Долгострой по-бразильски

ВЗГЛЯД ОЧЕВИДЦА. Спецкор Associated Press в Рио-де-Жанейро Стивен УЭЙД (на фото) уже без малого год ведет заметки о подготовке Бразилии к ЧМ-2014. Со свойственной всем американским журналистам въедливостью Уэйд отмечает даже самые мелкие недоработки и оплошности организаторов, с особой беспощадностью критикуя Куябу – город, в котором свою первую игру на турнире (18 июня с Южной Кореей) должна провести сборная России.
«Рио буквально воняет мочой и канализацией»
12 ноября
Всемирное антидопинговое агентство (WADA) лишило аккредитации бразильскую антидопинговую лабораторию. Новую лабораторию в Рио-де-Жанейро просто-напросто не успеют открыть к июню, а это значит, что все допинг-пробы, взятые у футболистов во время ЧМ, будут отправлены в лабораторию в Швейцарии. В ФИФА весьма озабочены, каким образом в сохранности доставить через Атлантику 900 анализов мочи и крови, которые будут взяты в преддверии и во время турнира. Что еще бразильцы не успеют подготовить? Дороги, аэропорты, гостиницы?
15 ноября
Пляж Арпоадор в Рио оказался во всех смыслах горячей точкой. Банда молодчиков совершила набег на туристов и отдыхающих, срывая с людей драгоценности и отнимая кошельки. Местная полиция утверждает, что подобное случилось впервые за семь лет и что ситуация под контролем. Привет, чемпионат мира!
23 ноября
Я живу в Рио. Бывают дни, когда город буквально воняет мочой и канализацией. Грустно, что это происходит в таком красивом месте. Нечистоты сливают где придется, в том числе и в залив Гуанабара, а на таких легендарных пляжах, как Ипанема и Копакабана, можно легко наткнуться на груды мусора. В некоторых местах вода настолько загрязнена, что даже в самый жаркий день никто не рискует искупаться. Бывали случаи, когда люди заходили в воду здоровыми, а выходили с сыпью на коже.
28 ноября
Строительный кран должен был установить 500‑тонную металлическую конструкцию на крышу стадиона в Сан-Паулу, но вместе с ней упал на фасад здания и повредил несколько секторов. Арена была практически завершена, и ее планировали сдать в декабре, но теперь придется повременить. Двое рабочих погибли, а крановщик отделался легкими ушибами. Выяснилось, что парень работал в течение 18 дней подряд без единого выходного! Как бы не начались забастовки.
1 декабря
Обслуживание в супермаркете – это тихий ужас. 45 минут стоял в очереди. Кошмарная организация, пассивные покупатели, болтающие друг с другом или дремлющие кассиры. И молите бога, чтобы у них нашлась сдача!
9 декабря
Больше часа провел в толкучке в зоне таможенного контроля в аэро-
порту Рио. И это ночь на вторник, когда в городе не происходит ничего особенного. А теперь представьте себе хаос, который будет твориться во время ЧМ и Олимпиады. В итоге еще и рейс на Майами отменили, хотя бразильцы тут, конечно, ни при чем.
«Вы все еще уверены, то хотите лететь в Бразилию?»
8 января
Запланированные работы по модернизации и реконструкции аэропортов не выполнены даже наполовину. Это касается восьми аэропортов из двенадцати, притом что бюджет по реконструкции существенно превышен. В Ресифи даже не приступали к строительству новой вышки по управлению полетами. А аэропорт в Рио так и вовсе латают уже на протяжении пяти лет. Плюс ко всему две крупнейшие бразильские авиакомпании взвинтили цены на билеты, стремясь компенсировать повышение сборов в аэропортах. Хотите добраться из Сан-Паулу в Рио накануне финала, а потом вернуться? Платите 500 баксов! Через неделю тот же маршрут обойдется вам в 200 баксов. Вы все еще уверены, что хотите лететь в Бразилию?
11 января
Зашел в Centauro (сеть магазинов, один из официальных спонсоров чемпионата мира. – Прим. ред.) и не нашел почти никаких сувениров, связанных с ЧМ. Осталось пять месяцев, а никто и не думает заниматься рекламой ЧМ. Странно.
11 февраля
Еду на машине с Барра-да-Тижуки в центр Рио. Ужасающая пробка в полдень. Движения ноль. Водители выходят из автобусов и спокойно общаются на обочине. Даже не думайте передвигаться на авто во время чемпионата мира или Олимпиады.
100 Дней
3 марта
У Бразилии есть еще сто дней, чтобы подготовиться к чемпионату мира. Даже если стадионы будут сданы в срок, все остальное просто не успеют подготовить! Строительство объектов безнадежно отстает от графика или заморожено и отменено. Вот несколько примеров.
– Планы строительства в Белу-Оризонти линии подземки были пересмотрены, и вместо метро запустили новый автобусный маршрут. Также отказались от идеи строительства нового международного терминала.
– Участок метро, который намеревались проложить в Сальвадоре, попал в частные руки. Работы начнутся уже по окончании ЧМ-2014.
– Аэропорт Рио-де-Жанейро должен был обзавестись новой взлетно-посадочной полосой. Сейчас нет ясности, будет ли она построена хотя бы к Олимпиаде. Есть опасение, что к мировому первенству не успеют построить линию скоростного автобусного транспорта.
– Монорельсовая система в джунглях Амазонки должна была стать революционным решением для Манауса. Но проект спешно свернули в конце прошлого года, так как правительство пришло к выводу, что он бесперспективен.
5 марта
Карнавал закончен, но банки все еще не работают. Пяти выходных им недостаточно. И правда, куда торопиться…
8 марта
Отличные новости из Рио! Заезжал сегодня в местный аэропорт – там сделали небольшой ремонт. Он все еще выглядит так, будто на дворе 70‑е, но хотя бы приоделся в новые шмотки.
Куяба
15 марта
Выхожу из крошечного аэропорта Куябы и тут же попадаю в облако пыли, поднятое экскаваторами. Гигантские металлические щиты скрывают новый терминал, который обещали открыть в течение ближайших месяцев. Шлакобетонные блоки, балки, лабиринт из лежачих полицейских.
– Мне стыдно везти вас в город, – говорит таксист. – Бардак, бардак, бардак. Что еще тут скажешь?
Пешеходы на цыпочках переходят дорогу, усеянную глубокими лужами, кучами гравия и знаками объезда. Черная маслянистая жижа не оставляет водителям права на ошибку. Проезжаем огромных размеров котлован. Быть может, в понедельник у местных рабочих выходной, но место выглядит заброшенным. Здесь должна появиться развязка, чтобы разгрузить движение на одной из трех основных дорог города и помочь быстрее добраться до стадиона. Два года назад застройщики уверяли, что справятся с задачей за несколько месяцев. Не удивлюсь, если им понадобится еще несколько лет.
Один из самых громких проектов (стоимость – 670 млн долларов), который планировалось реализовать к началу ЧМ, – строительство линии легкого метро от аэропорта Куябы до центра города.
На сегодняшний момент проложен от силы 1 км пути из анонсированных двадцати. Всюду недостроенные эстакады, вместо рельсов – полные жидкой грязи канавы.
– Чиновники врали, обещая завершить строительство метро до ЧМ, – сказал мне адвокат Бруно Боавентура, возглавляющий антикоррупционную организацию Moral. – Любой здравомыслящий инженер понимал, что в срок не уложиться. Теперь чинуши снова вешают лапшу на уши: мол, метро запустим в декабре. А стоимость проекта продолжает расти.
Стены подземной парковки подтекают с утра до вечера семь дней в неделю. Дорога, ведущая в гараж, всегда скользкая. Стоит ли пояснять, что это один из недавно сданных объектов. Мечта о современной, технологичной Бразилии уступила место отчаянным и мрачным мыслям: лишь бы не опозориться и хоть как-то провести турнир. Соответствовать хотя бы минимальным требованиям.
– Думаю, они закончат работы у стадиона, – говорит Атилио Мартинелли, хозяин слесарного бизнеса неподалеку от построек. – Все сделают плохо и в последнюю минуту, но все же завершат. Однако нет никаких шансов, что они закончат большинство других проектов. Нас ждет настоящее унижение.
Что ж, по крайней мере, на стадионе Куябы уже уложен газон и отчасти установлены сиденья. С другой стороны, прав главный тренер сборной Бразилии Карлос Альберто Паррейра:
– Без стадионов не может быть чемпионата мира. Но в то же время этот турнир – куда больше, чем просто новые арены. Болельщики ведь не могут жить на стадионах, верно?
20 марта
ФИФА нагрянула с очередной инспекцией. Бразильцы обещали сдать все 12 арен еще в конце прошлого года, но подготовили в срок лишь половину. Причем все шесть стадионов были отстроены еще к Кубку конфедераций. Три из них до сих пор находятся на стадии доработки, и организаторы уверяют, что к маю все будет тип-топ. Вы в это верите? О’кей. А я верю Зеппу Блаттеру, который сказал, что за сорок лет работы в ФИФА не было случая, чтобы страна подходила к ЧМ настолько неподготовленной, как Бразилия. А время-то идет: тик-так, тик-так. До турнира остается всего 84 дня.





