Раис М’Боли: Поставил для себя цель - вернуться в чемпионат России. Например, в «Терек»

27‑летний первый номер болгарского ЦСКА и сборной Алжира – соперника сборной России на ЧМ-2014 в интервью «ССФ» вспомнил, как стал одним из открытий предыдущего чемпионата мира, рассказал о просмотре в «Манчестер Юнайтед» и самарском периоде карьеры, а также признался, что мечтает играть за «Терек».
«ПРЕИМУЩЕСТВО РУССКИХ – В ОПЫТЕ»
В одном из интервью защитник «Крыльев Советов» Иван Таранов хвалил М’Боли, за то что быстро схватывает русский язык. Не подзабыл ли алжирский вратарь великий и могучий?
– Как дела, Раис? – первый вопрос задаю М’Боли на русском.
– Привет, все нормально, – без акцента отвечает вратарь. Причем делает это с забавной интонацией, будто вырос в российской глубинке. Правда, сразу после этого переходит на английский. – До сих пор помню некоторые русские слова. Но специально изучением языка не занимался.
– Жеребьевке группового этапа ЧМ-2014 в России обрадовались. «Группа слабая, выходить из нее мы просто обязаны», – примерно так можно описать мнение большинства болельщиков и специалистов. Что по поводу жребия думают в Алжире?
В интервью «ССФ» экс-тренер сборной Алжира Джордж Ликенс утверждает, что и ваша страна полна оптимизма.
– Так и есть. Все из-за того, что нам не попались явные фавориты вроде Бразилии, Аргентины или Германии. Хотя даже эти сборные иногда допускают осечки. Что уж говорить об остальных…
Я не считаю нашу группу слабой. Напротив. На мой взгляд, та же Бельгия на сегодняшний день одна из самых ярких сборных в мире. Там много талантов, которые уже зарекомендовали себя в лучших клубах Европы. И что важно, у них отлично налажена командная игра, никто не тянет одеяло на себя. Безумно сильная сборная.
– А Россия и Корея?
– Ваше преимущество – в опыте. Насколько знаю, русские часто выступают на крупных турнирах. О Корее у меня нет информации, кроме того что игроки этой сборной славятся дисциплиной и большой работоспособностью. Как по мне, так у нас интересная и непредсказуемая группа.
– Какая задача стоит перед Алжиром?
– Пройти групповой этап. Цель не из простых, но ничего невозможного в ее преодолении я не вижу. Мы не для того проделали большой и трудный путь, чтобы в качестве туристов поехать в Бразилию.
«ПОСЛЕ МАТЧА С НАМИ КАПЕЛЛО БЫЛ НЕ В ЛУЧШЕМ НАСТРОЕНИИ. МЯГКО ГОВОРЯ»
– Что в Алжире знают о русском футболе?
– Откровенно говоря, не особо много, кроме того что у вас страна с богатыми футбольными традициями.
– Но вы-то играли в России. Не понаслышке знаете о плюсах и минусах команды Фабио Капелло.
– Почти все футболисты выступают дома. Чемпионат России хоть и не раскрученный, но очень и очень сильный. Кто запомнился из игроков? Классные футболисты есть в ЦСКА – братья-близнецы, голкипер Акинфеев. Знаю Кержакова, который мне забивал, когда «Крылья» играли с «Зенитом». У вас достаточно сильных исполнителей в каждой линии.
Безусловно, весь мир знает Капелло. Тренер мирового уровня. Но даже когда в стране есть хорошие игроки и тренер, это ничего не значит. Помните, как при том же Капелло выступила Англия на прошлом чемпионате мира?
– В 1/8 финала «три льва» разгромно уступили немцам, а до этого в группе сыграли вничью с Алжиром – 0:0. Вы стали одним из главных героев того матча.
– Уверен, Капелло тогда был не в лучшем настроении. Мягко говоря…
Состав англичан впечатлял – Лэмпард, Джеррард, Руни... Но ничего особого они не показали. Ни в матче с нами, ни после. Для меня же та игра навсегда останется в памяти по другой причине – это был мой дебют в сборной, до этого принял участие лишь в одном контрольном поединке. Еще никогда я не был так сконцентрирован на игре, как в тот вечер.
– Любопытно, что перед дебютом на таком уровне говорит футболисту тренер.
– Рабах Саадан лишних слов не произносил: «С Англией играть будешь ты. Выйди и покажи что умеешь». На самом деле более удачного момента для дебюта и придумать сложно. Если бы я где-то ошибся, никто бы не стал критиковать меня за это. Но мне удалась достойная игра. Сделал несколько сэйвов, в нужных моментах проявил хладнокровие. После игры даже майками не стал ни с кем из англичан меняться. Оставил свою!
– В ЮАР Алжир играл от обороны, пропустив в трех матчах группового этапа всего два мяча и ни одного не забив. В какой футбол играет нынешняя сборная?
– Скоро сами все увидите. Могу лишь сказать, что мы любим играть в футбол. Отсиживаться всей командой у ворот – не в нашем стиле.
– Ликенс считает, что Алжир подвержен эмоциям и многое будет зависеть от первого матча. Если проиграете бельгийцам, в третьем туре с Россией напрягаться особо не станете.
– Даже не рассчитывайте! Мы слишком гордый народ, чтобы заранее сдаваться. В каждом матче будем выкладываться на 200 процентов, вне зависимости от ситуации в группе. Вообще, я уверен, что этот чемпионат мира преподнесет немало сюрпризов.
С каждым годом разница между большими и маленькими сборными сокращается. Все уже знают, что непобедимых нет.
«НА БАЗЕ «МЮ»
МОГ БЫ ПРОЖИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ»
– До переезда в Россию вы были на смотринах в «МЮ». Был ли шанс остаться на «Олд Траффорд»?
– Не знаю, вопрос решался между клубами. Представители «Юнайтед» несколько раз приезжали в Болгарию, чтобы посмотреть меня в играх за ЦСКА. Когда позвали на просмотр, это стало большой неожиданностью. Побывав в «Манчестере», я точно знаю, что такое топ-уровень и к чему надо стремиться. Это был невероятный опыт.
– Тренировались с основой?
– Да, были все – Видич, Фердинанд, Скоулз, Руни... Поразило, насколько они простые и приятные в общении ребята. За все время ни один игрок не проявил звездных замашек. Хотя кто я был для них? Молодой парень, приехавший на пару дней потренироваться... Но мне помогали во всем.
– Фергюсон объяснил причины, почему вы не остались?
– Ничего не сказал. Он вообще ни с кем особо не разговаривал. Да мы его практически не видели! Я не шучу. Он приходил незадолго до тренировки. Осматривался и... уходил. Тренировали нас другие люди, в том числе Рене Мёленстен.
– Понятно, что уровень игроков в «Манчестере» гораздо выше, чем в «Крыльях Советов» и других клубах, где вы выступали. А в плане быта разница большая?
– Не просто большая – колоссальная! В «Манчестере» реально делается все, чтобы игрок думал исключительно о футболе. Игрокам нужно просто тренироваться, и все. Остальное за тебя сделают специальные люди: привезут сумку, почистят бутсы, предложат любимые журналы-газеты... Мне кажется, на базе «Юнайтед» я мог бы спокойно прожить всю жизнь! Это отдельный город внутри города.
СУМАСШЕСТВИЕ В САМАРЕ
– Предлагаю вспомнить вашу карьеру в «Крыльях».
– Ох, это приключение, если так можно назвать мое пребывание в России, вышло странным. С одной стороны, сыграл несколько игр в чемпионате. Получал удовольствие. Особенно от первых игр. В России интересный чемпионат – все соперники сильные.
С другой стороны, команда переживала тяжелый кризис. Мы находились в подвале таблицы. Атмосфера была ужасной. Но я все равно рад, что столкнулся с подобным опытом. В чем-то я стал сильнее.
– Что было не так с микроклиматом?
– Если брать по отдельности, в команде было много хороших ребят. Но когда нет результата, головы опускаются... Ситуация нас не сплачивала. Наоборот, каждый в клубе был сам по себе.
– Когда вы собирались в Россию, то говорили, что едете в одну из сильнейших лиг Европы. Выходит, наша премьер-лига не оправдала ожидания?
– Почему? Чемпионат России их даже превзошел. У вас нет проходных матчей. В каждой команде собраны очень сильные футболисты.
– А инфраструктура, атмосфера на стадионах?
– Вы забываете – я приехал в Россию из болгарского чемпионата. В плане инфраструктуры вы на шажок впереди...
– Какое впечатление произвела Самара?
– Прозвучит смешно, но кроме аэропорта, квартиры и базы я ничего не видел.
– Боялись выйти в город?
– Нет, просто мы постоянно торчали на базе. Сумасшествие какое-то! Я в квартире-то своей толком не жил. Только спал там. А на базе нужно было появиться уже к завтраку... А уезжали мы после ужина. Даже отдыхать должны были там.
– С кем-то из партнеров подружились?
– Общался с французом Стивом (защитник Стив Жозеф-Ренет. – Прим. ред.), который из-за травм часто отсутствовал. Джорджевич – отличный парень, Печник, Эскобар... У нас подобралась своя компания из легионеров, но времени и сил куда-то выбраться не было. Еще в «Крыльях» работает Алексис (Алексей Весеров. – Прим. ред.) – переводчик, знает около десяти языков. Если бы не он, было бы совсем тоскливо. Благодарен ему за всю помощь, что он оказывал мне в России.
«ХОЧУ ПЕРЕЙТИ В «ТЕРЕК»
– Российскую карьеру вы начали за здравие, лидировали в чемпионате-2011/12 по совершенным сэйвам, но затем стали допускать ошибку за ошибкой. Что случилось?
– Все идет от головы. Впервые в карьере я столкнулся с тем, что команда постоянно проигрывает. Это не добавляло настроя. Голова была забита другими вещами, терялась концентрация. Бывают моменты, когда все раздражает – команда, результаты...
Мне была необходима небольшая передышка. Я пробовал объяснить это тренерскому штабу, но они продолжали ставить меня в основу. Отсюда ошибки...
– В Самаре популярна версия, что у вас проблемы со зрением.
– Проблемы со зрением у тех, кто распускает собачью чушь, подобную этой! Я 15 лет профессионально занимаюсь футболом, и только в Самаре заговорили про зрение. Бред!
– Вы играли при Тарханове и Кобелеве. Чем запомнились эти тренеры?
– Тарханов – это старая школа. Отличный и добрый человек. Но он, как и все мы, попал в сложную ситуацию. В команде было много неопытных парней.
– Кто самый сильный футболист из тех, с кем вам довелось играть в Самаре?
– Как же его зовут... Невысокий техничный парень, защитник... Ибрагим!
– Цаллагов? Пишут, что сейчас им интересуются «Рубин» и «Динамо».
– Я не удивлен. С таким профессиональным отношением к делу и талантом у парня большие перспективы. Приятный малый. Никакой звездности, ко всем относится с уважением. Мы с ним быстро нашли общий язык.
– Пару слов о Кобелеве.
– А вот этот тренер мрачноват. После одного из разговоров с ним я решил сменить клуб.
– О чем был разговор?
– Перед вылетом на Кубок Африки я попросил пару дополнительных выходных. Мне сказали – нет проблем. А потом в клубе решили изменить планы, но меня в известность не поставили. Когда вернулся в Самару, встретился с Кобелевым. Обычно после отпуска тренер интересуется делами, спрашивает, как здоровье. А Кобелев сразу начал кричать: «Что ты себе позволяешь? Почему задержался?». Я пытался объяснить, в чем дело, но он не был настроен слушать и не хотел менять тон. Тогда я решил: в этой команде для меня все кончено, надо искать варианты.
– И стали ездить по арендам. Софийский ЦСКА, французский «Газелек»…
– Да. Это было моим желанием, и только моим. В клубе никогда не говорили, что хотят меня продать или отдать в аренду. Но я для себя все решил. В Самаре я не был счастлив.
– И теперь в Россию ни ногой?
– Почему же? Просто я приехал в Самару не в то время. Признаюсь, на ближайшие полгода поставил перед собой две цели: летом успешно выступить на чемпионате мира и вернуться в чемпионат России. Например, в «Терек».
– Почему именно туда?
– Потому что чеченцы, как и я, – мусульмане. Когда мы были на выезде в Грозном, мне понравились местный стадион и футбольная обстановка. Мне это близко по духу.
М’БОЛИ В РОССИИ: КАК ЭТО БЫЛО
16 декабря 2010 года М’Боли перешел в «Крылья Советов», заключив контракт на 3,5 года.
12 марта 2011 года дебютировал в составе «Крыльев Советов» в первом туре чемпионата в гостевом матче со «Спартаком» из Нальчика (0:1).
26 июня 2011 года провел свой последний матч за «Крылья Советов» – против того же нальчикского «Спартака» (0:2).
1 августа 2011 года М’Боли на правах аренды вернулся в софийский ЦСКА. Через год «Крылья Советов» снова отдадут вратаря в 6‑месячную бесплатную аренду болгарам.
В январе 2013 года африканец был отдан в аренду клубу «Газелек Аяччо», выступающему в Лиге 2 чемпионата Франции.
Летом 2013 года «Крылья Советов» и голкипер договорились о расторжении контракта. Игрок продолжил карьеру в софийском ЦСКА, с которым заключил трехлетнее соглашение.





