Рахимов вошел в «Амкар» дважды

ПРЕМЬЕР-ЛИГА «МОСКВА» – «АМКАР» – 0:2. Перед игрой только и разговоров, что о дуэли главных тренеров: «горожанина» Божовича, ушедшего из «Амкара» по итогам прошлого сезона, и Рахимова, в свое время передавшего сербу «Амкар», а теперь снова вернувшегося в
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

«МОСКВА» – «АМКАР» – 0:2. Перед игрой только и разговоров, что о дуэли главных тренеров: «горожанина» Божовича, ушедшего из «Амкара» по итогам прошлого сезона, и Рахимова, в свое время передавшего сербу «Амкар», а теперь снова вернувшегося в Пермь. И того, и другого принимал на работу президент «Амкара» Валерий Чупраков.

Корреспондент «ССФ» напросился на игру к президенту в VIP-ложу.

«ДИМИТРОВ МАЛО ОБЩАЛСЯ С ИГРОКАМИ…»

За полчаса до игры застаю Валерия Чупракова у раздевалки «Амкара». Он вышел, чтоб выкурить первую на сегодня стадионную сигарету.

– Кроме Рахимова, других кандидатур у меня даже не было, – затягиваясь, говорит Чупраков. – Я довольно разборчив в людях и не могу сказать, что у меня много друзей. Но Рашид – один из них. С момента его ухода из «Амкара» мы постоянно поддерживали контакт. Сейчас, когда я позвонил ему, он сразу дал согласие. Только спросил, какая в команде ситуация. Я сказал: «Плохая». Он ответил: «Приеду».

– А Божовича вы не можете назвать своим другом?

– Скорее, мы приятели, – Чупраков поправляет элегантно накинутый на плечи джемпер и слегка морщит лоб: видно, что вспоминать обстоятельства расставания с Графом ему не очень приятно. – Миодраг нарушил наши предварительные договоренности и уехал из Перми. Для меня это стало полной неожиданностью. С другой стороны, я понимаю Божовича. На данный момент ситуация в российском футболе такова, что каждый тренер стремится попасть в Москву. Никакой обиды на Божовича не осталось. У нас с ним сохранились хорошие отношения.

Почему не получилось у Димитрова?

– Димитар стеснялся своего русского языка и очень мало общался с командой. В этом главная причина. Когда Рахимов сейчас вернулся, на лицах игроков сразу появились улыбки, больше задора стало на тренировках. А Димитров все время ходил с железной маской на лице, – Чупраков делает каменное выражение на своем лице. – Прощаясь, я ему посоветовал: «В следующих командах тебе надо больше внимания уделять общению с игроками».

– То, что вы говорите про Рахимова, противоречит словам его прежнего работодателя. Президент «Локомотива» Николай Наумов в одном из недавних интервью в числе главных проблем тренера назвал его необщительность.

Я очень хорошо знаю Рахимова – поверьте, он очень коммуникабельный человек. А если Наумов так говорит – значит, проблемы были во взаимоотношениях внутри клуба, а не в Рашиде.

– Рахимов как-то очень обтекаемо говорил об условиях, на которых он вернулся в «Амкар». С ним договор вообще подписан или работаете пока на дружеских началах?

– Конечно, подписан! – Чупраков, кажется, искренне удивляется моему вопросу. – Заключили договор на два с половиной года. Но это не значит, что Рашид именно столько проработает в «Амкаре». Может, и на пять лет останется, а может, и вообще на десять. У нас есть общая цель – построить в Перми клуб топ-уровня.

– Но для этого нужно много денег.

Я не хочу заниматься популизмом и рассказывать о переговорах с супермощными инвесторами, как это делают руководители некоторых других клубов. Просто надеюсь, что рано или поздно в Пермском крае найдутся богатые люди, которые захотят вложиться в футбол.

– Однако пока «Амкар» находится довольно близко от зоны вылета. В клубе уже разработан антикризисный план на случай вылета в первый дивизион?

– Я даже мысли такой не допускаю!

«ИГРУ СМОТРЮ СТОЯ»»

Чупраков соглашается смотреть первый тайм вместе из VIP-ложи. Старенький скрипучий лифт поднимает меня на второй этаж стадиона. Открываю дверь в ложу для почетных болельщиков команды гостей. Очень скромный интерьер – кресла как в актовом зале советского ДК, линолеумный пол – и очень важные гости. В частности, посол Таджикистана в России – приехал на Восточную поддержать Рахимова.

Чупраков появляется в ложе, когда команды уже выходят на поле. Приглашаю сесть рядом – отказывается.

– Привычка уже – всегда смотрю футбол на ногах, – президент закуривает еще одну сигарету. Всего за первый тайм их будет пять.

Когда Белоруков на 8-й минуте головой замыкает навес со стандарта, Чупраков на радостях резко бьет кулаком по ладони. Этот жест – по сути, его единственное проявление эмоций за весь первый тайм. Все остальное – внутри.

– Игровая дисциплина заметно улучшилась. И тренерский подсказ появился, – сдержанно комментирует президент «Амкара» итоги первого тайма, закончившегося неожиданными «0:1» в пользу гостей.

«РАБОТА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ»

На вторую половину матча спускаюсь на центральную трибуну – поближе к тренерам. Сразу бросается в глаза подобранный с чувством вкуса гардероб обоих. На Божовиче – идеально сидящий клубный костюм, на Рахимове – стильная обтягивающая рубашка, расстегнутая до загорелой груди.

Две красные карточки и один пенальти – второй тайм получается значительно веселее первого. Чем ближе финальный свисток, тем жарче у тренерских скамеек. Божович все чаще и громче ругается по-черногорски, а Рахимов просит своих дотерпеть до конца.

– Жора, Жора, возвращайся назад! Еще чуть-чуть, давай, давай! – кричит он одному из лидеров «Амкара» Георгию Пееву, который во втором тайме играет на ближней к тренерским скамейкам бровке.

«Амкар» под конец забивает второй гол – отличается вышедший на замену Михаил Афанасьев. Божович обреченно садится на скамейку и встает с нее уже только после финального свистка. Возле тоннеля черногорец пересекается с Рахимовым: тренеры тепло обнимаются и обмениваются парой слов.

– Мы пожелали друг другу удачи. Надеюсь, в следующем туре «Москва» выиграет, – говорит Рахимов, которого я останавливаю возле автобуса перед отъездом команды в аэропорт.

– Что вы сделали с командой за неделю? «Амкар» сегодня было просто не узнать.

На тренировках мы плотно поработали над тактикой, и сегодня ребята выполнили на поле большинство из того, о чем я их просил. Плюс улучшилась психологическая обстановка в коллективе. Но это всего одна победа, а впереди еще 9 игр. Работа только начинается.

КСТАТИ

КТО ЕЩЕ ВОЗВРАЩАЛСЯ?

Для высшего российского дивизиона возвращение главных тренеров обычное явление.

В нынешнем году, помимо Рахимова, еще два тренера вернулись в свои бывшие клубы. Это Анатолий Давыдов, который работал с «Зенитом» в 1998-2000 гг., и Юрий Семин, возглавлявший «Локомотив» с 1992-го по 2005 год.

Валерий Газзаев покинул динамовцев в 1993 году и вновь вернулся в стан бело-голубых в 2000 году, правда, ненадолго.

Валентин Иванов в российский период возвращался в «Торпедо» в 1998 году после двух лет работы в 1995-1996 гг.

Кстати, Газзаев и в армейском клубе покидал капитанский мостик, на время уступив его португальцу Жорже в первой половине сезона 2004 года. Дважды возвращался в армейскую команду Павел Садырин, сначала в 1997-м, а затем в 2000 году.

Рекордсменом можно считать Сергея Балахнина, который четырежды становился главным тренером «Ростова» (2002, 2003, 2004,2005 гг.).

В советское время ни один московский клуб не обошелся без возвращенцев. В «Спартак» возвращался Никита Симонян, в «Динамо» – Михаил Якушин, Вячеслав Соловьев и Александр Севидов, в «Локомотив» – Борис Аркадьев, в ЦСКА – тот же Аркадьев, Валентин Николаев, Григорий Пинаичев, Всеволод Бобров и дважды Сергей Шапошников. У автозаводцев рекорд поставил знаменитый Валерий Маслов, который трижды «вертался» в родные пенаты. Дважды это делали Валентин Иванов и Николай Морозов.

Да и у именитого Валерия Лобановского был перерыв (в 1983 году) в работе с киевским «Динамо».

Новости. Футбол