Как мы нигерийца на коньки ставили

РАКУРС АЙЗЕК ОКОРОНКВО. Защитник «Москвы» – человек бывалый. Шесть лет в России, и еще по три года – на Украине и в Молдавии. Но зиму нашу толком не видел: чуть заснежило – у футболистов сразу отпуск и теплые края. А в этот раз Айзек слегка задержался в
news

РАКУРС

АЙЗЕК ОКОРОНКВО. Защитник «Москвы» – человек бывалый. Шесть лет в России, и еще по три года – на Украине и в Молдавии. Но зиму нашу толком не видел: чуть заснежило – у футболистов сразу отпуск и теплые края. А в этот раз Айзек слегка задержался в Москве.

«ССФ» решил помочь африканцу утеплиться к зиме, а заодно и к экзотике приобщить – на коньках покататься.

ПОРА УТЕПЛЯТЬСЯ

По торговому центру вовсю фланируют шубы и полушубки.

– А у меня, – вздыхает Айзек, – все мои зимние вещи поместятся в маленький чемодан.

Что ж – исправляем ситуацию. В отделе «Meucci» Окоронкво тащит на примерку четыре куртки, две шапки и пальто. Подмигивает, а у самого – уже капли пота на лбу: в торговом центре «Европейский» – Африка. «Ну, что? – Айзек смеется. – Мерить будем?».

ХОРОШО В МЕХАХ!

Напялив полушубок, Окоронкво поглаживает мех, как любимую собаку, и вдруг заводит речь об африканских «морозах»:

– В Нигерии зимой обычно бывает +30, а иногда и до сорока доходит. У нас 20 градусов тепла – это, значит, мороз ударил! Нигерийцы теплую одежду надевают.

Эх, бывают же на свете зимы!

ЭТО КТО В ПАЛЬТО?

Дорогое черное пальто Айзеку тютелька-в-тютельку! Завороженный менеджер Надежда прилаживает шарф. В своем новом наряде Окоронкво выглядит как заморский принц.

– 11 лет назад мы вместе с другом из Нигерии приехали в Молдову. Там было жаркое лето, – между примерками рассказывает Айзек. – Мы играли и радовались, пока нас не припугнули: «Скоро замерзнете!». (Смотрит на себя в зеркало). А хорошо выгляжу, да? В этом я ни в Молдове, ни на Украине не замерз бы. А в России, знаете, что здорово? – Айзек делает интригующую паузу. – Кавиа. Родные мне говорят: «Айзек, как будешь ехать домой, купи нам «кавиа» красной и черной (икра. – Прим. ред.)». Раньше хорошо было: мы во Владивосток летали с «Лучом» играть – а там икра дешевая. Наберу в самолет икры, сам чуть-чуть съем, а всю остальную дома в холодильник спрячу. А как домой в Нигерию лететь – достану и в чемодан! А нынче – все, никакой икры: во Владивосток не летаем…

ПО АЙЗЕКУ ШАПКА

– Я такие шапки впервые примеряю! – восклицает Окоронкво. В зеркале вырисовывается завершенный образ чукчи, народа Севера. Глядеть на себя без смеха Айзек не в состоянии. – Шапку я только при -15 надеваю. У меня в мороз не голова, а руки-ноги мерзнут – но перчатки мне играть не дают: мешают. На футбол я привык выходить с голыми руками!

– У-у-у! В такой шапке, – Айзек надвинул на лоб еще одну ушанку, – можно в снег с головой нырять! – В Африке мы снег видим только по телевизору. Да и в Европе – где бывает снег, а где – не бывает. Я, отправляясь в «Шериф», думал: «Кто его знает? Может, он в Молдове и не выпадет?..». Но снег выпал! Мы его сразу узнали! Выскочили на улицу без перчаток, чтоб посмотреть, какой он, снег. Потрогать его. Фотографируемся. Друг мне кричит: «Айзек! У меня в голове не укладывается, как на улице лед может с неба падать?!». Молдаване начали в нас на тренировках снежками бросаться – и мы с другом тоже стали учиться: лепили и бросали в них. Я перед отпуском фотографии напечатал. Приехал домой – разложил их перед родителями: пусть, думаю, на сына в снегу полюбуются! А мама: «Бедный Айзек! Как ты там выдерживаешь? Как же можно бегать, когда такая холодина?!». А я привык. Когда на улице снег, иду гулять. Ты знаешь (с гордостью), Россия уже – моя страна!

Расплатившись за покупки, через десяток минут мы перемещаемся к ледовому катку, расположенному здесь же – в торговом центре.

В прокате, где выдают коньки, Айзек долго спорит с гардеробщицей о нужном размере. Та никак не поймет, 43-й надо выдать или 45-й. Помочь берется охранник: «У меня 45-й. Давай померимся». Начинают сравнивать ботинки. Ясности не становится больше. Дама выносит оба размера. Подходит 43-й. Все довольны.

ПЕРВЫЙ РАЗ И СРАЗУ – КЛАСС!

Пока я шнуровалась, Айзек – на коньках! – уже стоит на ковре у бортика.

– Чтоб кататься, надо знать принцип, – рассуждает нигериец, когда мы выкатываемся на лед. – Надо знать, что делать. – Айзек не знает, но делает все, чтоб не упасть лицом. – Мне учитель нужен – чтоб рассказал, как правильно двигаться, – африканец то и дело норовит «пристать» к бортику. – Я не знаю, как кататься, поэтому я могу упасть и подвернуть ногу… Ты знаешь принцип?

– Конечно, – говорю. – Ты, главное, о плохом не думай! Поочередно отталкивайся носками коньков – и вперед!

«Принцип» фигурного катания был выведен с ходу…

КАТАНИЕ «ПО ПРИНЦИПУ»

Следуя «принципу», Айзек поехал сам.

– В Нигерии я теперь, может быть, единственный парень, который умеет кататься на коньках! – хвастается в пути Окоронкво.

Добродушный Айзек, видимо, настолько потрясен своими успехами на льду, что вдруг пускается в откровенности, похожие на футбольную тайну:

– В конце 2006-го меня Хиддинк в сборную России приглашал! Хотел мне русский паспорт сделать. Когда Гус только приехал сюда, он мне и говорит: «Ты не хочешь в сборной России играть?». – «Так я же, – говорю, – уже за Нигерию играл!». И Гус нахмурился и ответил: «Ну, когда ты успел?».

– Русским в этом году не повезло – и сейчас у сборной России сложнейший тест, – говорит претендент на поездку в ЮАР в составе своей сборной. – Надо играть как можно больше товарищеских матчей, чтоб команда не сломалась. Если сломается – может и на чемпионат Европы не попасть. Это футбол – и ему каждый день надо учиться, учиться и учиться…

Со льдом надо прощаться красиво: придерживаясь за бортик, «суперорел» изобразил «ласточку». Жаль, одноклубники не видят!

НА НОВЫЙ ГОД – В НИГЕРИЮ

Расстаемся у новогодней елки.

– Как вы в Нигерии Новый год отмечаете? – спрашиваю Айзека.

– Дружно, – говорит. И поясняет: всем городом! Весь наш люд едет в большой парк, где музыканты поют и танцуют. А иногда праздник устраивают прямо на футбольном стадионе. И никаких денег, билетов – заходи, кто хочешь.

– А Санта-Клаусы у вас есть?

– Когда я был маленьким, я ни разу не видел в Нигерии Санту. Может, он там где-нибудь и есть, просто я не знаю места, куда он приходит? А может, его нет, потому что нет зимы и всегда очень жарко? Санта ведь одевается в теплую одежду! В общем, когда в Нигерию забредет какой-нибудь Клаус, ему придется купить себе майку.

– Айзек, контракт с «Москвой» истек – расстаемся до января или совсем?

– Я хочу в России остаться. Есть предложения из Греции, Турции – но у меня на первом месте Россия! У меня гражданская жена – Рита. Украинка. Со времен «Шахтера». Рита в Донецке жила в доме у парка, в который мы с одноклубниками гулять ходили. Там и увиделись. А через шесть месяцев встречаться стали. Если Рита решит, что хочет жить в России – то я здесь на всю жизнь останусь. Не сомневайтесь, я могу в Москве жить без проблем: я здесь много людей знаю.

После таких прокатов вряд ли кто сомневается…

Айзек ОКОРОНКВО

Родился 1 мая 1978 года.

Гражданство: Нигерия.

Клуб: «Москва».

Амплуа: защитник. Рост 183 см, вес 83 кг.

Карьера: выступал за нигерийские клубы (1994-1998), катарский «Аль-Райян» (1997-1998), молдавский «Шериф» (1998-2000), донецкий «Шахтер» (2000-2003), английский «Вулверхэмптон» (2003-2004), владикавказскую «Аланию» (2004-2006), за «Москву» играет с июля 2006 года. В чемпионатах Молдавии сыграл 38 матчей (1 гол), Украины – 50 матчей, Англии – 7 матчей. В чемпионатах России сыграл 78 матчей, забил 2 мяча.

Достижения: чемпион Молдавии (2001) и Украины (2002), финалист Кубка России (2007).

 

Новости. Футбол