«Наши судьи «износились»!

ФУТБОЛЬНЫЕ АРБИТРЫ НИКОЛАЙ ЛЕВНИКОВ. Известный футбольный арбитр закончил свою работу в Казахстане, где руководил местной коллегией судей. Вернулся в родной Питер и не скрывает, что хочет снова возглавить российскую коллегию арбитров. Тем более что скан
news

ФУТБОЛЬНЫЕ АРБИТРЫ

НИКОЛАЙ ЛЕВНИКОВ. Известный футбольный арбитр закончил свою работу в Казахстане, где руководил местной коллегией судей. Вернулся в родной Питер и не скрывает, что хочет снова возглавить российскую коллегию арбитров. Тем более что скандалов у нас в судействе в минувшем сезоне было – хоть отбавляй… Вот только позовут ли?

«ЗАХАРОВ ВСЕГДА ГОВОРИТ ТО, ЧТО ДУМАЕТ»

– Почему решили уехать из Казахстана, Николай Владиславович? Вашей работой в этой стране были очень довольны.

– Очень уж по Питеру соскучился. Здесь мои семья, родители, академия молодого арбитра, которую открыл в Петербурге еще до своего отъезда. Да и потом, я изначально подписывался на два года. Приезжал помочь: наладить работу, подготовить кадры, передать свой опыт. Считаю, задачу выполнил. А те два года, проведенные в Казахстане, до сих пор вспоминаю с теплотой.

– «С приходом Левникова прекратились матчи, в которых судьи осознанно влияли на результат», – говорили руководители казахстанских клубов после первого года вашей работы…

– …а после второго те же самые руководители признавали, что и квалификация арбитров значительно повысилась! Все эти слова – лучшая оценка деятельности созданной мной команды: судей, инспекторов. Именно команды, которую удалось собрать за этот срок. Себя выпячивать я не привык.

– В декабрьском интервью «ССФ» бывший арбитр Игорь Захаров сказал, что «российское судейское болото нужно срочно взрывать» и в качестве «взрывника» предложил вас. Читали?

– Разумеется. Игорь – весьма своеобразный человек: в годы нашей совместной работы в КФА с ним порой приходилось очень сложно. Но он – сильная личность, а я таких уважаю. Встречал в прессе высказывания некоторых судей: мол, это Левников подтолкнул Захарова к тому интервью. Ерунда: тот, кто знает Игоря, понимает, что подтолкнуть его к чему бы то ни было невозможно. Так что, это было сугубо личное дело Захарова. И хотя я согласен не со всеми его словами, многие моменты судейского болота он обозначил абсолютно верно.

– Например?

– Несмотря на то что я в России не работал два года, я следил за положением дел в нашем футболе. Страшная, абсурдная картина вырисовывается: арбитры полощут друг друга на страницах газет, не соблюдая принципы корпоративной этики. Да еще и по группировкам разбились: те за тех, эти за этих… Ну куда это годится? Не удивлюсь, если у обычного российского болельщика сложилось мнение, что арбитры – это склочные, мелочные людишки.

Нечто подобное наблюдалось и в 2001 году: откровенно плохая подготовка судей, как следствие, явный недостаток хороших арбитров и низкий уровень судейства. Скажу больше: тогда был некий кооператив, когда судьи объединялись не для работы, а для каких-то нехороших дел. Вот Виталий Леонтьевич Мутко вместе с Вячеславом Ивановичем Колосковым и обратились к моей помощи, решив использовать мой опыт для изменения ситуации. К сожалению, сейчас мы вновь вернулись в те времена. Хотя некоторые считают, что все хорошо.

– Кто так считает?

– Нынешний руководитель КФА Сергей Зуев! Не так давно Сергей Владимирович сказал, что никаких проблем у российского судейства нет, и он спокоен за его будущее. А у меня – полностью противоположное видение ситуации: я считаю, что повод для беспокойства есть. И повод серьезный!

Смотрите сами: в минувшем сезоне основная нагрузка в премьер-лиге выпала всего на тринадцать арбитров! Но это ведь ничтожно мало! Количество арбитров на несколько единиц должно превышать число команд, играющих в чемпионате. То есть в российской премьер-лиге должно быть не меньше двадцати постоянно работающих рефери! И это ведь не мои измышления, это мировая практика! Чтобы судья «не изнашивался», он должен получать назначения не более чем на два матча подряд. И то лишь в исключительных случаях!

Вообще в Европе существует судейский стандарт – четыре матча в месяц: два – в премьер-лиге, один – международный и один – на региональном, местном уровне. Для отдыха, так сказать. Но 6-7 топ-матчей в месяц, как это было у некоторых российских арбитров в прошлом году – полный абсурд! В итоге футбольная Россия получила скандалы с Виталием Дорошенко, которого загнали, как скаковую лошадь, а потом выбросили на обочину. С Ильдусом Бигловым, который был совершенно не готов к матчам столь высокого накала. С Гвардисом, которого банально подвел резервный судья… С Поповым, Егоровым…

«КАЮМОВА ДОПЕКЛИ»

– Каюмова забыли. И Николая Иванова, написавшего открытое письмо главе РФС.

– Я очень хорошо знаю Альмира. Это очень сильный человек. И если даже он пошел на такой шаг (осенью Каюмов якобы пытался покончить с собой и попал в психиатрическую больницу. – Прим. ред.), значит, его сильно допекли. Вот только вопрос – дома или на работе? Не знаю.

Что касается открытого письма Коли Иванова, то я, наученный горьким опытом, советовал ему этого не делать. Объяснял, что ничего хорошего из этого не выйдет. Но Иванов – тоже, кстати, сильный человек, поступил по-своему. Видимо, имел на то свои причины.

– Скажите откровенно, ждете предложений от российских футбольных властей?

– Жду – скрывать не стану. Причем готов работать в любом достойном качестве, в котором мог бы принести российскому футболу пользу: инструктором, руководителем, возможно, даже возглавить КФА! А почему нет? Но подсиживать кого-либо никогда не буду – не в моих принципах. Хочу, чтобы все было честно и чисто. Видение того, как вывести российское судейство из той ямы, в которую оно сейчас угодило, у меня есть.

– Слышал, у вас есть предложения от федераций футбола других стран.

– Есть. Но мне очень хочется работать в России – использовать весь тот опыт и знания, которые я получил в родной стране, на ее же благо! Да, имя президента РФС станет известно только в феврале, но все кандидаты радеют за российский футбол. И те профессиональные качества, то желание помочь родной КФА, смею надеяться, позволили бы мне сработаться с каждым из них. Главное, чтобы будущий глава РФС не относился к судейству, как к аппендиксу, и четко осознавал, что так не бывает: уровень футбола – высокий, а уровень судейства – низкий. Все взаимосвязано.

«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СОБРАЛ БЫ ТРЕНЕРОВ»

– Если вам предложат возглавить КФА, каковы буду ваши первые шаги?

– В первую очередь, созвал бы круглый стол, на который пригласил бы главных тренеров всех клубов премьер-лиги и наставника сборной, если он к тому времени уже определится. Спросил бы: в каком стиле, по их мнению, должны судить наши арбитры – в английском или европейском. Убежден, кстати, что они предпочтут британскую манеру…

Второе, что нужно сделать: поменять нынешнюю систему. Объединить судейский и инспекторский комитеты. Такая система существует в ФИФА, УЕФА и, к слову, была опробована в Казахстане! И она работает! Обязательно нужно создать по всей стране 50-60 школ молодого арбитра, ведь серьезных школ у нас в стране сейчас всего две: в Москве, да в Питере. Только при таком подходе мы сможем регулярно получать достойную судейскую смену. Сейчас ведь что мы видим? На всю огромнейшую Россию у нас всего три с половиной тысячи арбитров. Для сравнения: в Германии около 60 тысяч судей!

Еще надо выстроить четкую систему назначения судей, создать команду единомышленников. Чтобы судьи и инспектора вновь стали одной командой, как это было когда-то. Кроме того, нужно решить вопрос о переходе российского судейства на профессиональные рельсы. Жизненно необходимо обеспечить арбитров премьер-лиги зарплатой и страховкой. Чтобы с января по декабрь ребята имели гарантированные денежные поступления и знали: даже получив травму или отстранение от судейства, они все равно смогут кормить семью. А то парадокс получается: игроки – профессионалы, тренеры – профессионалы, а судьи – любители. Виталий Леонтьевич (Мутко. – Прим. ред.), между прочим, говорит об этом уже не первый год. Плюс ввел бы важную систему бонусов: хорошо отсудил матч – получил премию, весь чемпионат – получил премию еще и за весь чемпионат. Неважно отработал турнир – значит, получил бонус только за те матчи, которые провел на должном уровне…

– Солидно, ничего не скажешь.

– Я бы сказал по-другому – профессионально. Ведь все вышесказанное не Левников придумал, это – опыт более успешных европейских футбольных стран. И практика показывает, что он работает! Но хорошая работа, так или иначе, возможна лишь при соблюдении главного момента. Разговаривал недавно с великим французским судьей Мишелем Вотро. Так вот, он сказал правильнейшую вещь: успех судейского дела возможен только в той стране, где первые футбольные лица всячески поддерживают руководителя судейского комитета и не вмешиваются в его дела. Если по-другому – жди краха.

«МОЕ УВОЛЬНЕНИЕ В 2006-М БЫЛО ЗАКАЗОМ»

– А у нас сейчас как?

– У нас сейчас многовластие! Посчитайте: Коллегия футбольных арбитров, судейско-экспертная комиссия, комиссия назначения, отдел судейства и инспектирования РФПЛ, отдел судейства и инспектирования ПФЛ, судейско-инспекторский комитет РФС. Шесть органов, влияющих на работу арбитров! И каждый тянет одеяло на себя. Вы только вдумайтесь – это же дурдом! Как при этом можно нормально, плодотворно работать? Очень хорошо помню, когда главой РФС был Вячеслав Колосков, а РФПЛ – Виталий Мутко. Золотые годы были: ни одна живая душа не вмешивалась в работу судей. Вот и сейчас нужно создать подобную систему. Только это сложно: существующее болото устраивает многих, в том числе и большинство арбитров. Они ведь понимают: а вдруг придет к руководству КФА Левников, свои порядки привнесет, требования, никакого блата при назначениях на матчи не будет. Тему развивать не стану, но скрывать не буду – сейчас такое присутствует. Считаю, что мне хватит опыта и знаний изменить ситуацию. Я ведь не с потолка все беру, руководствуюсь программами, разработанными европейскими футбольными организациями. Что называется, использую передовой опыт.

– А удастся изменить то, что не удалось Зуеву?

– Ничего плохого о Сергее Владимировиче говорить не хочу. У него, как у руководителя, ровно одна проблема: характера не хватает, чтобы реально решать вопросы. Что у нас сейчас получается? Судей на матчи назначает одна структура, отвечает за их работу – вторая. А Зуев, получается, как бы в стороне. А ведь глава такой структуры, как КФА, должен отвечать за все! Это – общемировая практика.

– Не боитесь войти в одну и ту же воду дважды? Многие помнят, как вас убирали с поста главы КФА в 2006-м. Был громкий скандал.

– Вот вы правильно сказали: убирали! Это явно был чей-то заказ. Ведь работать на тот момент стало просто невозможно… Пресса наскакивала по любому малейшему поводу, было сфабриковано дело Кулалаева, инициировано дело Валентина Иванова, которому перед матчем «Локомотив» – «Спартак» угрожали физической расправой. Словом, надо было показать, что Левников не соответствует занимаемой должности. Кому это было нужно? Наверное, конкурентам, метившим в мое кресло. Именно поэтому я решился на открытое письмо в адрес тогдашнего главы РФС Виталия Мутко, в котором обозначил все проблемы.

– А почему лично к Мутко не пришли?

– Не принимал меня Виталий Леонтьевич ни под каким соусом! До сих пор не понимаю, почему у нас с ним испортились отношения… Конфликтов ведь не было.

– А за что тогда вы потом извинялись перед Виталием Леонтьевичем?

– За нарушение корпоративной этики. За то, что предал огласке внутреннюю кухню нашей организации. Хотя, наверное, не стоило извиняться… Так или иначе, у меня не оставалось иного выбора, кроме как написать это открытое письмо. В российском футболе накопилось столько проблем, о которых я обязан был ему рассказать. Но Мутко не хотел слушать. Что было делать? Пришлось четко и по пунктам изложить все наболевшие проблемы в прессе. Понятно, что Виталию Леонтьевичу это очень не понравилось. И спустя некоторое время (в июле 2006 года. – Прим. ред.), через своего секретаря Сергея Прядкина, он предложил мне написать заявление по собственному желанию. Я отказался. А потом был этот случай с судьей Валентином Ивановым.

«МНЕ ПОДБРАСЫВАЛИ ОБРЕЗ»

– Напомните подробности?

– После того как Иванов получил по телефону угрозы, он набрал мой номер и сказал: мне угрожают, я судить не буду. Я отвечаю: «Валя, ты должен выйти на эту игру! Пойми – отсудить ее так, чтобы ни у кого не осталось вопросов, сможешь только ты». Иванов согласился. Но когда я позвонил Мутко, он сказал: «Меняй срочно, приглашай иностранца!». Я резонно возразил: «Виталий Леонтьевич, назначение совершено, менять нельзя, иначе мы создадим опаснейший прецедент – дадим понять, что нас можно запугать. Причем, в первую очередь, вас, как руководителя». Он вроде бы согласился, мы оповестили милицию, завели уголовное дело. Но уже в следующей ситуации Мутко приказал мне заменить судью Иванова на Веселовского письменно: от главы РФС пришел соответствующий документ. Я снова отказал, поставив на том документе свою визу «Это невозможно». И уже через неделю был уволен. Возможно, Виталию Леонтьевичу шептали на ухо конкуренты, желавшие занять мое место.

– Слово «конкурент», похоже, имеет для вас какой-то уж очень глубокий смысл.

– Точно. 1996 год, золотой матч в Санкт-Петербурге, «Алания» – «Спартак». Кандидатов на обслуживание этой игры было двое – я и другой питерский арбитр Тарас Безубяк. По жеребьевке судить выпало Безубяку. Я остался резервным… Спустя пару часов после финального свистка – звонок из дома: «нас ограбили». Мчусь домой – все перевернуто вверх дном, взяты незначительные вещи, но главное – связаны жена и ребенок, а в одной из комнат лежит обрез! И это притом, что никакого оружия у нас в квартире отродясь не было! Я в шоке набираю «02». Приезжает милиционер, смотрит на все это дело и говорит: вам повезло, что вы оружие не трогали, отпечатков не оставили – обрез-то криминальный, в «мокром» деле замешан… А мне через два дня судить важный матч Лиги чемпионов, по итогам которого должно было стать ясно, еду я на чемпионат мира во Францию или нет. Оставь я отпечатки – из страны бы точно не выпустили, и о мундиале можно было бы забыть. К счастью, все обошлось, и тот матч я отсудил достойно.

– Ясно. А с Мутко помирились? Все-таки столько времени прошло.

– Прошлым летом, когда я еще работал в Казахстане, на моем мобильнике высветился звонок. Смотрю – номер московский. Поднимаю трубку – один из руководителей РФС говорит мне: через некоторое время вам позвонит Виталий Леонтьевич Мутко и предложит работу. Какую именно, правда, не уточнил.

– Перезвонил?

– Нет. Но, как бы я ни мечтал возглавить КФА, в любом случае не пошел бы тогда на разрыв контракта с Федерацией футбола Казахстана. На меня рассчитывали, надеялись. Мягко скажем, это было бы неэтично. И если бы предложение все-таки поступило, готов был приступить к работе только после окончания срока договора. О чем и рассказал журналистам. А через некоторое время в прессе появилось заявление Виталия Леонтьевича: мол, пока он во главе российского футбола, Левникова в нем не будет. Не понимаю, почему Мутко так сказал, и тем более не понял смысла того звонка. Может быть, в этот раз все будет по-другому? Хотелось бы верить.

Санкт-Петербург

ДОСЛОВНО

– В 2001 году был некий кооператив, когда судьи объединялись не для работы, а для каких-то нехороших дел.

К сожалению, сейчас мы вновь вернулись в те времена.

Новости. Футбол