Старший тренер ФК «Жемчужина-Сочи» Геннадий Бондарук: Сочи в элите – это не фантастика!

Чуть более года назад в тренерский штаб возрожденной и амбициозной «Жемчужины-Сочи» вернулся рекордсмен клуба по числу проведенных матчей (их у него 182), любимец сочинских фанатов, безгранично преданный футболу человек Геннадий Бондарук. Любители спорта
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ВТОРОЙ ДИВИЗИОН. ЗОНА «ЮГ»

Чуть более года назад в тренерский штаб возрожденной и амбициозной «Жемчужины-Сочи» вернулся рекордсмен клуба по числу проведенных матчей (их у него 182), любимец сочинских фанатов, безгранично преданный футболу человек Геннадий Бондарук. Любители спорта номер один знают Бондарука как техничного и неуступчивого защитника с… обезоруживающей улыбкой. Его воспринимают как знаковую фигуру периода славных времен сочинского футбола конца минувшего века.

ИЗ АБХАЗИИ В СОЧИ… ЧЕРЕЗ РОСТОВ

— Геннадий Михайлович, вы познакомились с футболом в Пицунде, но затем уехали в Ростов-на-Дону. Ради чего сменили шикарную природу Абхазии на «плац» ростовского спортинтерната?

— Ежегодно в Гаграх проходил турнир памяти Яманидзе. Туда приезжали и ворошиловградский, и харьковский интернаты. Но ростовский всегда выглядел посильнее. Он считался лицом детского футбола в стране. Туда мечтал попасть каждый. Когда я закончил пять классов, меня пригласили в Ростов. Там убедился, насколько квалифицированный тренерский состав собран на Дону.

…Позже, уже в 97-м, я поздравил своего тренера по ростовскому спортинтернату Владимира Нечепуренко с 60-летием. А через месяц звонит его жена, плачет: Данилыч умер. Я сразу к Арсену Найденову (многолетнему тренеру «Жемчужины». – Прим. ред.): мол, мне срочно надо в Ростов. А нам в Москве со «Спартаком» играть! Но тренер тогда все понял и не стал чинить препятствий.

— Как вы оказались в «Жемчужине»?

— Когда распался Союз, я выступал за сухумское «Динамо». У нас была прекрасная команда: тренер Олег Долматов, игроки Овчинников, Смирнов, Сабитов… Но оставаться в Абхазии было опасно. Я мог уйти в «Днепр» к Евгению Кучеревскому. Уже прошел с днепропетровцами сборы, но в Сухуми запросили слишком большую по тем временам сумму. Тогда меня буквально перехватил Найденов и сказал: «Все вопросы решу, оставайся». Моя квартира в Пицунде пропала. Я жизнь начинал с нуля, да еще собирался жениться. Найденов предложил жилье в Сочи – и сдержал слово.

— Как наставник «Жемчужины» уладил трансферный вопрос?

— Тогда один игрок, Хагба, подписал контракт с сочинской командой. Но его из Абхазии не отпускали. И Арсен Юльевич предложил: «Вы отдаете Бондарука, я не претендую на Хагбу». А через год пришел и Хагба...

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ…

— Не смущало, что «Жемчужина» создавалась почти на пустом месте: не было ни базы, ни традиций?

— Пришел на тренировку и сразу увидел уровень футболистов: Ледовских, Мурыгин, Подружко, Нозиков, Чекмезов, Шинкарев, Лушин, Чекунов, Шептицкий… Многие уже прошли высшую лигу. Я не сомневался, что команда с такими игроками решит задачу выхода в первый дивизион. А после реорганизации всего нашего футбольного хозяйства мы оказались в высшей лиге.

— Секрет Найденова быстро раскусили?

— Он человек слова. Может, не так силен в тренерских делах, но что касается обещаний и их выполнения – на него можно положиться. Сегодняшнее руководство клуба тоже слов на ветер не бросает. С такими людьми приятно иметь дело и хочется горы свернуть.

— Окружение Найденова тоже впечатляло!

— Да-да, помощников хватало. Но все решал только Арсен Юльевич. Он был и главный тренер, и начальник команды, и даже врач — все в одном лице. Во всем разбирался!

— «Жемчужина» в 90-е годы прошлого века была крепким середняком. Почему не замахивалась на высокие места?

— Вы правильно подметили: в Сочи была команда среднего уровня. А для еврокубков, о которых мечтал Арсен Найденов, конечно, требовался другой подбор игроков. Иные подготовка и финансирование. Правда, я общался со многими тренерами, работавшими в премьер-лиге, — им нравилось содержание игры «Жемчужины». Некоторые даже хотели поработать именно в Сочи. Но здесь тогда был Найденов.

— Когда он ушел из клуба, понимали, что распад — не за горами?

— Поначалу нет. Потому что с приходом Анатолия Байдачного прошли очень серьезные сборы. Мы неплохо начали чемпионат. Шли на втором месте и могли выйти на первое, если б выиграли в Питере, но уступили — 0:1. Байдачный – грамотный специалист. Правда, когда команда повалилась, он потерял общий язык с игроками. Начались финансовые проблемы. Стало понятно, что этот тренер вопрос в Сочи уже не решит. Если тебе почти весь год не платят, то настроение пропадает. Играешь, стараясь про все забыть. Но не получается.

— «Жемчужина» поэтому вылетела из элиты в 1999 году?

— Тогда уже не оставалось ни денег, ни порывов. «Жемчужина» умирала. И только нашего желания, умения и самоотдачи не хватало. Все вокруг рушилось. Мы все свои силы отдавали этой команде и очень переживали, что она вылетела.

ЛЕГЕНДА «ЖЕМЧУЖИНЫ» — СЕРГЕЙ ЛЕДОВСКИХ

— Вы довольны карьерой игрока?

— Жаловаться не на что. Максимально выкладывался на тренировках и в играх. Не уступал в борьбе, из-за чего, наверное, и получал серьезные травмы. У меня были четыре операции на всех менисках и крестообразных связках.

— Вас называют легендой «Жемчужины». Согласны?

— Не мне судить. Пусть мою игру оценивают люди, приходившие на футбол. Многие после матчей говорили, что им нравятся моя самоотдача, отношение к игре. А когда я принял команду, знаю, некоторые болельщики пришли на трибуны, чтобы поддержать и «Жемчужину», и лично Геннадия Бондарука.

— Хорошо. Кто, по-вашему, подходит под определение «легенда»?

— Сергей Ледовских. Пусть он провел меньше матчей, но был лицом команды и самым уважаемым футболистом. Очень профессиональный парень. Глядя на него, многие пересматривали отношение и к тренировкам, и к играм. Сергей всегда был готов играть через не могу. Он способен был завести команду. И никто уже не имел права бегать меньше человека, который гораздо старше. Еще назову Гочу Гогричиани. Он выдавал просто шикарные игры! Большую роль в команде играл Нозиков, лидерами были Хагба, Мурыгин, Подружко...

— Как столько лидеров уживались в одном коллективе?

— В «Жемчужине» образца 90-х годов была дружная атмосфера. Со многими ребятами созваниваемся по сей день. Отношения в команде во многом зависят от главного тренера. Арсен Юльевич не приглашал каждый год игроков пачками. Чаще одного-двух, которые и в игру вписывались, и в коллективе легко уживались. Он мог подбирать людей и выстраивать отношения с ними, что в футболе немаловажный фактор.

ОБЩЕЙ ИДЕЕЙ ЗАРАЗИЛИСЬ ВСЕ

— Когда «Жемчужина» исчезла с футбольного небосвода, допускали, что она может возродиться?

— Честно говоря, не верил. Только Найденов, видимо, тогда мог ее воссоздать. Я ему помогал. Но в команде не получали зарплату, и за шесть туров до окончания чемпионата Арсен Юльевич не выдержал – ушел. Подошли футболисты: «Если останешься, доиграем сезон». А чтобы не вылететь из второй лиги, нужно выиграть два матча. Календарь был сложный, долги большие. Но мы выиграли и остались. Хотя команда не сохранилась.

— Очередное возрождение прошло без вашей помощи…

— Я понимал, что должен учиться, расти как тренер. Окончил ВШТ и по-другому стал смотреть на футбол и на подготовку команды. Очень серьезно относился к занятиям, и учеба мне многое дала. С большим удовольствием всегда езжу на лицензирование. И каждый раз черпаю для себя новые знания.

— Очередной приход Бондарука в «Жемчужину» случился в 2008 году. В каком состоянии пребывала команда?

— Я принял коллектив, когда «Жемчужина» шла среди аутсайдеров. А задачи стояли большие. Даже ставился вопрос о выходе в первый дивизион! На встрече с руководством удалось объяснить, что мы можем рассчитывать лишь на пятое-шестое место. Так и получилось.

Зато удалось создать хороший коллектив, выстроить отношения с футболистами и доказать им, что они могут играть. Мы с каждым матчем прогрессировали. Мне повезло, что подобрались техничные и обучаемые ребята. Они быстро усвоили, как сочетать индивидуальное мастерство с высокоорганизованной командной игрой. И команда действительно заиграла.

— Чем нынешняя «Жемчужина» отличается от команды 1990-х?

— Задачи стали серьезнее. Команду надо вернуть в первый дивизион. А затем – в премьер-лигу. И все – от массажиста до президента клуба — чувствуют ответственность. А атмосфера в команде схожа с той, какая была во времена нашего пребывания в высшей лиге. Сейчас тоже клуб старается приглашать футболистов не только по игровым качествам, но и по человеческим. Отношение к тренировкам и самоотдача в матчах такие, что претензий ни к кому не предъявишь.

Многие говорят: и игроков набрали, и деньги есть. Но это еще не главное. Не менее важно объединиться общей идеей, что мы сумели сделать. Только так можно достигнуть цели. Руководство верит, что задачу выполним, и оказывает колоссальную поддержку.

«НАШЕЙ ПОЛЯНЕ ПОЗАВИДУЕТ И ПРЕМЬЕР-ЛИГА»

— Насколько инфраструктура клуба соответствует высоким задачам, поставленным перед ФК «Жемчужина-Сочи»?

— С приходом нового руководства, президента клуба Дмитрия Якушева, вице-президентов Максима Уварова и Бориса Рапопорта, а также гендиректора Антона Милова, с первого дня началась серьезная работа по развитию всего футбольного хозяйства ФК «Жемчужина-Сочи».

Большой упор делается на детский футбол. Это, можно сказать, – приоритетное направление работы клуба. Уже сейчас в юношеских командах ФК «Жемчужина-Сочи» занимаются около 200 детей. Ребята не знают проблем с экипировкой, с полями для тренировок, с выездами на соревнования. А ведь еще два-три года назад порой не было фишек, чтобы провести полноценное занятие. Сейчас с юным поколением работают очень квалифицированные тренеры. Многие из них раньше защищали цвета сочинского клуба в высшей лиге чемпионата СССР – Тимур Богатырев, Евгений Крюков, Владимир Лушин… В этом тоже можно увидеть связь поколений. К слову, самые старшие ребята, которым по 16–17 лет, уже заключают контракты с клубом.

— И все-таки: какие в клубе созданы условия для качественного рывка наверх?

— Мы к этому двигаемся семимильными шагами! Руководство клуба старается сделать так, чтобы ребята не имели бытовых проблем и думали только о футболе. Нам предоставляют лучшие тренировочные поля в регионе. А поляне нашего стадиона могут позавидовать многие клубы премьер-лиги. Сейчас решается вопрос по строительству клубной базы.

Осенью мы обязаны занять первое место в зоне «Юг» второго дивизиона и выйти в первый дивизион. У нас, повторюсь, подобраны очень сильные игроки. Кроме того, в «Жемчужине-Сочи» сейчас отличный коллектив. Все понимают серьезность задач и стараются их выполнить.

— Как воспринимают идею возвращения сочинского футбола в элиту российского футбола болельщики?

— Сейчас Сочи переживает футбольный бум. На наших домашних играх меньше пяти-шести тысяч зрителей не бывает. Это радует. Всегда приятно играть при заполненных трибунах. Все закономерно: команда отлично играет, идет в лидерах и болельщиков становится больше.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Клуб основан в 1991 г. Прежние названия – «Жемчужина-Амерус», «Жемчужина», «Жемчужина-Кубань», «Жемчужина-А». В 1993–1999 гг. выступала в высшей лиге чемпионата России. Лучшее достижение – 9-е место в 1994 году.

Принимает соперников в Сочи на стадионе имени Славы Метревели (вмещает 12 500 зрителей).

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Геннадий БОНДАРУК

Родился 7 июля 1965 года в Бресте.

Защитник.

Начинал заниматься футболом в ДЮСШ (Пицунда), выпускник ОШИСП-10 (Ростов-на-Дону).

Карьера игрока: «Атоммаш» (Волгодонск) – 1982–1983 гг., «Торпедо» (Таганрог) – 1985 г., «Динамо» (Гагра) – 1986 г., «Гурия» (Ланчхути) – 1987–1988 гг., «Динамо» (Сухуми) – 1989–1990 гг., «Жемчужина» (Сочи) – 1991—1999 гг., «Нефтехимик» (Нижнекамск) –2000—2001 гг.

Победитель первенства России в зоне «Запад» первой лиги (1992 г.), победитель первенства СССР в девятой зоне второй лиги и финального турнира за выход в первую лигу (1989 г.), победитель первенства России в зоне «Урал» второго дивизиона и стыковых матчей за выход в первый дивизион (2000 г.), победитель первенства СССР в четвертой зоне второй лиги (1991 г.).

Рекордсмен «Жемчужины» по количеству матчей в чемпионатах страны – 247.

Карьера тренера: «Жемчужина» (Сочи) – 2003 г., с июня 2008 г.; «Сочи» (Сочи) – 2004 г., «Источник», «Сочи-2014» (Сочи) – 2004—2008 гг.

Окончил Волгоградский институт физической культуры и Высшую школу тренеров.

Женат, воспитывает сына Михаила.