Сын Тофика Бахрамова: Отец этот гол засчитал бы!

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. ЧМ-2010
ТЕМА НОМЕРА: ВИДЕОПОВТОРЫ
Вчера «Советский спорт» опубликовал короткое мнение сына Тофика Бахрамова о голе, который не увидел уругвайский арбитр матча Германия – Англия. Бахрам Бахрамов сказал, что отцу, засчитавшему спорный гол в финале Англия – ФРГ 44 года назад, было куда сложнее разобраться в эпизоде. Сегодня – продолжение беседы.

«ЛАЙНСМЕН НЕ УСПЕЛ ЗА ЭПИЗОДОМ»
– Весь Азербайджан звонит нам домой! – едва не кричит в трубку Бахрам. – Все говорят: если б был жив Тофик Бахрамов, он бы этот гол засчитал. И я с этим согласен.
– Что помешало линейному арбитру увидеть гол в воскресенье?
– Не знаю. Судя по всему, это слабый арбитр. Не усек момент. Явно прозевал, не успел за ним.
– Главный тренер немцев Йоахим Лев в перерыве матча сказал своим игрокам, что теперь историческая справедливость восторжествовала. Что это за психологический прием?
– Тут все понятно: немцы же с тех пор доказывают, что гола не было, что проиграли они незаслуженно. В то время такой техники, как сейчас, не было. Рассмотреть все в подробностях нельзя, поэтому разговоры, был гол или нет, вряд ли когда-нибудь закончатся.
– Но ваш отец был стопроцентно уверен, что мяч побывал в воротах?
– Да. Он рассказывал, что определил это по своеобразному колыханию сетки. Они тогда были нейлоновыми, очень чувствительными. Да, потом мяч выскочил в поле и защитники немцев выбили его. Но в воротах он уже побывал.
– И как теперь жить линейному арбитру Эспинозе?
– Он пропал… И ему, и главному судье (Хорхе Ларрионде. – Прим. ред.) ответственные матчи вряд ли дадут судить. Возможно, этот гол поставил крест на их карьере. Если б судьи засчитали второй мяч, наверняка игра пошла бы по-другому. Англичане вдохновились бы и вряд ли посыпались…
«ПОВТОРЫ ЕСТЬ, НО ГОЛОВ НЕ ВИДЯТ»
– Ваш отец переживал после возвращения из Англии?
– Как и любой человек в такой ситуации. Но он все равно был в себе уверен. Его потом назначали на многие ответственные матчи еврокубков, финал Межконтинентального кубка «Аякс» – «Индепендьенте».
– Кто-то из футболистов или тренеров напоминал ему про тот гол?
– Нет. Разве что Джеффри Херст, забивший гол, в подробностях описывал тот эпизод на открытии памятника отцу в 2004 году в Баку. Тогда Англия и Азербайджан играли в одной отборочной группе чемпионата мира 2006 года. Херст говорил, что благодаря тому мячу и решению Тофика он стал звездой в Британии.
– Есть ли у вас фотографии, видео финала чемпионата мира 1966 года?
– Конечно.
– Часто смотрите?
– Да я все наизусть уже знаю, – улыбается Бахрам.
– Будет ли Эспиноза так же известен у себя на родине, как Бахрамов в СССР, да и во всем мире?
– Думаю, нет. Он же допустил ошибку, а мой отец принял верное решение.
– Возможны ли угрозы арбитру в таких ситуациях?
– Если б чемпионат проходил в Англии – тогда вполне. Но играли они в Африке, так что вряд ли…
– Вашему отцу угрожали?
– Только на поле, в том матче. Зеелер и Халлер пытались выяснить, почему отец засчитал гол. Требовали отмены решения. Правда, уже после игры Зеелер подошел к отцу и от всей команды принес извинения. А главный судья Динст из Швейцарии сказал отцу: «Мистер Бахрамов, вы спасли мою репутацию».
– Тофик знал иностранные языки?
– В совершенстве, конечно, нет. Так, отдельные фразы, выражения.
– Елизавета II подарила Бахрамову копию «Золотой богини», которую вручали команде-победительнице. Как думаете, должны ли что-то подарить немцы Эспинозе?
– Хороший вопрос, – смеется Бахрамов. – Пусть они сами решают. Но ведь фактически линейный арбитр помог попасть Германии в четвертьфинал.
– Как вы думаете, надо ли вводить видеоповторы?
– Конечно! Ведь на полметра мяч оказывается за линией ворот, а его не засчитывают. Тогда в Англии все решали сантиметры. Отцу было намного труднее, чем этому лайнсмену.
– Но если б в 1966-м существовали столь подробные видеоповторы, не возникло бы легенды, вокруг которой болельщики спорят почти полвека…
– Зато сейчас есть повторы, а судьи не видят даже явные голы…
РЕАКЦИЯ МИРОВОЙ ПРЕССЫ
ЛИКОВАНИЕ НЕМЦЕВ…
С немецкого на русский слово «schadenfreude» можно перевести так: «получение удовольствия от чужой беды». Именно это слово наиболее удачно подходит для передачи интонации вчерашних немецких газет, посчитавших отмененный гол Лэмпарда расплатой за засчитанный (как считают немцы – несправедливо) Тофиком Бахрамовым мяч Джеффа Херста в финале ЧМ-1966.
«Спасибо тебе, футбольный бог! – рукоплескали всевышнему журналисты «Bild». – Спустя 44 года мы все-таки были вознаграждены за матч на «Уэмбли». Теперь англичане поймут, что мы чувствовали все эти годы».
«Блумфонтейн» – новый «Уэмбли», – смеется «Suddeutsche Zeitung» и продолжает: – Все было бы совершенно иначе, засчитай арбитр мяч, забитый на 38-й минуте. Ха, но ведь не засчитал же!»
СЛЕЗЫ АНГЛИЧАН...
Английские же журналисты держат удар получше футболистов, не перестававших критиковать судей даже после поражения со счетом 1:4.
«Лица англичан застыли в недоумении. Нет, на них не было ярости или ненависти, только шок. Глубокий шок, – признавал колумнист «Daily Mail» Мартин Самуэль. – В перерыве все делали судей козлами отпущения. Но после финального свистка все про них забыли и думали только о том, как ничтожно выступила наша команда. Никто не верил, что хоть что-нибудь изменилось бы, рассмотри Эспиноза гол Лэмпарда. Хотя нельзя не признать, что эта ошибка омерзительна, позорна, абсолютно катастрофична…»
«Время сваливать», – именно под таким заголовком вышла «The Sun», изобразившая на обложке Фабио Капелло, смотрящего на часы. На полосах разместился еще более жесткий текст: «Иди, иди и возьми этих неудачников вместе с собой».
Издание «Mirror» проявило литературную смекалку: «Фабивон!» – посылая восвояси загнанного Капелло. «Наша команда показала футбол смутных времен на этом чемпионате мира. Но продул все именно дон Фабио. Стыдоба».
…И ИЗВИНЕНИЯ УРУГВАЙЦЕВ
Уругвайская газета «El Pais» призвала уругвайскую федерацию футбола и ФИФА послать англичанам письмо с официальными извинениями за незасчитанный гол Лэмпарда. Вот что на этот счет написал колумнист издания Диего Перес: «Этот момент можно назвать грубейшей ошибкой всей судейской бригады, которую возглавлял уругваец Ларрионда. Все, что делало это судейское трио всю свою карьеру, оказалось смыто позорной волной в одно судьбоносное мгновение. Эти восемьдесят сантиметров навсегда останутся в черной истории чемпионатов мира. Об этом еще долго никто не забудет…».





