!»? Так вот, там Юра вместе со своим родным братом Олегом (он на фото справа) исполняли роль «футбольных каскадеров», как я это называю. Ребята дублировали во время игровых сцен (на поле!) исполнителей главных ролей: Виктора Коршунова и Валентина Смирнитского. Помню, получили они за это по 500 рублей – большие деньги по тем временам. Юра тогда учился в аспирантуре – стипендия у него была сто рублей в месяц.

А его брат Олег – человек разносторонний, но очень сложной судьбы. В свое время тоже играл за «Зенит». Юрий Андреевич говорил, что брат как футболист даже был талантливее, чем он сам. Но фанатом игры Олег не стал. Футбол в конце концов ему наскучил, и он пошел в науку: стал кандидатом химических наук. Жаль, но и его сейчас уже нет в живых…

А вот кто на снимке в центре, сейчас уж не вспомню.


Юра вообще был профессионалом до мозга костей: всегда дружил с режимом, да еще и использовал любую возможность, чтобы подремать и восстановить силы. Вот и на снимке он уснул прямо в раздевалке. Лицо у него довольное, значит, наши выиграли.

Но Юра не жаловался на усталость: никогда себе этого не позволял. Даже во время тяжелой болезни, которая привела к печальному концу, я не услышала от него ни единой жалобы. Кремень был!


Юрий Андреевич МОРОЗОВ

Родился 13 мая 1934 года в поселке Синявино Ленинградской области. Умер 15 февраля 2005 года в С.-Петербурге.

Заслуженный тренер СССР.

Карьера: Выступал в ленинградских командах «Зенит» (1954, 1957-1958), «Алмиралтеец» (1958, 1961), «Динамо»(1962-1964). В чемпионатах СССР сыграл 153 матча, забил 9 мячей.

Карьера тренера: главный тренер (1978-1982,1991,1992, 2000-2002), спортивный директор (1995) «Зенита». Главный тренер «Динамо» Киев (1983), ЦСКА (1984-1987). Тренер сборной СССР (1974, 1976, 1983, 1986, 1990). Главный тренер сборной Ирака (1990), «Шарджа» ОАЭ (1992). Тренер сборной и главный тренер олимпийской сборной Кувейта (1994).

Под руководством Морозова «Зенит» стал третьим призером чемпионата СССР (1980) и чемпионата России (2001), в 1986 году ведомый им ЦСКА выиграл турнир первой лиги и вышел в высшую.

Кандидат педагогических наук.

Новости. Футбол