Руслан Гринберг: «Мы все – выпускники сиротского приюта»

РУСЛАН ГРИНБЕРГ. Членкор Российской Академии наук, директор Института экономики РАН убежден: профессиональный спорт обязан подчиняться рыночным законам, как и любой иной вид человеческой деятельности. Правда, Руслан Семенович признает: в случае с отечественным футболом это правило не действует. Почему? Попробуем разобраться вместе…
ТАЙНЫ ДВОРА. НЕ МАДРИДСКОГО
– Когда смотрите наш футбол, Руслан Семенович, вам хочется смеяться или плакать?
– Рыдать навзрыд! Показывают по телевизору Бундеслигу, и я понимаю, как работает отлаженная немецкая машина. Клубы умеют зарабатывать, трибуны всегда заполнены... На мой взгляд, в организации дела Германия – своеобразный футбольный эталон. Немцы – ребята правильные, считать обучены. Следом идет Англия. Даже с Испанией, где глыбами возвышаются «Реал» с «Барселоной», а остальные влачат странное существование, картина более-менее ясна. А у нас одни загадки. Все окутано туманом.
– Тайны двора. Не мадридского.
– Именно! Барак Обама назвал последние десятилетия эпохой культуры безответственности. Президент США, конечно, подразумевал не наш футбол и даже не Россию, но сравнение подходит идеально. Игра в мяч в отечественном исполнении напоминает феодальную забаву. Собрались удельные князьки и меряются амбициями. У одного – такая команда, у другого – сякая, тот платит игрокам по миллиону, этот готов выложить сумму вдвое больше… Развлекаются, словом. И никто не спрашивает, откуда деньги и оправданы ли траты экономически. Можно ли это назвать рынком? Скорее, восточным базаром. Хотя люди мнят себя эффективными менеджерами…
– Не только мы умеем удивлять широтой натуры. «Реал» заплатил за Бэйла 100 миллионов евро, дав повод говорить, что мир сошел с ума.
– Никак не увижу валлийца в составе «галактикос». Слышал, у него травма спины, речь чуть ли не об удалении межпозвоночной грыжи? А когда покупали Бэйла, о проблеме не знали? Это находится за гранью добра и зла, доказывает, что приобретение игрока не имело общего с бизнесом.
Принять считать, что футбол – больше чем игра. Соглашусь. Недавно видел интервью Фабио Капелло, в котором итальянец в ответ на вопрос, есть ли что-то выше футбола, с чувством сказал: «Amore!»
– Ну да, любовь аршином общим не измерить.
– Футбол тоже. Порой мне жаль представителей других видов спорта – конькобежцев каких-нибудь или лыжников. Не говоря о кёрлингистах. Правильно назвал? Люди стараются, иные даже чемпионами мира становятся, а страна вспоминает об их подвигах раз в четыре года – на Олимпиадах. Волейболисты впервые за двадцать лет выиграли Евро, но, кажется, ни президент страны, ни даже премьер-министр не поздравили сборную. Безобразие!
СБИТЫЙ ПРИЦЕЛ И АМБАРНЫЙ ЗАМОК
– Мораль?
– Приходится признать: между футболом и прочим спортом огромный разрыв. С другой стороны, наши клубы вкладывают в покупку игроков колоссальные деньги, счет идет на десятки миллионов евро, но почему-то порой забывают позаботиться об элементарном. Например, о качестве полей. Теперь вот будем в Москве грязь месить до декабря. Кого за это прикажете винить? Погоду? Природу?
– Ну да, оказывается, в наших широтах в сентябре и октябре идут дожди…
– Иногда бывают погожие деньки, но климат остается суровым... А если без шуток, в России многое по-прежнему зависит от воли царя. Он занят всем – от удобрений до балета. Пока справляется. Вот Олимпиаду в Сочи проведем, можно будет на футбол переключаться…
Пожалуй, без должной подготовки не стоило переходить на календарь «осень–весна», но вопрос решен, включать задний ход глупо. Другое дело, это не принесло ощутимых результатов на клубном уровне. «Зенит» и ЦСКА бледненько смотрятся в Лиге чемпионов. Поражения от «Баварии» и «Атлетико» были унизительными. Тогда ради чего все мучения? Болельщики мерзнут на трибунах, футболисты играют на отвратительных газонах, где велик риск травмы…
– Зато на «Лужниках» висит амбарный замок.
– Больная для меня тема! Я ведь в детстве считался лучшим технарем нашего двора. Это на развилке Варшавки и Каширки. Пацаны говорили: «Руслан, иди в секцию». И я поехал в «Лужники», где Константин Иванович Бесков набирал ребят в ФШМ.
Представляете?! Съехались мальчишки со всей Москвы. И каждый мнил себя Пеле или Стрельцовым… Нет, Бесков не взял меня, забраковал, но тот день не забуду: можно сказать, стоял на пороге большого футбола, в дверь стучал…
В последний раз выбирался в «Лужники» года два назад. На «Спартак». Веллитон гол забил, и фанаты затянули: «Русские, вперед! Русские, вперед!» Смешно. И одновременно грустно. Как и то, что люди на трибунах не ругаются матом, а разговаривают на нем. Такой отдельный язык…
Возвращаясь же к теме закрытия стадиона, соглашусь с вами: поторопились. Можно было подождать до зимы, дать столичным клубам провести несколько туров в человеческих условиях, а потом готовить арену к последующей реконструкции.
– А на «Динамо» посмотрите: там лет пять конь не валялся. Армейцам не в обиду…
– Мы же знаем: менялись инвесторы, бравшиеся строить новую арену в Петровском парке. Расчет делался с прицелом на чемпионат мира, но «Динамо» оказалось за бортом заявки. Да, это не оправдание. Если бы договор с подрядчиками заключили правильно, они все выполнили бы в срок, не желая попадать на штрафные санкции. Этого нет. Значит, кто-то схитрил, а в итоге опять страдает болельщик…
Странно, что Краснодар в 2018‑м окажется не у дел. Две команды играют в премьер-лиге, зритель с удовольствием ходит на футбол. Зато Саранск и Екатеринбург вытянули счастливые билеты. Удивительный выбор! Не иначе как special design. По-другому объяснить нельзя…
КУРАМ НА СМЕХ
– Еще можно назвать происходящее волюнтаризмом. Тоже не наше словечко, иностранное.
– Зато капитализм в России с отчетливым национальным оттенком. Анархо-феодальный. В футболе это наглядно проявляется. «Анжи» – вершина, метафора. Когда говорим, что на Западе к нам плохо относятся, не уважают, надо и господина Керимова благодарить. Операцией под кодовым названием «Анжи» он внес посильную лепту. Курам на смех!
Имидж России раз в десять хуже, чем она есть в действительности, но истории вроде той, что случилась с клубом из Махачкалы, не добавляют нам баллов. Европе этого не понять. Там подобное могло случиться лишь в средние века. Ярчайшая иллюстрация махрового феодализма!
– Крепостной театр Карабаса-Барабаса.
– Хуже! Помещики не продавали своих актеров в чужие труппы, дорожили ими, а тут бац – и команда разлетелась по миру в течение месяца…
– Керимов на кровные гуляет. Кто его может упрекнуть?
– Есть один человек… Но это уже самодержавие. Если царя проблема не волнует, значит, я сам себе командир. У кого-то услышал фразу: раньше российская государственность держалась на трех китах – самодержавии, православии и народности, а теперь вместо последнего – доходность. Что приносит деньги, то и ценится. Конечно, это неправильно...
Самодурство есть везде, но должна быть узда, удерживающая в рамках приличий. У нас же получается, что человек решил поиграть в мецената, создать суперклуб, но быстрой отдачи не случилось – и он охладел к проекту. Звезды разъехались кто куда, Хиддинк вроде бы в Австралию засобирался, а расхлебывать все Гаджиеву.
Кстати, тоже серьезная проблема – квалификация отечественных тренеров. Гершкович настаивает, чтобы клубы платили за иностранных специалистов по пять миллионов рублей. По-моему, это не вариант. Ладно, соберем деньги, а дальше что? Неужели сразу появятся новые Лобановские и Бесковы? Мечтаю, чтобы главного тренера сборной России сняли с должности за второе место на чемпионате Европы. Как не справившегося с поставленной задачей. Напомню, в 1964‑м советская команда проиграла в финале испанцам – 1:2, и Бескова с позором уволили по личному приказу Хрущева…
– Да, были времена!
– А сегодня «Спартак» уступает «Санкт-Галлену», но тренер остается на месте. Нет, я не против Карпина, речь о мере ответственности каждого. И компетентности…
Знаете, что еще тревожит? Падение уровня спортивной медицины. Наших футболистов не хватает на 90 минут матча, в какой-то момент они переходят с бега на шаг. Подозреваю, дело не в том, что игроки плохо тренируются. Проблема в качестве фармакологии, отсутствии препаратов для поддержания выносливости и восстановления физических кондиций. Речь, разумеется, не о допинге, а о разрешенных медикаментах. Наша спортивная наука сильно отстала, она не готова предложить современные средства, а за кордоном не все можно купить. Новинки придерживают для своих…
ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА
– Зато мы готовы поделиться с Западом даже национальным достоянием.
– В каком смысле?
– В буквальном. «Газпром» ведь спонсирует «Шальке-4».
– Вот это полное безобразие! И объяснение, будто компания таким путем повышает свою узнаваемость в Европе, ни в чем меня не убеждает.
– Слова о популяризации бренда особенно актуально зазвучали, после того как активисты Greenpeace устроили антигазпромовский демарш на матче Лиги чемпионов в Базеле…
– Дело не только в репутационных издержках на Западе. Давайте посмотрим на проблему шире. Недавно премьер-министр Медведев предложил госкорпорациям избавляться от непрофильных активов. Кто бы спорил, идея хорошая, но в подобных ситуациях у меня возникает вопрос: ладно, во вторник вы объявили реформу, а что в среду собираетесь делать?
Первая ласточка – «Алания». Правительство намерено заморозить тарифы естественных монополий, и компания «РусГидро» уже заявила о планах отказаться от финансирования клуба из Владикавказа. Если события будут развиваться по худшему варианту, «Алания», которая сегодня в числе лидеров ФНЛ, через месяц может сняться с соревнований.
Дальше больше. Мы же знаем, из чьего кармана берут деньги «Локомотив», «Зенит», московское «Динамо»… На этом фоне история «Анжи» покажется детской сказкой, за ней потянутся фильмы ужасов.
– Альтернатива?
– Можно, конечно, мечтать о народных командах, о том, как люди покупают акции любимых клубов. Но этого ведь нет и, кажется, даже не предвидится. Понимаете, когда страна сытая, благополучная и основу общества составляет средний класс, футбольные клубы ищут поддержку не в высоких кабинетах, а среди болельщиков. В Германии, которую мы не раз вспоминали, даже термин придумали: двухтретевое общество. Двое из трех немцев зажиточны и довольны жизнью, что гарантирует системе устойчивость. А в России средний класс составляет от силы процентов двадцать. Таков расклад… Хотя, конечно, страна заслужила своих миллионеров. Мы же все выпускники сиротского приюта. Чтобы перебеситься, наиграться с богатством, нужно время.
– По Абрамовичу не скажешь, что он готов остановиться.
– На нем свет клином не сошелся. Подождем… В любом случае надо набраться терпения, а русский человек не может подолгу выполнять одну и ту же работу. От монотонного труда нам становится скучно.
– Вот в 2018‑м на домашнем чемпионате мира и повеселимся.
– Понять бы еще, кто из нынешних футболистов сможет сыграть за сборную. Допустим, впереди Кокорин, в центре поля – Дзагоев, а в обороне? Неужели опять вечные братья Березуцкие и Игнашевич?
– В бой пойдут старики.
– Смех и грех в одном флаконе…





