«Почему бы штрафы КДК не оплатить фанатам?». Оригинальные рецепты сотрудников МВД о том, как навести порядок на футбольных матчах

Во вторник гостями редакции «Советского спорта» стали сотрудники Центра обеспечения охраны общественного порядка МВД России: начальник отдела обеспечения спортмероприятий Валерий Ботвин и старший инспектор по особым поручениям отдела Юрий Абрашов. В перв
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Во вторник гостями редакции «Советского спорта» стали сотрудники Центра обеспечения охраны общественного порядка МВД России: начальник отдела обеспечения спортмероприятий Валерий Ботвин и старший инспектор по особым поручениям отдела Юрий Абрашов. В первой части «Прямой линии» (см. «Советский спорт» от 21.04.2010 г.) речь шла о статистике нарушений порядка на трибунах в этом году и о том, как ужесточение дисциплинарных штрафов РФС помогло их сократить. Сегодня – вторая часть беседы.

ПРО МАТ И БАННЕРЫ

– Роман Федорович вас беспокоит. Почему правоохранительные органы веду себя пассивно, когда матерные кричалки скандируют целые сектора? Ведь на том же матче «Динамо» – «Зенит» в динамовском секторе работали так называемые заводящие, которые и организовывали кричалки про Татьяну Буланову. Задержите хотя бы их!

Ю.А.: – Можно задерживать, но административный кодекс предполагает смешные штрафы за такие нарушения – 1500–2000 рублей. Мы предлагаем РФС, РФПЛ и клубам применять иски в порядке регресса. То есть мы задерживаем на данном конкретном матче одного или нескольких болельщиков, организовавших матерные скандирования или зажигавших файеры. Фиксируем их паспортные данные. КДК в следующую среду выносит клубу штраф (за нарушение общественного порядка, это от 100 до 500 тысяч рублей). А уже клуб может обратиться в суд о взыскании денежных средств с задержанного правонарушителя – так называемый иск в порядке регресса. Если хулиган хоть раз заплатит такой штраф, то в следующий раз он десять раз подумает, прежде чем нарушать порядок!

– История годичной давности в Казани, где на матче «Рубин» – «Спартак» на гостевой трибуне появился фашистский баннер, закрыта? Глава КДК Владимир Катков говорил о необходимости правовой оценки этого эпизода…

В.Б.: – После этого матча, на котором болельщиками были совершены не только указанные противоправные действия, органы внутренних дел возбудили уголовное дело по факту вандализма. Вынести дисциплинарное наказание РФС тоже не смог – в «Спартаке» тогда заявили, что это не болельщики их команды. Хотя баннер появился на местах, предназначенных для распространения на них билетов именно гостевой команде.

– То есть парочка, что на фото держит баннер, не имеет отношения к провокации?

– Были проведены оперативные действия, но правонарушители, к сожалению, не установлены.

– А допросы одного из лидеров движения фанатов «Спартака» Ивана Катанаева ни к чему не привели?

Ю.А.: – Нет. Но тогда Катанаев тоже «отличился» – организовал шествие по центру Казани с зажженными файерами, с нецензурными выкриками в адрес болельщиков «Рубина». И мы задавали ему вопросы: как и на каком основании такое шествие было организовано. Аналогичные вопросы были заданы господину Катанаеву и 29 ноября (в день матча «Зенит» – «Спартак». – Прим. ред.). Тогда группа болельщиков тоже провела, как они сами его назвали, карнавальное шествие – порядка 400 человек в масках попытались пройти к стадиону «Петровский», мешая движению транспорта. Мы изъяли у них и стикеры, и самодельные пиротехнические изделия, и самодельные заточки с кастетами. И это лишь малая толика – сколько они всего побросали в Неву!

– Катанаев покинул ВОБ – вам известно, почему?

– Причины нам известны. Но мы воздержимся от комментариев, тем более СМИ достаточно подробно эта тема обсуждалась. Лучше задайте этот вопрос Катанаеву. Нам важно, чтобы ВОБ в конечном счете следовал целям, заявленным в уставе организации: пропаганда футбола, воспитание болельщиков… К сожалению, кроме красивых слов и пиар-акций, пока ничего больше не делается.

В.Б.: Хотя на той же февральской конференции ВОБа, о котором много писалось в прессе, меня немного покоробили слова главы организации Александра Шпрыгина о том, что за 2009 год по его инициативе, оказывается, был расследован инцидент в Липецке. Да, по инициативе МВД была проведена служебная проверка, но ВОБ тут ни при чем.

– На сайте МВД в декабре прошлого года появилось сообщение, что вы отказались от участия в круглом столе с РФС, РФПЛ и ВОБом потому, что в числе заявленных участников фигурировали люди, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности. Вы имели в виду членов фанатского объединения?

– Да, и это официальная позиция МВД. Мы бы не хотели иметь диалог с теми, у кого есть уголовное прошлое, да и нынешнее поведение не намного от него отличается. Наши точки зрения не совпадают. Мы ВОБ не запрещаем и гонений на них не ведем – работайте, следуйте уставу. Но тесно общаться с этими людьми мы не намерены.

– В ближайшем туре московский «Спартак» примет «Спартак» нальчикский. Год назад, как мы помним, на трибунах в «Лужниках» на этом матче появился нелицеприятный баннер в адрес гостей. Там виновные тоже не найдены?

– Задержать их по горячим следам не удалось. В том случае мы задержали двух человек в перерыве, но появившиеся в нашем распоряжении фотоматериалы показали, что мы задержали не тех.

– Но на матчах премьер-лиги милиция ведет видеосъемку потенциально проблемных секторов. Неужели видеоматериалы тут не помогли?

– Получаемые видеоматериалы не всегда совершенны. По нашей просьбе, обращенной к РФС, сейчас стадионы оборудуются спецкамерами видеонаблюдения, вмонтированными под купол арены

– Какие регионы, помимо московского, вызывают у МВД наибольшее опасение при проведении футбольных матчей?

Ю.А.: – Начинают беспокоить Владикавказ и Нальчик. Это связано и с тем, что «Алания», например, давно не была в премьер-лиге и подрастеряла опыт проведения матчей на высшем уровне. И с общей ситуацией, как, например, в Нальчике.

ПРО ФАЙЕРЫ

– Интернет-пользователь Скарфер спрашивает: «Файер-шоу бывает красивым и файеры давно не бросают на поле. Когда-то их складывали в специальные ведра с водой, почему сейчас нельзя поступать так же?»

– Компромисс здесь невозможен. Есть декабрьское постановление правительства 2009 года, которое появилось по следам трагических событий в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», когда по глупости погибло столько людей. Тогда тоже кто-то предложил: «А давайте жечь фейерверки». К сожалению, исключить повторение подобного нельзя и на стадионах. Вы же знаете, какие огромные баннеры растягивают болельщики. И хотя мы совместно с МЧС и требуем, чтобы ткань была пропитана специальной антивоспламеняющейся жидкостью, зачастую болельщики к этому не прислушиваются – с финансовой точки зрения не каждый фанат может себе это позволить.

– Андрей из Москвы беспокоит. Доводилось слушать истории, от которых волосы дыбом вставали – куда болельщики себе эти файеры только не засовывали!

В.Б.: – Да так, что потом сами вытащить не могут иной раз. Это правда. Но вопрос стоит не так: кто кого перехитрит – милиция или болельщик. Надо сделать так, чтобы болельщик сам не захотел нести пиротехнику на стадион.

– Какими способами их переубедить?

– Можно, как сейчас – драконовскими штрафами клубам, и пусть они сами проводят воспитательные беседы. А можно, как в Англии, где за пронос пиротехники на стадион болельщик несет уголовную ответственность. Есть и другой способ – изменить сознание болельщиков.

– А вы знаете, как все-таки проносят файеры?

– Мы, конечно, несовершенны, но кое-какое представление имеем.

– Подскажем – до тех пор, пока солдаты внутренних войск будут получать такое денежное довольствие, которое они получают сейчас, файеры на трибунах будут жечь. Понимаете?

– Намек понят. Спасибо, – Валерий Ботвин помечает себе что-то в блокноте.

ПРО СТЮАРДОВ

– Господин Ботвин, у меня еще вопрос, – продолжает читатель Андрей. – Вам не кажется, что футбольные клубы внутри стадионов могли бы сами справиться со своей безопасностью?

– Мы изучали зарубежный опыт стран, где обеспечение безопасности на стадионе возложено на сами клубы. И мы, конечно, такой опыт приветствуем и не будем возражать против изменения ситуации на наших стадионах.

Ю.А.: В ноябре прошлого года я присутствовал на совместном совещании офицеров по безопасности РФПЛ и ПФЛ под руководством Николая Толстых и провел там небольшое голосование: «Какой клуб сегодня готов взять на себя ответственность по обеспечению безопасности на стадионе своими силами?». К моему сожалению, из 40 человек присутствующих руку не поднял ни один! Когда клубы будут готовы, мы с удовольствием передадим им свои полномочия.

– Знаете, я был на футболе в Германии, на матче «Шальке». Там на футболе перед стадионом только дорожные полицейские работают. Может, офицеров по безопасности наших клубов отправить туда на стажировку, чтобы опыт переняли? Чем клубам платить эти непомерные штрафы за своих болельщиков, лучше бы вложили деньги в установку камер видеонаблюдения и повышение квалификации своих сотрудников!

В.Б.: – Вы один в один повторили слова, которые МВД адресует всем организациям, проводящим спортивные мероприятия, не только футбольные. Если болельщик будет чувствовать себя в безопасности, то возрастет и посещаемость. Взять хотя бы КХЛ. Сейчас там подходит к концу второй сезон – мы проанализировали все дисциплинарные и технические меры, которые предпринимает руководство Лиги. Так вот там количество совершаемых на хоккее правонарушений обратно пропорционально возрастающей посещаемости! Потому что КХЛ уделяет достаточно внимания безопасности своих болельщиков.

– Но безопасность на хоккейной арене обеспечить все же проще, чем на футболе!

Ю.А.: – А мы вам говорим об отношении руководства – оно у хоккеистов другое. В КХЛ сразу же обозначили приоритеты: «Мы хотим, чтобы посещаемость возросла не просто за счет каких угодно болельщиков, а за счет разных слоев и возрастных категорий болельщиков».

– Хотите сказать, что хоккейный болельщик более культурный?

– А чем они отличаются от футбольных? Названием?

– На хоккей семьями ходят.

– Правильно. Потому что там безопасней. И обратная реакция со стороны зрителя тоже идет соответствующая – на хоккей я иду игру посмотреть, а на футболе можно и похулиганить. Надо это отношение менять. Но, опять же, делать это должна не милиция – мы лишь блюдем порядок, а общество.

ПРО СПЕКУЛЯЦИЮ

– Здравствуйте, меня зовут Василий Петрович. В прошлом году ходил на матч «Динамо» – «Ростов» и видел такую картину – работает одна касса, в которую огромная очередь, а рядом девушки продают билеты по завышенным ценам, и их охраняют правоохранительные органы. Как это понимать?

В.Б.: – Вы имеете в виду перекупщиков? Милиция не могла охранять этих граждан. По Москве запрещена торговля в неустановленных местах. За нее полагается штраф от 1000 до 2500 рублей.

– Вам известно имя Изольда?

– Слышали! И фотографии со спекулянтами в вашей газете мы неоднократно видели.

Как вообще бороться с подобными ей спекулянтами на футболе?

– Необходимая законодательная база. Если мы вернемся к опыту Великобритании, то там за данные действия предусмотрена уголовная ответственность – это не только про футбол, но и про все остальное. В России глобально с этим бороться сейчас нельзя – можно поймать перекупщика, задержать его на три часа, выписать штраф в тысячу рублей и отпустить. Но по сравнению с тем, что они могут заработать, такие риски для них просто смешны.

– А ваш отдел может стать инициатором подобного законопроекта? Опять же, если не повсеместно, то только в рамках спортивных мероприятий?

– Мы уже говорили, что определенные законопроекты уже существуют, и в них по аналогии с той же Англией, где есть специальные законы о футболе, будет прописана соответствующая уголовная ответственность.

– Но получается, чем ждать, пока закон утвердят, клубам лучше начинать торговать билетами в Интернете?

Ю.А.: – У нас есть альтернативное предложение клубам, которое решило бы не только проблему спекуляции, – продавать именные билеты, по паспорту, а также абонементы.

– Но тогда, если я иду на футбол семьей, я не смогу купить билет жене и сыну или я должен их с собой к кассам привести?

– Это опять же решаемо. Если вы знаете, что ваша команда всегда дома играет в тех же «Лужниках», то можете просто завести себе именные магнитные карты с фотографией и паспортными данными. Билеты на игру вы покупаете по этим картам (тогда не нужно брать своих родственников, просто возьмите и их карточки), а при проходе через электронный турникет на специально оборудованном мониторе с вашего билета будет считываться и проецироваться ваша фамилия и имя. Тогда сотрудники стадиона смогут видеть, по своему ли билету вы прошли.

– Это ноу-хау или такие системы где-то уже действуют?

– Они давно существуют в Испании, в Польше, где подобная система вводится специально к чемпионату Европы. У нас при подготовке к чемпионату мира-2018 должны будут с нуля построить все арены, кроме «Лужников». Так почему при проектировании сразу не учесть и турникеты, и систему электронных карт?

ПРО ВХОД-ВЫХОД СО СТАДИОНА

– Вы уже говорили в первой части беседы (опубликована в среду. – Прим. ред.) о том, что пропускная способность «Лужников», несмотря на пятизвездочный статус арены, не позволяет вывести болельщиков с трибун за стандартные европейские восемь–десять минут. Почему?

Ю.А.: – Ни один милиционер, ни один сотрудник стадиона не станет специально задерживать людей на трибунах. Это связано исключительно с мерами безопасности – не допустить давки и не допустить одновременного выхода болельщиков противоборствующих команд. К сожалению, в случае с «Лужниками» все упирается в транспортную проблему.

– Почему же на финале Лиги чемпионов эту проблему решить удалось, а на московских дерби люди по полчаса томятся в проходах?

– Потому что на финале Лиги чемпионов были специально задействованы дополнительные автобусы и маршрутные такси. А это, поверьте, весьма дорогое удовольствие. Кто из раза в раз будет оплачивать дополнительный транспорт?

– Почему тогда на время матчей закрывают станцию «Воробьевы горы»?

– У нее ограниченная пропускная способность. И потом, если сажать болельщиков на станции «Воробьевы горы», на «Спортивную» будут приезжать переполненные поезда, и на платформе возникнет давка.

– А есть в России стадионы, которые могут освобождаться мгновенно?

– В Ростове, Владикавказе, Махачкале. Или «Петровский» в Санкт-Петербурге.

– Но это парадокс! Он ведь находится на острове и с четырех сторон окружен Невой!

– Но там не закрывают ближайшую станцию метро, и, кроме того, народ может разъехаться со стадиона на наземном транспорте.

– Зачем на матчи в «Лужниках» из раза в раз пригоняют конную милицию? Лошадь так и норовит укусить за плечо!

– Опять же из соображений безопасности. Представьте – 60-тысячная толпа идет в метро, и вдруг происходит сбой, например, ломается эскалатор. Чтобы не создать давку, нужно отсечь толпу от входа в метро. А человеку не под силу удержать людской поток. Да и лошади не кусаются!

Записал Антон ЛИСИН

Новости. Футбол