О спорт, ты — мир?

null
news
 

ПРОШУ СЛОВА

Чемпионат мира по футболу 2002 года запомнится российским любителям не только высочайшим накалом игровых страстей, крушением надежд, возлагавшихся нами на сборную команду России, но и беспрецедентным разгулом болельщицких страстей в центре Москвы, когда сборная России проиграла хозяевам чемпионата.

Александр БЕСПУТИН, президент телеканала «7ТВ»

НА ГРАНИ ФОЛА

Не претендуя на всеобъемлющий анализ мотивов невиданно агрессивного поведения собравшейся на Манежной площади молодежи, приведшего к человеческим жертвам, моральным и огромным финансовым потерям, думаю вот о чем. В нашей жизни все рельефнее в отношениях между людьми проявляется жесткость, зачастую переходящая в жестокость. Антигуманным отношениям во многом способствуют и такие факторы, как не всегда корректное отражение действительности в средствах массовой информации, в том числе и на телевидении. Несомненно, свобода слова — важнейший компонент любого демократического, свободного и открытого общества. Однако нередко в погоне за сиюминутностью, сенсационностью, эксклюзивностью авторы телерепортажей забывают о пределах допустимого, о воспитательных издержках показанного и рассказанного для тех, кому это все предназначено.

События 9 июня 2002 года в центре столицы сделали нас в очередной раз свидетелями того, что никакое другое средство массовой информации не может сравниться с телевидением по силе воздействия на людей. Лишний раз мы убедились в том, что, обладая огромными возможностями влияния на гармонизацию человеческого сообщества, телевидение, в то же время может формировать такие информационные потоки, которые в близкой перспективе могут приводить (и уже приводят) к дегуманизации общества и личности.

 Россия переживает сейчас сложный период своей истории. Государственная власть нуждается в том числе и в моральной поддержке своих действий, направленных на упрочение международного, внутриполитического и экономического положения страны. Но разве можем мы утверждать, что отечественное телевидение стало опорой государственным институтам в духовном и физическом возрождении нации?! Пусть не обидятся на меня мои коллеги, но многие телеканалы балансируют, как говорят в спорте, на грани фола, подменяя складывавшиеся веками истинно русские нравственно-этические ценности, нормы поведения в обществе лавинообразной рекламой бездумного досуга («Бери от жизни все…», «Вливайся…», «Лови кайф» и др.), сексуальной распущенности, насилия, агрессии, неумеренного потребления пива. Даже ведущего игрока сборной России по футболу вовлекли в рекламную кампанию пива «Бадаевское». Если уж кумир мальчишек-болельщиков оповещает их с экрана о том, что «Бадаевское» — его любимое пиво, то, уверяю вас, очень быстро многократно возрастут ряды юных поклонников этого не такого уж во всех отношениях безобидного напитка. Вспомним, как летали пивные бутылки над Манежной площадью, брошенные накачавшимися пива подростками, создавая прямую угрозу жизни собравшихся. Или промелькнувшее сообщение средств массовой информации о наблюдаемых с недавних пор случаях белой горячки, возникающей у молодых людей в результате неумеренного потребления пива.

В ПЛЕНУ ИНСТИНКТОВ

Подобное рекламно-информационное давление телевидения расшатывает элементарные нравственные нормы, негативно влияет на сознание подрастающего поколения, для которого телеэкран является ведущим познавательным источником, основным воспитывающим фактором. В результате воздействия агрессивной рекламы происходит, по выражению социологов, «колонизация сознания» молодежи, она попадает в плен навязываемых ей биологических инстинктов. В итоге имеем то, что имеем.

В настоящее время необходима продуманная и позитивная программа противодействия негативным процессам в молодежной среде. И именно телевидение, выстроив разумную стратегию своей будущей деятельности, опираясь на консервативные (в лучшем смысле этого слова) и устойчивые этические ценности и многовековые традиции, может способствовать преодолению барьеров непонимания между поколениями, содействовать духовному общению между людьми разных возрастов, взглядов, верований и убеждений.

ЭКРАН ПРОТИВ НАСИЛИЯ

Учитывая специфику нашего телеканала «7 ТВ», его спортивную направленность, мы акцентируем внимание, и будем это делать и дальше, на популяризации среди молодежи идей гуманизма, принципов здорового образа жизни, правомерно-этического поведения, отказа от алкоголя, наркотиков и курения. Все это уже сейчас становится неотъемлемой частью программной политики телеканала. Мы также призываем российские средства массовой информации отказаться от показа событий, внедряющих в неокрепшее сознание молодежи агрессивность, насилие, жестокость, недоверие и расовую вражду между людьми. Или значительно ограничить этот показ.

Особое внимание канал «7 ТВ» намерен уделять положительному опыту приобщения молодежи к физкультуре и спорту в Российской Федерации, освещению реализации молодежных федеральных программ. Планируются к показу телеочерки об известных спортсменах, этических проблемах спорта, о воспитании молодых телезрителей на примерах высоконравственного поведения спортсменов и болельщиков.

Необходимо также отметить, что работа телеканала имеет целеустремленный характер с краткосрочными и долгосрочными перспективами. Сегодня наши передачи уже смотрят в 280 городах Российской Федерации. Неуклонно идет процесс расширения зрительской аудитории. В этом реализуются не только интересы «7 ТВ», но и телезрителей. Несмотря на свою молодость и наличие в связи с этим определенных проблем, телеканал постоянно совершенствует свою деятельность. В сутки он вещает 18 часов, из них 10 часов составляют спортивные передачи.

Телезрители уже полюбили программы собственного производства канала, в числе которых «Семь раз отмерь» (ток-шоу, посвященное чемпионату мира по футболу), «Империя спорта», «Дела футбольные», «ДвиЖЖение», «Образ жизни» и др. На телеканале возрождена программа «Веселые старты», которой в этом году исполняется 35 лет. В ней принимают участие школьники и учителя общеобразовательных школ, родители, известные спортсмены. Большой интерес у телезрителей вызвал организованный и проведенный каналом 1 июня 2002 года телемарафон, посвященный Всемирному дню защиты детей, под лозунгом: «ДЕТИ — СПОРТ — ЗДОРОВЬЕ».

 Канал собирается проанализировать имеющийся в России положительный опыт работы с футбольными болельщиками. В частности, имеющийся у футбольного клуба «Спартак» опыт снижения предматчевой и послематчевой агрессии футбольных фанатов. Пропаганда этого опыта становится ныне, как видим, весьма актуальной.

 С древних времен спорт служил делу мира и гуманизации общества. Не случайно на время Олимпийских игр прекращались войны. Олимпийский лозунг «О спорт, ты — мир!» должен стать поведенческим императивом молодежи. Необходимо сдерживать свои негативные эмоции, чем бы они ни были вызваны. Удаль, ловкость и силу лучше всего демонстрировать на спортивных ристалищах, а не на улицах, разбивая витрины и переворачивая автомобили…

Болейте на здоровье!