Нападающий «Арсенала» Андрей Аршавин: Мы не созданы выигрывать со счетом 1:0!

Российский нападающий «Арсенала» Андрей Аршавин дал обстоятельное интервью популярному британскому футбольному журналу «FourFourTwo». С разрешения коллег мы перевели эту любопытную беседу, в которой Аршавин рассказал о своих впечатлениях от первого сезон
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРОЧИТАНО В «FourFourTwo»

Российский нападающий «Арсенала» Андрей Аршавин дал обстоятельное интервью популярному британскому футбольному журналу «FourFourTwo». С разрешения коллег мы перевели эту любопытную беседу, в которой Аршавин рассказал о своих впечатлениях от первого сезона в Англии, высказался об отъезде в «Реал» Криштиану Роналдо и о многом другом.

«К ЖИЗНИ ВНЕ ПОЛЯ АДАПТИРОВАТЬСЯ НЕ УСПЕЛ»

– Вы удивили всех, взяв столь резвый старт в премьер-лиге в прошлом сезоне. Как чувствуете, насколько вы успели адаптироваться к футболу и жизни в Англии?

– Я заранее знал, что темп игры здесь будет намного выше. Но пока не испытаешь этого на своей шкуре, невозможно знать точно, насколько он высок. Более или менее мне удалось приноровился. А вот к жизни вне поля я пока не совсем адаптировался. Моя жизнь в Санкт-Петербурге была совершенно другой.

Привыкать надо ко всяким будничным мелочам. Больше всего меня здесь мучают проблемы с парковками. А еще – что я должен оплачивать все кредитной картой. В России всегда платил наличными. А сбор против пробок (за въезд в центр Лондона по будням взимается плата. – Прим. ред.) – это вообще отдельная песня! Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что здесь все по-другому. Надо запоминать коды, чтобы войти в здания, эсэмэски по-другому набирать.

Какое-то время я не мог привыкнуть к местной пище. Особенно это сказывалось в первые два месяца, пока не приехала жена. Но сейчас все в порядке.

– Вы удивлены тем, как быстро смогли освоиться на поле?

– Игроки из Восточной Европы всегда быстро осваивались в «Арсенале». Например, Олег Лужный, Александр Глеб, Томаш Росицки – все они добились успеха. Мне же в первые месяцы удалось показать лишь часть того, что я умею. Когда футболист приходит в новую команду, он играет на подъеме, опирается не на свои умения, а на эмоции. По-настоящему моя карьера в «Арсенале» начинается только сейчас, в этом сезоне. И никто не знает, как все сложится.

– Повлиял ли Арсен Венгер на вашу игру?

– Самое главное – он изменил мою позицию. В «Арсенале» я номинально играю левого полузащитника. На этом месте я не играл очень давно. За свою карьеру мне довелось поиграть и слева, и справа, и в центре, и свободным художником. Но никогда раньше я не играл полузащитника, который должен возвращаться назад и помогать защитникам. Если бы у меня получалось не очень хорошо, наверное, я бы уже начал жаловаться. Но все идет как надо. Так что претензий у меня нет.

– А на какой позиции вы смотритесь лучше всего?

– Где угодно, лишь бы в атаке. Справа, слева, в центре – все зависит от расстановки, которую выбирает тренер. Но факт в том, что свои лучшие качества я проявляю у чужих ворот, а не у своих.

– С кем из соперников по премьер-лиге было играть тяжелее всего?

– Многое зависит от того, как развивается игра. Если «Арсеналу» удается забить в первые десять минут встречи, игра становится намного проще. Если нет, приходится «бодаться». Вот с «Фулхэмом», например, было не до смеха! Очень организованно, дисциплинированно играли ребята, постоянно держали меня под присмотром. А вот если сравнивать «МЮ» с «Ливерпулем», играть намного сложнее против команды Бенитеса.

– Кстати, о «Ливерпуле»: каково это – забить четыре гола на «Энфилде» и все равно не выиграть тот сумасшедший матч?

– Надолго запомню ту игру. Я бегал от одной штрафной площадки до другой на протяжении всех 90 минут. По ходу игры мяч доходил до меня не так уж много раз, но почти каждым касанием я приносил пользу.

«НЕ ЗНАЮ НИКОГО, КТО БЫ ПЛОХО ОТЗЫВАЛСЯ О ХИДДИНКЕ»

– Может ли клуб, не входящий в «большую четверку», вмешаться в чемпионскую гонку?

– В этом году очень сильный состав у «Тоттенхэма», крепкой командой предстанет «Эвертон», и, возможно, наконец «Манчестер Сити» сможет использовать свои деньги и включится в гонку. Но чемпионом однозначно станет команда из «большой четверки».

– Как «Манчестер» переживет потерю Криштиану Роналдо? Для «Арсенала» уход этого футболиста, должно быть, стал большим подарком?

– Криштиану Роналдо заменить невозможно, и, надеюсь, «Манчестер» в этом году покажет более слабый результат. Если бы существовало много футболистов, подобных португальцу, «Реал» не стал бы платить за него 80 миллионов евро. С другой стороны, на протяжении многих лет Алекс Фергюсон выиграл кучу титулов и большую часть из них – без Роналдо. Он знает, как добиться результата с разными игроками. Но на то, чтобы компенсировать уход португальца, потребуется время. Надеюсь, мы сможем этим воспользоваться и обойти «Манчестер».

– Гус Хиддинк за то короткое время, что пробыл в «Челси», оставил в клубе глубокий след. Как команда справится без него? Что делает его таким особенным?

Карло Анчелотти – тоже топ-тренер. Он добился серьезных успехов с «Миланом». Что же до Хиддинка, то я не знаю ни одного игрока, который хотя бы раз плохо отозвался о Гусе. Он знает, как создать такую атмосферу внутри команды, в которой каждый футболист захочет тренироваться на полную катушку, выкладываться на все сто процентов и отдавать себя без остатка.

«МОЯ ФИЛОСОФИЯ – ЗАБИВАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОПУСКАТЬ»

– Что нужно «Арсеналу» для того, чтобы перейти на новый, более высокий уровень?

– Важно, чтобы сезон сложился без травм. Также мы купили сильного защитника Томаса Вермалена, который сразу попадет в стартовый состав. Наша защита вполне способна играть на ноль, а в атаке у нас множество сильных футболистов. Думаю, у нас не возникнет проблем с тем, чтобы забивать.

– «Арсенал» критикуют за то, что клубу трудно даются матчи против команд, которые любят разрушать, а не созидать, таких, как «Уиган», «Болтон».

– Против таких команд, как «Уиган», всегда сложно играть. В прошлом сезоне они создали нам большие проблемы, несмотря на то что «Арсенал» победил 4:1. Но я не хочу, чтобы мы играли исключительно на результат. Мое видение таково: нужно забить больше, чем пропустить. Это лучше, чем зажиматься у своих ворот и ждать, когда представится шанс отличиться. Такой футбол нравится мне, такой футбол хотят видеть болельщики. Если вы посмотрите на состав «Арсенала», то поймете, что нынешняя команда не создана для того, чтобы выигрывать со счетом 1:0. Состав состоит из людей, которые любят атаковать и создавать моменты у чужих ворот. Именно поэтому на «Эмирейтс» приходят 60 тысяч болельщиков. Они не желают видеть победу с минимальным счетом, они рассчитывают на что-то красивое и запоминающееся.

– В своем родном Санкт-Петербурге вы считались знаменитостью и вам сложно было появиться на улице неузнанным. Как обстоят дела с популярностью в Лондоне?

– В Лондоне в большинстве случаев меня никто не узнает. И подобный расклад меня вполне устраивает. Не люблю привлекать внимание.

– Как вам болельщики «Арсенала»?

– Восхитительные ребята. Они были расположены ко мне еще до моего дебюта в команде. Это значит, что на меня возложен большой груз ответственности. И я хочу сделать так, чтобы болельщики были счастливы. Хочу, чтобы они наслаждались тем футболом, который я показываю.

«ВСЕГДА СТАРАЛСЯ ОСТАВАТЬСЯ СОБОЙ»

– В России вы прослыли очень разговорчивым парнем, не боящимся покритиковать партнеров. Не такое это уж частое явление в футболе. Изменили свое поведение в Англии?

– В России все было именно так, как вы сказали. Переехав в Англию, я немного изменил подход. Несмотря на то, что мое знание английского языка неплохое, все же я не могу сказать именно то, что имею в виду. Я могу переводить свои мысли на английский язык, но не всегда уверен, что перевожу корректно. Здесь я менее разговорчив, менее критичен, но не думаю, что должен изменять свое поведение, чтобы под кого-то подстраиваться.

Я никогда этого не делал. Я всегда старался жить своей жизнью, оставаться самим собой и быть тем человеком, каким на самом деле являюсь. Если я кому-то не нравлюсь, нет проблем. А если я кому-то нравлюсь, что же, это прекрасно, я польщен! Но я никогда не делал чего-то специально, чтобы понравиться. Если бы я так поступал, то не был бы Андреем Аршавиным.

– Расскажите о своем интересе к моде.

– В колледже я изучал производство одежды. Сейчас же никак не связан с миром моды. Иногда получаю предложения поработать над некоторыми дизайнерскими проектами. Если считаю проект подходящим, соглашаюсь. Но сложно серьезно уделять чему-то время так, чтобы это не отвлекало от футбола. Он является важнейшей частью моей жизни. Может, позже что-то и сделаю для мира моды.

– В Англии невысоким футболистам приходится нелегко. Сталкивались ли вы с этой проблемой?

– В России все обстояло точно так же. В российских молодежных командах мне говорили, что я слишком маленький, что не справлюсь. Другие игроки развивались быстрее в физическом плане, и я мог догнать их только позже. Но я упорно работал, чтобы компенсировать маленький рост. Лучшее в футболе то, что ты можешь быть высоким, маленьким или толстым… Из людей разной комплекции может получиться хороший игрок, для всех найдется местечко в футболе.

«УВЕЛИЧИЛ БЫ СВОЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ»

– Какие тренеры оказали наибольшее влияние на развитие вашей карьеры?

– На каждой стадии жизни мне посчастливилось работать именно с такими тренерами, которые идеально походили мне на тот момент. Одни помогали развить тактические навыки, другие – технический арсенал, кто-то подтягивал «физику». Каждый дал мне именно то, в чем я нуждался. Хотя я всегда недоволен своими тренерами! (Смеется.)

– А что вам дал Гус Хиддинк?

– Когда российские тренеры говорили: «Андрей Аршавин – хороший игрок», – это ничего не значило. Но когда это сказал Гус Хиддинк, все прислушались. Он изменил взгляд людей на меня.

– А Арсен Венгер?

– Мы с ним проработали рука об руку очень короткий промежуток времени. Пока самое важное, что он сделал, – сменил мою позицию.

– Видите ли вы в своей игре какие-то слабости? Что хотели бы улучшить?

– Хотелось бы увеличить выносливость. Но, думаю, уже слишком поздно. Я считаю, что подобные вещи достаются в наследство от родителей.

Интервью из сентябрьского выпуска журнала «FourFourTwo» 2009 года.

Перевел Денис БУТЫРСКИЙ