Футбольный агент Деннис Лахтер: «Золотые мальчики» не умеют толкаться локтями…

Сегодня исполняется ровно год со дня самой громкой и продолжительной трансферной саги в истории российского футбола – 3 февраля 2009 года «Арсенал» договорился с «Зенитом» о покупке Андрея Аршавина. Корреспондент «Советского спорта» позвонил Деннису Лахт
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Сегодня исполняется ровно год со дня самой громкой и продолжительной трансферной саги в истории российского футбола – 3 февраля 2009 года «Арсенал» договорился с «Зенитом» о покупке Андрея Аршавина. Корреспондент «Советского спорта» позвонил Деннису Лахтеру, организовавшему этот трансфер, чтобы расспросить о делах насущных. Но увлекательная беседа, длившаяся больше часа, вышла о главном – почему российские футболисты никак не выйдут на первые роли в Англии, а из всех футболистов постсоветского пространства мирового признания добился лишь Андрей Шевченко?

«У МЕНЯ ВСЕ ЕЩЕ КОНТРАКТ С АРШАВИНЫМ»

Деннис, вот уже год как вы продали Андрея Аршавина в лондонский «Арсенал». Какие изменения за этот год произошли в вашей жизни?

– Младшему ребенку недавно исполнился год – это самое значимое событие.

– Агентскую деятельность не забросили?

– Нет. Работа продолжается, хотя особой активности нет.

– Вас после той истории с Аршавиным стали узнавать на улице?

– Нет, на улицах не узнают, я никогда не искал публичности. Если бы не было определенной конфронтации с «Зенитом», я бы и не стал появляться в прессе. Просто в тот момент такая манера поведения была необходимостью, с трансфером Аршавина требовались определенные новшества в работе. Само же по себе понятие «агент» – будь то агент футбольный или какой-либо другой – в принципе не подразумевает публичности. А пустой пиар только говорит о несостоятельности и отсутствии профессионального успеха.

– С Аршавиным связь поддерживаете?

– Я не готов говорить об этом.

– Не готовы потому, что история полугодичной давности, когда Аршавин в одностороннем порядке объявил о прекращении сотрудничества с вами, еще не разрешилась?

– Да, есть определенные нюансы, которые не позволяют мне говорить об этом.

– Значит, агентский контракт с Андреем, который истекает у вас через год, все еще действует?

– Да, конечно.

О ЗОЛОТОЙ КЛЕТКЕ ПАВЛЮЧЕНКО

– Вы хорошо знаете «Тоттенхэм» и его президента Дэниэла Леви. А полгода назад точно спрогнозировали стратегию поведения клуба по отношению к севшему на лавку Роману Павлюченко: «Клуб не будет вынуждать его уйти, не будет ссылать в дубль…» Так и вышло. Но как ситуация будет развиваться дальше?

Разговаривал с Павлюченко лишь раз – было это около месяца назад. Об этом меня попросил сам Леви, с которым мы часто общаемся. Дэниэл просил узнать у Романа, устроит ли его вариант с потенциальными клубами, которые были заинтересованы в его услугах.

– Чем закончилась беседа с форвардом? Куда хочет перейти Павлюченко?

– Я так и не понял. Российские варианты мы не обсуждали, а в Европе вряд ли кто-то готов заплатить за Рому ту сумму, которую хочет «Тоттенхэм». В свое время «шпоры» отдали «Спартаку» за Павлюченко большие деньги. Думаю, даже несоизмеримо большие, и настоящая ситуация говорит об этом!

– Хотите сказать, что Павлюченко стал заложником выгодной для «Спартака» сделки?

– Безусловно. Роман попал в золотую клетку. Полтора года назад все очень удачно совпало: бомбардирские успехи в России, голы на Евро… А теперь Павлюченко уже даже не третий и не четвертый форвард в клубе – пришли Робби Кин (интервью состоялось до закрытия европейского трансферного окна, по итогам которого ирландец перешел в «Селтик». – Прим. ред.), Крауч, теперь вот исландец Гудйонсен подтянулся. Реальная ситуация такова: хозяин «Тоттенхэма» – очень богатый человек и во всем, что касается футбола, полностью доверяет президенту Леви. Финансовая состоятельность позволяет клубу продержать Павлюченко на лавке до конца контракта, который истекает летом 2013 года. Вероятно, позиция клуба со стороны выглядит нелепо, но, поймите, «Тоттенхэм» не умирает с голоду. Они, что называется, «уперлись рогом».

То, что делает сейчас клуб с Ромой, мне глубоко несимпатично. Ему 28 лет, и играть лучше, не имея игровой практики, он уже не станет. Но и Гарри Реднаппа судить ведь тоже нельзя – впервые за долгие годы «шпоры» наконец-то показывают результат, мало-мальски соответствующий их возможностям. И показывают его, заметьте, без помощи Павлюченко.

– Как же быть Роману?

– Ждать и надеяться на то, что кто-то все же выложит за него необходимую сумму. Пока таких клубов нет. Был «Бирмингем», который, на свой взгляд, предлагал за Павлюченко честные деньги (8 миллионов фунтов. – Прим. ред.). Но это предложение «шпоры» отклонили, потому что это примерно половина той суммы, которую «Тоттенхэм» рассчитывает выручить за Романа. Хотя, возможно, уже завтра какой-нибудь российский клуб выкупит его трансфер.

– Если Павлюченко просидит в лондонской неволе еще хотя бы полгода, наверняка потеряет место в сборной…

– А вот это вряд ли. Он ведь уже восемь месяцев сидит на лавке, и ничего, вызывается. С линией атаки-то в России большая беда. Нападающего уровня Ромы у нас в стране сейчас нет. Как бы его ни костерили, Павлюченко умеет забивать решающие голы – так было с Англией и на Евро, и в отборочном цикле к чемпионату мира. Никто из форвардов сборной этим больше похвастаться не может. Так что здесь нас с вами, вероятно, ждет уникальная ситуация – основной нападающий национальной команды без игровой практики.

О ДОРОГОСТОЯЩЕЙ СКРОМНОСТИ ЖИРКОВА

– Заиграет ли в «Челси» Юрий Жирков?

– Нет. По крайней мере, для меня это очевидно. По большому счету, на данный момент шанс у Юрия может появиться только в том случае, если сломается Малуда или Эшли Коул. Или оба сразу.

– Почему вы так категоричны?

– К сожалению, Юра в жизни и на поле – это два разных человека. На меня он произвел впечатление скромного парня, которого в жизни очень много обманывали и который теперь никому не верит. При этом он абсолютно ведомый человек. Когда Жирков был игроком ЦСКА, я сказал, что он поедет туда, куда его «поедут». Не удивился бы, если бы Юру продали куда-нибудь в Монголию, причем за большие, чем в «Челси», деньги – и Жирков согласился бы.

– Но Монголия и «Челси» – не одно и тоже!

– Да, но ехать в клуб, где на твоей позиции играют футболист сборной Англии и футболист сборной Франции – ребята, которые старше тебя, которые пооббились в футболе и умеют локтями проложить себе дорогу в жизни… Надо быть очень смелым и решительным парнем, чтобы принять вызов таких конкурентов! Тот же Малуда – человек с бульдожьей хваткой! Этот футболист сам пробил себе путь через безвестные «Шатору» и «Генгам», стал лидером в «Лионе». И вы думаете, он просто так отдаст свое место в основе «Челси»?

В этой команде никто не будет смотреть на то, что у тебя паспорт одного цвета с паспортом владельца клуба. Стал плохо играть Баллак, капитан сборной Германии? На скамейку! Потерял голевое чутье Дрогба? Туда же! Да что там Дрогба с Баллаком – даже Лэмпарда в запас сажали, если у того не клеилось. В «Челси» богов нет. Тем более у такого тренера, как Анчелотти, которому сам Берлускони был не указ. К нему не бегают с записками от хозяина клуба с просьбой «поменять Васю на Петю». Это не советский футбол, понимаете?

– Что же мешает Жиркову растолкать локтями конкурентов?

– Бытовые моменты, отсутствие английского языка и способности быстро адаптироваться к новым условиям. Знаю, что Юре и переезд в ЦСКА-то дался весьма болезненно. Что уж говорить о другой стране с другими устоями, культурой, игровой интенсивностью? Мне бы очень хотелось, чтобы Жирков заиграл в «Челси», но определенные факторы изначально не давали мне повода на это надеяться.

О ПОХВАЛЬНОЙ ПРЫТИ БИЛЯЛЕТДИНОВА

Хочу сказать о другом, – продолжает Лахтер. – Приятно удивлен Билялетдиновым! Жизнь у человека в России складывалась так, что можно было бы до конца карьеры сидеть в родном «Локомотиве» и ковырять в носу, получая капитанскую зарплату. Но мы же с вами видели, что парень постепенно деградировал в российском чемпионате. Еще пять лет назад, когда Билялетдинов появился в основе «Локо», это был игрок, по манере работы с мячом и интеллекту совершенно не похожий на типичного россиянина. А в последний год это был уже потерянный человек, который не знал, чего хотел. Но парень совершил мужской поступок – никто его на этот переход не подталкивал (кроме разве что отца), не вынуждал. Даже наоборот! Ему ведь в «Эвертоне» все надо было начинать с начала – притом, это совершенно лошадиная команда, в которой и обыграться-то, кроме Пиенара, больше не с кем. Но Динияр пришел и не потерялся.

– По-вашему, у Билялетдинова больше шансов закрепиться, чем у остальных наших «англичан»?

– Не хочу играть в Нострадамуса – получится у Билялетдинова или нет, покажет время. Понимаете, ведь пока что это точно такая же история, что и с Павлюченко – за игрока заплатили большие деньги и по первости тренер должен его ставить в состав. А что будет дальше, не знаю. Может появиться конкуренция, есть вероятность «зацепиться» с прессой, которая в Англии ни перед кем не заискивает и тут же может смешать с грязью. Мне ясно одно – вся эйфория относительно того, что наши игроки снова поехали за рубеж, преждевременна. Тенденции ведь неутешительные – уехать-то они уехали, но многие совсем скоро могут вернуться назад ни с чем.

– Получается, поколение Евро-2008 – это «поколение вернувшихся»?

– Мне это было понятно изначально. С кем-то из игроков знаком лично, мне известно о нюансах образа жизни других. Увы, профессионалов среди них почти нет. К сожалению. Как показывает практика, это поколение российских футболистов не умеет приумножать завоеванное – свои успехи на Евро они замазали бесславным поражением в Словении.

Сейчас, увы, не футбольные 90-е, когда одна только наша испанская колония переваливала далеко за десять человек, когда в Италии на виду были наши форварды. В Англии играли Харин и Канчельскис, которого сэр Алекс Фергюсон до сих пор вспоминает самыми теплыми словами – с такими талантами и здоровьем Андрей легко мог бы стать для манкунианцев русским Гиггзом. А сейчас… Что греха таить – уезжают-то все равно лучшие. Кержакову в «Севилье», как он говорит, помешала смена тренера. Но почему-то всем остальным игрокам удалось остаться в команде и продолжать играть, а Саша сел на лавку. Просто наши ребята не большие путешественники. Посмотрите, кто из наших «выживал» в Европе – те, кто сумел вытравить из себя все «совковое» и перенять на Западе то хорошее, что мы называем словом «профессионализм». Таким был Валера Карпин – простой парень из Нарвы, Дмитрий Аленичев, Александр Мостовой.

– Один из ведущих российских футбольных функционеров – Сергей Капков – назвал, со ссылкой на Гуса Хиддинка, нынешнее поколение наших звезд «плохо воспитанными детьми»…

– Так и есть.

ОБ ИНТЕРЕСЕ К РОССИЙСКИМ ИГРОКАМ В ЕВРОПЕ

– Вы слышали о нефутбольных причинах поражения сборной в Мариборе?

– Даже не хочу об этом рассуждать! Почему сейчас говорят только о Мариборе? Что, такого перед другими матчами не было? Я был на Евро-2008, жил в отеле вместе со сборной и видел, что происходило перед полуфиналом с Испанией. Просто иногда нас проносит, а иногда – нет. Такая информация уже просачивается в европейские клубы. Понимаете, может случиться так, что мы вообще станем эдаким закрытым чемпионатом. Там нашим ребятам никто не станет платить такие деньги, за которые они позволяют себе многое здесь. А после того, как за Павлюченко и компанию отвалили те суммы, которых они объективно не стоят и не отработали, клубы в Европе еще десять раз подумают, прежде чем снова заводить разговоры о трансфере российского футболиста. А это значит снова вариться в собственном соку.

 – Интерес к россиянам на европейском рынке сейчас поостыл?

– Его вообще практически нет.

– А как же Акинфеев?

– Им интересуются, но интерес этот не такой, каким его преподносит российская пресса. Можно говорить, что Игорь – потенциально номер один в мире. Но профи утверждают, что он дай бог седьмой-восьмой. К сожалению, статистика такова, что кроме Андрея Шевченко и, пожалуй, Дмитрия Аленичева из игроков с постсоветского пространства никто не достиг футбольного Олимпа. Давайте смотреть правде в глаза – кто, кроме Шевченко, получал «Золотой мяч», выступая в зарубежном чемпионате? Кто, кроме Шевченко, становился лучшим бомбардиром ведущей европейской лиги? Только ему и Диме Аленичеву удавалось выиграть Лигу чемпионов.

О чем это свидетельствует? Те, кого мы возносим до небес здесь, у себя, на фоне европейских топ-клубов являются посредственными игроками. Жо, которого в России на руках носили, в Англии растворился. Иванович играет невыразительно. Посмотрите на Чигринского в «Барселоне». Мне интересно взглянуть на то, как себя проявит в «Валенсии» Домингес, который даже на фоне часто скучной игры «Рубина» смотрелся ярко. Получается, что из всех, кто уехал из российского чемпионата, по-настоящему заиграл только Видич. Жалко наш футбол, потому что сейчас российские игроки начнут думать: «А зачем куда-то ехать? Там же конкуренция! А тут и так платят большие деньги». Молодежь вот уже никуда не хочет – они развращены деньгами донельзя. Где наши чемпионы Европы-2006 в возрасте до 17 лет? Нет их!

– Вы нарисовали мрачную картину. Что делать?

– Если не хватает своих мозгов, надо звать иностранных менеджеров. У нас ведь институт спортивных менеджеров в футболе как класс отсутствует. В хоккее вот почему-то получается, а в футболе нет.

О ХИДДИНКЕ И АРШАВИНЕ

– К слову, о менеджерах. На ваш взгляд, можно ли было составить контракт с Гусом Хиддинком так, чтобы РФС потом не пришлось платить 3,5 миллиона евро за последние полгода?

– Конечно, можно. Вы представляете, что на эти 3,5 миллиона можно было бы сделать для детского футбола?

– Футболисты сборной хотят, что бы Хиддинк остался. Гус должен остаться?

– Нет. С Гусом надо попрощаться, хотя пользу России он, безусловно, принес. Никто же не отнимет у сборной бронзовые медали на Евро! Надо понимать, что Хиддинк для нас многое сделал, многое дал, а мы отказались брать. Думаю, что Россия просто была к нему не готова.

– Почему Аршавин перестал блистать в «Арсенале»? У Андрея ведь был летний перерыв, полноценная предсезонка, а силы, кажется, уже сейчас на исходе…

– Во-первых, Андрей никогда не отличался способностью к быстрому физическому восстановлению. У него, полагаю, достаточно невысокая биоэнергетика. А вы посмотрите, какая в Англии интенсивность – «Арсенал» до недавнего времени, помимо выступления в чемпионате, тащил два кубка и продолжает участвовать в Лиге чемпионов. Да и в премьер-лиге надо играть не 30 матчей, как в России, а 38 – и нет проходных матчей. Добавьте сюда игры за сборную. Чтобы быть стабильной звездой на туманном Альбионе, надо быть не только неординарным талантом, физически очень сильным, но и иметь, ко всему прочему, великую волю, не давать себе возможности расслабляться.

– Но ведь год назад был «покер» на «Энфилде»!

– Год назад перед этим покером я увез Аршавина с первого сбора «Зенита» в ОАЭ. После подписания его по два-три часа внеурочно «убивали» на тренировках и потихоньку подтягивали к основе «Арсенала». В итоге, когда весной вся премьер-лига была уже на выдохе, Андрей только-только набрал отличную форму. А сейчас совсем другая история. Он уже в равных условиях с другими футболистами. И, кстати, видно, что во всех матчах Аршавин экономит силы. Не исключаю, что у него в концовке откроется второе дыхание, но пока положительных симптомов я не вижу. Уже ясно, что Аршавин не стал тем неприкасаемым, каким является для «Арсенала» Фабрегас. Да и болельщики «канониров», имеющие большое влияние на все, что происходит в клубе, тоже ведь все видят – недаром Андрея уже несколько раз освистывали за невыразительную игру. И еще раз хочу сказать: давайте дождемся окончания второго сезона и посмотрим, где по его итогам будут Аршавин и «Арсенал».

 – Поверьте, — сказал Лахтер, завершая разговор, — мне бы очень хотелось, чтобы многое из того, о чем мы с вами сегодня говорили, оказалось не так. Но пока, увы, предпосылок к лучшему в нашем футболе нет.

Новости. Футбол