Не надо называть их «потерянными»

null
news
 

АВТОРИТЕТНО

Анатолий Бышовец работал со многими «сборниками», для которых нынешний чемпионат мира станет, скорее всего, последним. Сначала в юношеской, потом в олимпийской и первой сборных. И что характерно, в разговоре с корреспондентом «Советского спорта» Сергеем ЕГОРОВЫМ тренер не стал называть это поколение потерянным.

— Не стал бы окончательно ставить крест на выступлении этих ребят в сборной. Уверен, все будет зависеть от того, какую позицию займет главный тренер, — считает Анатолий БЫШОВЕЦ. — На судьбу в сборной Мостового, Карпина, Онопко, Никифорова будет влиять еще и конкуренция в сборной. Найдутся ли игроки в их позициях сильнее? Перед чемпионатом мира, к примеру, Мостовой и Карпин провели хороший сезон, и только травма Александра лишила его шанса сыграть в Японии. Но опытные игроки нужны на таких крупных турнирах. Вспоминаю, как в 1970-м на чемпионат мира поехал сорокалетний Лев Яшин, который одним своим видом позволял молодежи чувствовать себя уверенно.

Давайте не будем называть это поколение потерянным. Это поколение футболистов, не реализовавших свой потенциал. Да оно и не имело условий для его реализации. Ребята за 10—12 лет в сборной прошли через интриги между игроками и тренерами, между федерацией и игроками… Они были «легионерами»… И в своих клубах они реализовали себя даже больше, чем в сборной. Проблема сборной – это не проблема игроков, это комплексная проблема всего российского футбола.

Это поколение прожило долгую жизнь в сборной. Их постоянное появление в составе шло, с одной стороны, оттого, что их возможности хорошо известны, и всегда продемонстрируют определенный уровень мастерства, с другой – тем, возможно, что за спиной не было достойных кандидатов. Но чтобы эти кандидаты были, их надо искать. Надо давать шанс новичкам, готовя их к выходу на поле. Этого не было.   

Лидером этой плеяды по игре оказался Александр Мостовой, который был самым талантливым. Валерий Карпин близок к нему по авторитету. Кстати, именно Валерий имеет наибольшие шансы стать хорошим тренером – по складу ума, по пониманию футбола, по способности анализировать.

В девяностые годы сборная не смогла преодолеть группового турнира ни на чемпионате Европы, ни на чемпионате мира. И надо признать, что команда не была готова к тому, чтобы преодолеть этот барьер. Не проходила его не из-за каких-то субъективных обстоятельств – она не была готова к этому. Перед каждым турниром нам говорили о хорошей обстановке в сборной. Ни футболисты, ни журналисты не были готовы к тому, чтобы говорить правду. Игроки были не свободны. Мало личностей, которые могли бы независимо выражать свое мнение. К этому еще предстоит прийти.