Театр замахнулся на Илью нашего Казакова
Премьерный показ пьесы, написанной пресс-атташе сборной России по футболу, хабаровские зрители встретили аншлагом и овациями.
Главный режиссер Хабаровского театра драмы и комедии Владимир Оренов в текущем сезоне (театральном) представит на суд зрителей сразу семь премьер: шекспировского «Отелло», аристофановскую «Лисистрату»… Но пьеса о футболе «Переигровка», конечно, стоит особняком. Еще и потому, что главреж когда-то был форвардом ташкентского «Пахтакора»…
«ЗРИТЕЛЕЙ – ПОЛНЫЙ СТАДИОН»
Именно с подачи главного режиссера написал «Переигровку» известный комментатор, пресс-атташе национальной футбольной сборной Илья Казаков. Потому хабаровский театр и получил право премьерного показа.
…Апрельским субботним вечером к главному входу Хабаровской «драмы» не спеша подходят завсегдатаи театральных лож и стадионных секторов. Уютное фойе, в котором в сороковые годы прошлого века частенько выступал джаз-оркестр заключенных «Дальлага» под управлением легендарного «белого Армстронга» Эдди Рознера, заполняется разновозрастной публикой. У окна о чем-то беседуют пресс-атташе хабаровского футбольного клуба «СКА-Энергия» завзятый театрал Владимир Иголинский и ветеран команды голкипер Леонид Скрыльников. Все в приподнятом ожидании. Говоря словами блистательного Евгения Евстигнеева из культового фильма «Берегись автомобиля», зрителей – полный стадион.
ОЧЕНЬ ЗНАКОМЫЙ СЮЖЕТ
В зале гаснет свет, открывается занавес, на сцене, стилизованной под зеленое футбольное поле, начинает лихо закручиваться драматический сюжет первой в театральной истории России пьесы о футболе.
Завершив игровую карьеру в Испании, футболист Андрей Макарский возвращается на родину и становится главным тренером команды «Волгодон». После разгромного домашнего поражения со счетом 0:5, да еще случившегося во время празднования Дня города, главный болельщик команды – губернатор области – решительно требует немедленного увольнения Макарского. Ради сохранения тренерского поста Андрей вместе со своим бывшим тренером, а ныне генеральным директором клуба Василием Пальцевым и любимой девушкой Ингой решается на многоходовую авантюрную комбинацию. Ее реализация забрасывает главных героев в Шотландию, а самого Андрея ставит перед нелегким спортивным и жизненным выбором.
...Спектакль окончен. Зрители стоя аплодируют артистам и вышедшему на сцену режиссеру-постановщику Григорию Гольдману. На выходе сталкиваюсь с армейским пресс-атташе Владимиром Иголинским.
– Как
впечатления?
– Очень рад,
что футбол пришел в театр. Чувствуется, что автор прекрасно владеет темой.
Хорошо знает околофутбольную кухню. Мне лично часто приходилось
сталкиваться с прототипами главных героев. Интересен образ губернатора в
исполнении прекрасного артиста Владимира Паршева. Правда, тренеров, жертвующих
ради футбола многим, и в первую очередь своим семейным счастьем, я встречал
крайне мало.
Подхожу к исполнителю главной роли Александру Курносову.
– Что думаете о
тренере Макарском – вашем неоднозначном
герое?
– Инициативный
молодой человек, рвущийся к победе. А вообще-то пьеса не столько о
футболе, сколько о перипетиях любви и спорта. И мой герой по отношению к дамам
явно не кавалер. Что касается спортивной стороны, надеюсь, спектакль
станет знаковым, – улыбается актер. – И поможет нашей «СКА-Энергии»,
стремящейся в премьер-лигу.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ АВТОРУ
Владимир Оренов только что завершил обмен SMS-сообщениями с Ильей Казаковым – уже получил от него поздравления с успешной премьерой.– До окончания театрального сезона в мае, – делится планами Владимир Борисович, – мы сыграем всего два-три спектакля. Что-то наверняка доработаем. Спектаклю, как хорошему вину, нужно немного отлежаться. А вот осенью, в начале нового сезона, обязательно Илью позовем на спектакль. Кстати, тогда же я хочу пригласить всю хабаровскую футбольную команду «СКА-Энергия» во главе с тренером Георгием Дараселией, чтобы затем всем вместе обсудить спектакль.
МНЕНИЕ
ГРИГОРИЙ ГОЛЬДМАН, режиссер-постановщик:
– Почему вы решили взяться за
постановку этой пьесы?
– Она написана специально
для Хабаровского театра и анонсируется как мировая премьера. Эту пьесу никто никогда
еще не ставил и не видел. И мне все это показалось очень интересным. Тем более что
я и сам футбол люблю. Пьеса показалась мне разножанровой, я увидел возможность
совместить многое в одном спектакле – от драмы до водевиля. Все это я назвал
«неспортивная комедия в двух таймах». Есть определенное преимущество и в том, что
«Переигровка» написана непрофессиональным драматургом: есть место для режиссерской
импровизации.
– Футбол любите как болельщик
или…
– Конечно, разве что в детстве
играл на первенство клуба «Кожаный мяч». А профессионально занимался шахматами.
У меня первый разряд. Футбол же продолжаю любить, я ведь родился и вырос в Ташкенте,
и в соседнем доме жила почти вся знаменитая команда «Пахтакор». Михаил Ан,
Владимир Федоров по вечерам частенько выходили во двор, и мы с ними гоняли мяч.
– Что думаете о современных зрителях?
Футбольных, а не театральных!
– Во времена моей молодости
проигравшей команде никогда не устраивали обструкцию, если игра была красивой. Не
требовалось выдать результат любой ценой. Теперь же меркантилизм затронул и спорт,
и искусство, и образование. И в этом плане пьеса «Переигровка» не о спорте. Обо
всей нашей жизни.
– С Ильей Казаковым связь поддерживаете?
– Конечно. Регулярно созваниваемся
или обмениваемся эсэмэсками. По-моему, он до сих пор не верит, что его пьеса
будет поставлена в театре.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ЖДУ ДИСКА, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАК ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Илья КАЗАКОВ, журналист
Позвонили из «Советского спорта» и предлагают: «Напиши, что ты чувствуешь после премьеры».
Мне через полтора часа выезжать в Шаболовку на матч «Ливерпуля» с «Вест Хэмом», я листаю в Интернете страницы «Guardian» и ESPN – статистика, новости, факты, блоги английских коллег…
Что же я чувствую?..
Удивление, что все в итоге получилось. Когда еще в 2009-м мы сидели на уютной столичной кухне друзей, и в разговоре всплывали фамилии их близких знакомых – Захаров, Ким, Лунгин, предложение написать пьесу о футболе прозвучало как анекдот. Скажи это кто другой, я бы не поверил, но Владимир Борисович Оренов за полтора десятка лет нашей дружбы приучил меня рассматривать любую неправдоподобность как часть реальности. И что бы я ни слышал от него, всегда сначала верил. Хотя и сомневался, конечно. Даже не самой истории, а легкости тона, которым она рассказана.
Конечно, я тогда обомлел. Театр и футбол – вроде бы не самые совместимые вещи. А представить себя «драматургом» и вовсе верх наглости. Понял: Оренов, безусловно, шутит надо мной.
Но потом подумал - человек, кто не боялся привозить в Россию от тогда еще запрещенного Солженицына денежную поддержку дальним родственникам писателя, навряд ли испугается поставить футбольную пьесу.
Тем более – сказать автору, что это невозможно поставить (если пьеса окажется бездарной).
Короче, Владимир Борисович взял меня на слабо.
Он попросил обсудить идею пьесы с Юлей Мариновой. Сказал: «Юля – прекрасный редактор, профессионал, сценарист. Поможет». Юлю я знал примерно столько же, как и Оренова. Поэтому сомнений не возникло.
Когда я начал рассказывать ей анекдоты о поездке группы отечественных тренеров на стажировку в «Челси» к Моуриньо и специфику работы тренером в России, Юля похохотала и спросила:
- А о чем будет пьеса? Каков сюжет?
Я услышал ее вопрос и замолчал. Потому что это было невозможно – написать, как живется футболу в провинции, как он выживает, чем дышит. Спектакль идет два с половиной часа. Полторы сотни минут, чтобы рассказать о чем-то действительно важном.
Мы попрощались. Я вышел, сел в машину. Вечерние пробки на Третьем кольце – отличная возможность подумать.
Через месяц я набрал Юле и сказал:
- По-моему, получается.
У многих пишущих людей есть странная особенность: когда они перечитывают написанное, с каждым разом больше сомнений и готовности разочароваться. Мне казалось, пьеса длинная, излишне профильная, ну и так далее. Я давал ее читать, хотел разобраться что и как.
Пресс-атташе РФПЛ Сережа Алексеев позвонил и сказал:
- Вчера проехал в метро свою станцию. Начал читать и до конца главы не оторвался.
Я чуточку успокоился. Потом позвал домой друзей-актеров и прочел им пьесу. Закончил около двух ночи. Шамиль Хаматов и Даша Белоусова плевались в сторону героя и спорили, а Артур Смольянинов… уснул в кресле за пять минут до финала
Я расстроился. Утром, когда Артура удалось растолкать и затащить в душ, выяснилось, что пьеса ему, болельщику, очень понравилась. Просто тогда он служил в армии, и недосып у звезд был хронический.
Пьесу должны были поставить в 2010-м в Воронеже. Но Оренов решил покинуть город и театр, перебрался в Хабаровск и через два года, когда уже все вроде бы улеглось, сообщил: будем ставить.
Это было неправдоподобно. Примерно так же, как дать читать в Краснодаре, ноябрем 2012-го пьесу Юрию Красножану, рассказав, что последнее слово в ней - «Кубань». И вместе посмеяться над тем, что не угадал, что «Кубань» теперь – сама стабильность.
Я помню его голос, когда он, прочтя, сказал:
- Потом заснуть не мог. Все думал – почему у нас, тренеров, такая тяжелая профессия?
Я
попытался написать пьесу именно об этом. Что чувствую? Удивление, что есть
спектакль. Завтра привезут диск с записью. Вот тогда попробую понять, как все
вышло.
Илья Казаков
о своей пьесе: Что чувствую? Удивление, что есть спектакль
В Хабаровске
состоялась премьера первой в России пьесы о футболе