Театр замахнулся на Илью нашего Казакова - Советский спорт

Матч-центр

  • НХЛ - регулярный чемпионат
    перерыв
    Сан-Хосе Шаркс
    Нью-Джерси Дэвилз
    2
    1
  • Футбол07 апреля 2013 22:37Автор: Вишневский Александр

    Театр замахнулся на Илью нашего Казакова

    Премьерный показ пьесы, написанной пресс-атташе сборной России по футболу, Хабаровские зрители встретили аншлагом и овациями.

    Премьерный показпьесы, написанной пресс-атташе сборной России по футболу, хабаровскиезрители встретили аншлагом и овациями.

    Главный режиссер Хабаровского театра драмы и комедии Владимир Оренов втекущем сезоне (театральном) представит на суд зрителей сразу семьпремьер: шекспировского «Отелло», аристофановскую «Лисистрату»… Но пьесао футболе «Переигровка», конечно, стоит особняком. Еще и потому, что главрежкогда-то был форвардом ташкентского «Пахтакора»…

    «ЗРИТЕЛЕЙ – ПОЛНЫЙСТАДИОН»

    Именно с подачи главного режиссера написал «Переигровку» известный комментатор, пресс-атташе национальной футбольной сборной Илья Казаков. Потому хабаровскийтеатр и получил право премьерного показа.

    …Апрельским субботним вечером к главному входу Хабаровской «драмы» не спешаподходят завсегдатаи театральных лож и стадионных секторов. Уютноефойе, в котором в сороковые годы прошлого века частенько выступалджаз-оркестр заключенных «Дальлага» под управлением легендарного «белогоАрмстронга» Эдди Рознера, заполняется разновозрастной публикой. У окна очем-то беседуют пресс-атташе хабаровского футбольного клуба «СКА-Энергия»завзятый театрал Владимир Иголинский и ветеран команды голкипер ЛеонидСкрыльников. Все в приподнятом ожидании. Говоря словами блистательногоЕвгения Евстигнеева из культового фильма «Берегись автомобиля», зрителей –полный стадион.

    ОЧЕНЬ ЗНАКОМЫЙСЮЖЕТ

    В зале гаснет свет, открывается занавес, на сцене, стилизованной подзеленое футбольное поле, начинает лихо закручиваться драматическийсюжет первой в театральной истории России пьесы о футболе.

    Завершив игровую карьеру в Испании, футболист Андрей Макарскийвозвращается на родину и становится главным тренером команды «Волгодон». Послеразгромного домашнего поражения со счетом 0:5, да еще случившегося вовремя празднования Дня города, главный болельщик команды –губернатор области – решительно требует немедленного увольненияМакарского. Ради сохранения тренерского поста Андрей вместе со своимбывшим тренером, а ныне генеральным директором клуба Василием Пальцевым илюбимой девушкой Ингой решается на многоходовую авантюрную комбинацию. Еереализация забрасывает главных героев в Шотландию, а самого Андреяставит перед нелегким спортивным и жизненным выбором.

    ...Спектакль окончен. Зрители стоя аплодируют артистам и вышедшему на сценурежиссеру-постановщику Григорию Гольдману. На выходе сталкиваюсь с армейскимпресс-атташе Владимиром Иголинским.

    – Каквпечатления?
    – Очень рад,что футбол пришел в театр. Чувствуется, что автор прекрасно владеет темой.Хорошо знает околофутбольную кухню. Мне лично часто приходилосьсталкиваться с прототипами главных героев. Интересен образ губернатора висполнении прекрасного артиста Владимира Паршева. Правда, тренеров, жертвующихради футбола многим, и в первую очередь своим семейным счастьем, я встречалкрайне мало.

    Подхожу кисполнителю главной роли Александру Курносову.

    – Что думаете отренере Макарском – вашем неоднозначном герое?
    – Инициативныймолодой человек, рвущийся к победе. А вообще-то пьеса не столько офутболе, сколько о перипетиях любви и спорта. И мой герой по отношению к дамамявно не кавалер. Что касается спортивной стороны, надеюсь, спектакльстанет знаковым, – улыбается актер. – И поможет нашей «СКА-Энергии»,стремящейся в премьер-лигу.

    ПОЗДРАВЛЕНИЯ АВТОРУ

    Владимир Оренов только что завершил обмен SMS-сообщениями с ИльейКазаковым – уже получил от него поздравления с успешнойпремьерой.

    – Доокончания театрального сезона в мае, – делится планами Владимир Борисович, – мы сыграем всего два-три спектакля. Что-то навернякадоработаем. Спектаклю, как хорошему вину, нужно немного отлежаться. А вотосенью, в начале нового сезона, обязательно Илью позовем на спектакль. Кстати, тогда же я хочу пригласить всю хабаровскуюфутбольную команду «СКА-Энергия» во главе с тренером Георгием Дараселией, чтобызатем всем вместе обсудить спектакль.

    МНЕНИЕ

    ГРИГОРИЙ ГОЛЬДМАН, режиссер-постановщик:

    – Почему вы решили взяться запостановку этой пьесы?
    – Она написана специальнодля Хабаровского театра и анонсируется как мировая премьера. Эту пьесу никто никогдаеще не ставил и не видел. И мне все это показалось очень интересным. Тем более чтоя и сам футбол люблю. Пьеса показалась мне разножанровой, я увидел возможностьсовместить многое в одном спектакле – от драмы до водевиля. Все это я назвал«неспортивная комедия в двух таймах». Есть определенное преимущество и в том, что«Переигровка» написана непрофессиональным драматургом: есть место для режиссерскойимпровизации.

    – Футбол любите как болельщикили…
    – Конечно, разве что в детствеиграл на первенство клуба «Кожаный мяч». А профессионально занимался шахматами.У меня первый разряд. Футбол же продолжаю любить, я ведь родился и вырос в Ташкенте,и в соседнем доме жила почти вся знаменитая команда «Пахтакор». Михаил Ан,Владимир Федоров по вечерам частенько выходили во двор, и мы с ними гоняли мяч.

    – Что думаете о современных зрителях?Футбольных, а не театральных!
    – Во времена моей молодостипроигравшей команде никогда не устраивали обструкцию, если игра была красивой. Нетребовалось выдать результат любой ценой. Теперь же меркантилизм затронул и спорт,и искусство, и образование. И в этом плане пьеса «Переигровка» не о спорте. Обовсей нашей жизни.

    – С Ильей Казаковым связь поддерживаете?
    – Конечно. Регулярно созваниваемсяили обмениваемся эсэмэсками. По-моему, он до сих пор не верит, что его пьесабудет поставлена в театре.

    ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

    ЖДУ ДИСКА, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАК ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

    Илья КАЗАКОВ, журналист

    Позвонилииз «Советского спорта» и предлагают: «Напиши, что ты чувствуешь послепремьеры».

    Мнечерез полтора часа выезжать в Шаболовку на матч «Ливерпуля» с «Вест Хэмом», ялистаю в Интернете страницы «Guardian» и ESPN – статистика, новости, факты, блоги английскихколлег…

    Чтоже я чувствую?..

    Удивление,что все в итоге получилось. Когда еще в 2009-м мы сидели на уютной столичнойкухне друзей, и в разговоре всплывали фамилии их близких знакомых – Захаров,Ким, Лунгин, предложение написать пьесу о футболе прозвучало как анекдот. Скажиэто кто другой, я бы не поверил, но Владимир Борисович Оренов за полторадесятка лет нашей дружбы приучил меня рассматривать любую неправдоподобностькак часть реальности. И что бы я ни слышал от него, всегда сначала верил. Хотяи сомневался, конечно. Даже не самой истории, а легкости тона, которым онарассказана.

    Конечно,я тогда обомлел. Театр и футбол – вроде бы не самые совместимые вещи. Апредставить себя «драматургом» и вовсе верх наглости. Понял: Оренов,безусловно, шутит надо мной.

    Нопотом подумал - человек, кто не боялся привозить в Россию от тогда ещезапрещенного Солженицына денежную поддержку дальним родственникам писателя,навряд ли испугается поставить футбольную пьесу.

    Тем более – сказать автору,что это невозможно поставить (если пьеса окажется бездарной).

    Короче,Владимир Борисович взял меня на слабо.

    Онпопросил обсудить идею пьесы с Юлей Мариновой. Сказал: «Юля – прекрасныйредактор, профессионал, сценарист. Поможет». Юлю я знал примерно столько же,как и Оренова. Поэтому сомнений не возникло.

    Когдая начал рассказывать ей анекдоты о поездке группы отечественных тренеров настажировку в «Челси» к Моуриньо и специфику работы тренером в России, Юляпохохотала и спросила:

    -А о чем будет пьеса? Каков сюжет?

    Яуслышал ее вопрос и замолчал. Потому что это было невозможно – написать, какживется футболу в провинции, как он выживает, чем дышит. Спектакль идет два споловиной часа. Полторы сотни минут, чтобы рассказать о чем-то действительноважном.

    Мыпопрощались. Я вышел, сел в машину. Вечерние пробки на Третьем кольце –отличная возможность подумать.

    Черезмесяц я набрал Юле и сказал:

    -По-моему, получается.

    Умногих пишущих людей есть странная особенность: когда они перечитываютнаписанное, с каждым разом больше сомнений и готовности разочароваться. Мнеказалось, пьеса длинная, излишне профильная, ну и так далее. Я давал ее читать,хотел разобраться что и как.

    Пресс-атташеРФПЛ Сережа Алексеев позвонил и сказал:

    -Вчера проехал в метро свою станцию. Начал читать и до конца главы не оторвался.

    Ячуточку успокоился. Потом позвал домой друзей-актеров и прочел им пьесу.Закончил около двух ночи. Шамиль Хаматов и Даша Белоусова плевались в сторонугероя и спорили, а Артур Смольянинов… уснул в кресле за пять минут до финала

    Ярасстроился. Утром, когда Артура удалось растолкать и затащить в душ,выяснилось, что пьеса ему, болельщику, очень понравилась. Просто тогда он служилв армии, и недосып у звезд был хронический.

    Пьесудолжны были поставить в 2010-м в Воронеже. Но Оренов решил покинуть город итеатр, перебрался в Хабаровск и через два года, когда уже все вроде быулеглось, сообщил: будем ставить.

    Этобыло неправдоподобно. Примерно так же, как дать читать в Краснодаре, ноябрем2012-го пьесу Юрию Красножану, рассказав,что последнее слово в ней - «Кубань». И вместе посмеяться над тем, что неугадал, что «Кубань» теперь – сама стабильность.

    Япомню его голос, когда он, прочтя, сказал:

    -Потом заснуть не мог. Все думал – почему у нас, тренеров, такая тяжелая профессия?

    Япопытался написать пьесу именно об этом. Что чувствую? Удивление, что естьспектакль. Завтра привезут диск с записью. Вот тогда попробую понять, как всевышло.


    Илья Казаково своей пьесе: Что чувствую? Удивление, что есть спектакль

    В Хабаровскесостоялась премьера первой в России пьесы о футболе

    Бывшийфорвард ташкентского «Пахтакора», а ныне главный режиссер театра – орождении пьесы «Пере­игровка»