Президент премьер-лиги Сергей Прядкин: Хорошие дела через революцию не делаются!

Продолжаем разговор, начатый нашими обозревателями Виталием Славиным и Сергеем Егоровым (номер за 24 октября с.г.) о возможности создания новой футбольной лиги (КФЛ), которая бы включала в себя клубы постсоветского пространства. Вчера мы напечатали перву
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Продолжаем разговор, начатый нашими обозревателями Виталием Славиным и Сергеем Егоровым (номер за 24 октября с.г.) о возможности создания новой футбольной лиги (КФЛ), которая бы включала в себя клубы постсоветского пространства. Вчера мы напечатали первую часть беседы с президентом российской премьер-лиги Сергеем Прядкиным, сегодня – ее продолжение.

Вряд ли наш разговор можно назвать классическим интервью. Это скорее дискуссия, в которой участвовали не только мы и Сергей Геннадьевич, но и исполнительный директор лиги Сергей Чебан и глава пресс-службы Игорь Будников. Потому мы и посчитали нужным сделать вторую часть материала не в стандартном варианте «вопрос – ответ», а в форме беседы, представив точки зрения всех ее участников.

В номере за четверг в первой части материала Сергей Прядкин высказался против создания новой лиги. Главными аргументами были следующие: нелогичность развития футбола в странах бывшего Союза в ущерб развитию футбола российского, а также санкции ФИФА в виде отлучения наших клубов от еврокубков, а сборной – от участия в чемпионатах мира и Европы.

«ВИЖУ МНОГО МИНУСОВ ОТ ИДЕИ КФЛ»

В.Славин: – Итак, главных минусов, по вашему мнению, два: нелогичность развития футбола на постсоветском пространстве в ущерб футболу российскому и невозможность участия наших клубов в еврокубках, а сборной – в чемпионатах мира и Европы. Видите ли вы у идеи КФЛ плюсы? – вопрос Прядкину.

Не стал бы говорить о плюсах. Я переживаю за свою страну и вижу много минусов от этой идеи. Может быть, с точки зрения тоски по прошлому проект и хорош. Но, если взглянуть на вещи холодно, без ностальгии, он неосуществим. И не только по тем двум причинам, о которых я уже говорил. На мой взгляд, есть большие сомнения в спортивном уровне предлагаемых вами команд в КФЛ. Сомневаюсь, что, скажем, уровень белорусского БАТЭ или азербайджанского «Нефтчи» будет выше, чем даже у наших середняков.

В.Славин: – Но ведь на одну классную команду в Белоруссии не поскупятся – это в КХЛ уже доказано.

Вы уверены, что в Белоруссии соберут бюджет в районе 30миллионов долларов и выделят большие деньги на трансферы?

В.Славин: – В хоккее нашли.

С.Прядкин: – Президент Белоруссии поддерживает хоккей, а председателем попечительского совета является бывший глава МВД. Будет ли такая поддержка футбольному клубу?

С.Егоров: – С первыми двумя минусами, высказанными вами, Сергей Геннадьевич, сложно не согласиться. Насчет же финансирования готов поспорить – у белорусов есть БАТЭ, которая имеет крепкий состав и играет в Лиге чемпионов. И неплохо играет – в прошлом году в группе белорусы едва не обыграли в Питере «Зенит»! Достойные составы наберут и узбеки, и армяне, не говоря уж об украинцах.

С.Прядкин: Но это только одна-две топ-команды от каждой страны. Что будет, пусть и не мое дело, с другими клубами этих чемпионатов, если оттуда уйдут флагманы?

В.Славин: – Опыт КХЛ показывает, что чемпионат продолжает существовать, и это не идет во вред сборной – белорусы, казахстанцы и латвийцы хорошо смотрятся на чемпионате мира.

С.Прядкин: Правильно. Я, кстати, очень внимательно слежу за хоккеем – у меня есть добрые приятели и в российских клубах, и в зарубежных, и в администрации КХЛ. Так вот белорусская сборная хорошо играет в том числе и потому, что игроки команды получают или получали практику в российских коллективах. На мой взгляд, участие клубов-флагманов в условной КФЛ невыгодно не только нам, но и командам из бывшего СССР, поскольку ослабит конкуренцию в их внутренних чемпионатах.

С.Чебан: – На мой взгляд, мы должны учитывать и интересы подрастающего поколения. Если мы сокращаем российское представительство в лиге КФЛ, то сужаем перспективу тем мальчишкам, которые приходят в футбольные школы при командах мастеров.

С.Егоров: – Но достаточно посмотреть на число местных воспитанников в клубах премьер-лиги – и станет понятно, что сами клубы интересы подрастающего поколения не очень-то волнуют.

С.Прядкин: – Но ведь это тоже не показатель. Мальчишки ходят на стадион посмотреть на своих кумиров, а потом тянутся к футболу, записываются в секции. В общем, если глобально, то команды мастеров у нас решают в том числе и задачу оздоровления нации. И отнять у многих российских регионов команду премьер-лиги – все равно, что поднять восстание.

В.Славин: – Но ведь бунтов в Нижнем Новгороде, Владикавказе, Волгограде, Элисте, Ярославле и многих других городах, потерявших место в элите, не произошло. Эти клубы не потянули финансирования «вышки» и спокойно играют в низших лигах.

С.Прядкин: – Возражу вам. Эти клубы ушли в низшие лиги не потому, что их исключили чьим-то решением, а только по спортивному принципу.

С.Егоров: – Виталий имеет в виду то, что никто не мешает тому же Волгограду, построив современный стадион, собрав бюджет и сформировав команду, заявиться в КФЛ.

С.Чебан: – А вместо кого примут условный Волгоград? Будет ли во главе угла спортивный принцип?

В.Славин: – Нет. Это будет закрытая лига. Во главе угла должны быть финансирование и инфраструктура. Есть деньги и стадион, школа, болельщики – милости просим. Ведь именно из-за плохого финансирования рухнули Нижний и Волгоград.

С.Прядкин: – В традициях нашего футбола именно спортивный принцип. Что же касается инфраструктуры, то я очень надеюсь на то, что параллельно продвижению нашей заявки на ЧМ-2018, 2022 будут построены шесть-семь новых стадионов. Мы существенно повысим привлекательность нашей лиги, увидим рост посещаемости и интереса к футболу.

В.Славин: – В хоккее дворцы построили по требованию лиги, а не к чемпионату мира.

С.Прядкин: – Кстати, насколько я понимаю, некоторые хоккейные клубы предъявляют только договор аренды, а первоначально планировалось, что каждый клуб будет иметь на балансе свой дворец?

В.Славин: – Да, действительно. Но ведь не все сразу.

С.Прядкин: – А почему мы тогда требуем от футбола всего и сразу? Кроме того, мне непонятны первоначальные критерии отбора в новую лигу, которую вы предлагаете.

С.Егоров: – Возможно, критериями должна быть не только экономическая и инфраструктурная составляющая, но и клубный рейтинг УЕФА.

С.Прядкин: – Но мы в этом рейтинге шестые и почему в новой лиге должны быть команды, которые не заслужили права там играть по спортивному принципу? Зачем нам клубы, имеющие, условно говоря, 18–20-й рейтинг? Чтобы поднять их до нашего уровня?

В.Славин: – Ваша точка зрения, Сергей Геннадьевич, понятна. Но, быть может, стоит проигнорировать запрет ФИФА и УЕФА и создать новую лигу? Зачем нам еврокубки, если мы в Лиге чемпионов давно из группы не выходили?

С.Прядкин: – Не уверен в этом. Во-первых, мы должны помнить и о сборной. Помните, какие эмоции вызвали у страны выступления команды на Евро? Во-вторых, вы читали недавние высказывания главы международной федерации хоккея Фазеля?

В.Славин: – Но эта реакция естественна. Он недоволен расширением КХЛ, поскольку власть уплывает из рук. И грозит, но вряд ли это помешает расширению хоккейной лиги.

С.Прядкин: – В футболе немного другая вертикаль власти. Более жесткая – это первый момент. И второй – прежде чем откуда-то выходить или, наоборот, куда-то входить, нужно просчитать последствия. Нужна ли нам «заруба» с международными футбольными организациями? Я сильно сомневаюсь, что Фазель поддержит расширение КХЛ, и не думаю, что шведские и чешские клубы туда пойдут.

ЗА ЛИГУ ПЕРЕСА ИЛИ ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ С УКРАИНОЙ?

С.Егоров: – Началось уже открытое противостояние УЕФА и топ-клубов Европы во главе с президентом «Реала» Пересом, который говорит о том, что ему и другим боссам не нравится диктат Мишеля Платини и они могут сами создать свою Лигу. Если это произойдет, России надо будет определяться – или играть во второсортных еврокубках, потому что в первосортные может не позвать Перес, или создавать свою лигу.

С.Прядкин: – По сути дела, президент УЕФА Мишель Платини признал ESSA – союз европейских футбольных клубов, это аналог бывшей G-14 – объединением сильнейших клубов Европы, которые не так давно грозили устройству всего мирового футбола, пытаясь создать свою суперлигу. В эту организацию входят и шесть наших клубов. И если в этом противостоянии победит г-н Перес, то наши клубы войдут в его Лигу чемпионов. Но это обернется полным развалом уставов ФИФА и УЕФА. И я сильно сомневаюсь, что проекту новой лиги обрадуются на Украине.

И.Будников: – Глава федерации футбола Украины Григорий Суркис, к слову, год назад говорил о том, что объединение лиг России и Украины было бы неплохим проектом.

В.Славин: – Два месяца назад то же самое говорил в одном из интервью президент ЦСКА.

С.Прядкин: – Идея такого объединения не нова. Но еще ни разу мы не были близки к тому моменту, когда надо было принять окончательное решение. От слов к делу длинная дорога.

В.Славин: – Получается, пока в футболе не возникнет межнациональная лига вроде НБА или НХЛ, которая станет противовесом УЕФА и ФИФА, говорить о КФЛ бессмысленно?

С.Прядкин: – Вы призываете к революции. А это не лучший способ развития истории. То, что предлагает Виталий, – аналогия с идеей G-14 о создании Суперлиги. Эта идея ошарашила футбольных чиновников, которые говорили руководителям богатых клубов: «Вы думаете только о себе, ваша цель – еще большее обогащение. Вы хотите раскола – вы его получите, ваши клубы и федерации исключат из всех соревнований под эгидой ФИФА и УЕФА».

В.Славин: – Помимо НБА и НХЛ, есть пример баскетбольной Евролиги, где баскетбольное сообщество победило ФИБА и создало свою лигу, где играют самые богатые клубы Европы. И туда принимают не по спортивному принципу, а по зрительскому интересу, по объему рекламного рынка и возможной прибыли, которую могут получить от участия новичка другие клубы. Поскольку прибыль от участия российских команд была невелика, туда от России пускали до недавнего времени только ЦСКА.

И.Будников: – Но где гарантия, что у КФЛ будут хорошие телевизионные рейтинги, расширится рекламный рынок и вырастет зрительская аудитория? Очень вероятно, что мы лишимся рекламодателей, которым может быть не слишком интересен рынок Казахстана и Белоруссии.

С.Прядкин: – Вы не задумывались, почему бы, к примеру, Голландии и Бельгии, расположенным рядом и имеющим много общего, не объединить чемпионаты своих стран?

В.Славин: – Наверное, потому, что боятся гнева ФИФА.

С.Прядкин: – Не только. Каждая страна хочет прежде всего развивать свой футбол, а не растить конкурентов.

«НЕ ЗА СОКРАЩЕНИЕ ЛИГИ, А ЗА ЕЕ РАСШИРЕНИЕ»

С.Егоров: Подведем итог. На одной чаше весов потеря еврокубков, на другой – гипотетический интерес публики на постсоветском пространстве и виртуальные прибыли. Пусть читатели делают выбор. Точку зрения Виталия мы обсудили, предлагаю перейти к моей идее – сокращения нашей премьер-лиги до 12 команд и игры в три круга. Ваше мнение, Сергей Геннадьевич?

С.Прядкин: – Я против. В премьер-лиге обсуждалось прямо противоположное предложение – расширить состав участников до 18 клубов. При этом мотивы такого шага схожи с теми, о чем вы писали в своей статье, – повысить зрелищность турнира.

С.Егоров: – Каким образом?

С. Прядкин: – За счет стыковых матчей. При расширении лиги до 18 клубов, в стыках будет разыгрываться не одна, а две путевки в элиту.

С.Егоров: – Если «Сибири» играть в стыках с «Кубанью», то в Новосибирске в конце ноября уже минусовая температура и снег… Кроме того, велик разрыв между финишем сезона в первой и премьер-лигах.

С.Прядкин: – Согласно проекту календаря сезон-2010 в первом дивизионе завершится 14 ноября, в премьер-лиге – 21-го. Согласитесь, разрыв не так велик. Что касается места проведения матчей, то сыграть можно в Москве.

«ОБЯЖЕМ ФУТБОЛИСТОВ ОБЩАТЬСЯ С ПРЕССОЙ»

С.Егоров: – Сергей Геннадьевич, а чувствуете ли вы конкуренцию с КХЛ?

С.Прядкин: – Когда КХЛ только организовывалась, к нам приезжали на консультацию, анализировали наш технический регламент. И мне было очень приятно, когда на одной из последних встреч с прессой продюсер НТВ–Плюс Дмитрий Чуковский сказал: «Футбол и хоккей сейчас в плане показала матчей – небо и земля. В футболе все давно налажено. В хоккее только начинается». Что касается конкуренции, то это дело хорошее. Мы чему-то учимся у них, но и хоккеисты у нас многое почерпнули.

В.Славин: – С другой стороны, читаю после каждого тура материалы о матчах чемпионата – футболисты идут мимо журналистов в микст-зоне, отказываются общаться. А в хоккее – открытые раздевалки!

С.Прядкин: – Кое-что и мы придумали. Тренеров после игры мы обязали общаться, обяжем и футболистов. Считаю, что игроки должны говорить с прессой. Обсудим новый технический регламент с президентами клубов, после чего, возможно, внесем в него изменения – хотя бы два-три футболиста после игр будут обязаны выходить к журналистам.

В.Славин: – Еще один жесткий вопрос. Я не представляю такого матча в КХЛ, как «Терек» – «Крылья». Им лига себя бы полностью дискредитировала. В футболе же, такое впечатление, выводов так и не сделано. Или я не прав?

С.Прядкин: – Нет, не правы. Очень трудно найти доказательную базу. Проблема есть. Хотел бы сказать следующее – не стоит клубам давать нам поводов для самой жесткой реакции. И, на мой взгляд, чемпионат России в последние годы стал чище. Если у вас есть технологии, как бороться с договорняками, подскажите нам.

В.Славин: – Возможно, стоит перенять опыт Италии, внедрить в наши преступные футбольные кланы детективов и раскрыть договорняки до того, как их сыграют?

С.Прядкин: – Вы предлагаете нам самим этим заниматься, игнорируя закон об оперативной деятельности? На основании чего мы должны проводить такие расследования? Нам дали оценку этого матча правоохранительные органы Самары и Чечни. Оснований для возбуждения уголовного дела нет.

В.Славин: – А как в Италии раскрыли сговор?

И.Будников: – На основании уголовного расследования. Там людей поймали за руку. И они дали показания.

С.Егоров: – Сергей Геннадьевич, вы знаете всю правду о матче «Терек» – «Крылья»?

С.Прядкин: – Честно и откровенно, всей не знаю. Но мы хотим извлечь уроки этого сезона. Сейчас ведем свое расследование по поводу тех матчей, на которые в своем письме указал УЕФА. Все предположения основаны на ставках. Хотим понять, как это все работает, для чего встретились с букмекерами.

Если по матчу в Грозном у общественности мнение сложилось, то два других матча, на которые указывает УЕФА («Томь» – «Амкар» (14 июня, 1:2) и «Спартак-Нальчик» – «Томь» (22 августа, 3:0. – Прим. ред.), у меня сомнений вообще не вызвали. Хочется узнать, почему на тот или иной матч делается вал ставок. Ведь если китаец в букмекерской конторе Пекина поставил 30 миллионов долларов на счет 4:4 в матче «Ливерпуль» – «Арсенал», а матч так и завершился, это вовсе не значит, что встреча была договорной!