Анатолий Бышовец: Быть футбольным диссидентом – это достойно

АНАТОЛИЙ БЫШОВЕЦ. Над ним сейчас модно иронизировать – светоч, великий и так далее. Что не мешает журналистам чуть ли не каждый день звонить и просить комментарии. Многие списали его на пенсию, но, встретившись с Бышовцем, мы поняли – Анатолий Федорович
news

АНАТОЛИЙ БЫШОВЕЦ. Над ним сейчас модно иронизировать – светоч, великий и так далее. Что не мешает журналистам чуть ли не каждый день звонить и просить комментарии. Многие списали его на пенсию, но, встретившись с Бышовцем, мы поняли – Анатолий Федорович еще ого-го!

«ЕСЛИ УЖ С ХРИСТОМ ТАК…»

– У вас каждый день просят комментарии. Никому не отказываете?
– Никому. В этом также вижу служение делу – ты высказываешься по игре, по работе тренера, даешь анализ. Я даю интервью не для журналистов, а для тех, кто читает. Ахметов (владелец «Шахтера». – Прим. ред.) говорит Суркису (президент киевского «Динамо». – Прим. ред.): «У тебя проблемы, возьми Бышовца». – «Ой, он столько уже не работает…» – «Читай, что он пишет». А?
Да, есть те, кто раньше плохо обо мне писали. К счастью, есть. Человека надо судить не по тому, кто у него друг, а кто у него враг. Любые проблемы не так страшны, когда у тебя есть враги. Проблемы в том, какие у тебя друзья…

– Кто ваш враг? Семин?
– У меня нет врагов. Есть люди, с которыми у меня разные взгляды на жизнь и на футбол: Колосков, Семин, Газзаев, Игнатьев, Гершкович.

– Один журнал писал, что вы берете у игроков деньги за попадание в основной состав. Если оттуда позвонят, будете общаться?
– Первым об этом сказал Андронов, и я знаю, с чьей подачи, – Семина. Они ведь друзья. Шла борьба, кто-то очень хотел на мое место. Все мы приобщены к религии, а она говорит – «мне отмщение, и аз воздам». Где сейчас все эти ребята, эти друзья?

– Простили их?
– Простить можно, но как забыть? Это трудно, потому что их слова слышали мои друзья, семья, дети, внуки. Им кто-то говорит, будто я беру взятки. В этом бизнесе ты все время кому-то мешаешь, и мне часто говорят, что я не вписываюсь в схемы. Значит, все делаю правильно, это почти комплимент.

– Вас часто называют экспертом…
– Меня это слово коробит. «Известный» – тоже. Столько у нас сегодня экспертов! Не игравшие в футбол люди делятся неисчерпаемыми запасами глупости. Я же тренировал национальную сборную СССР, олимпийскую, играл на чемпионате мира, входил в символическую сборную. Обыгрывал бразильцев в официальном матче. Как меня можно с кем-то сравнивать, если никто ничего подобного не добивался? Слава блестит, как золото, но ржавеет, как железо.

– Красиво! Это кто сказал?
– Сидящий перед вами человек.

– А если не эксперт, то как?
– От званий никуда не деться. Их нельзя аннулировать. Четырехкратный чемпион СССР, заслуженный тренер СССР, олимпийский чемпион… Кто-то готовил игроков и за это получал звания. Но я-то выигрывал. Чувствуете разницу?

– Как думаете, почему такой спрос на общение с вами?
– У меня есть моральное право говорить и критиковать голландцев – я выигрывал у них, я не про-игрывал итальянцам и немцам. Вот Овчинников говорит, что у меня нет учеников. Но могу ли я считать его своим учеником? Я дал ему дорогу, когда он был в дубле московского «Динамо». У меня были прекрасные вратари – Саша Уваров, Дима Харин, Прудников, а также молодой Овчинников, который и в дубле-то толком не играл. Он не смог мне простить, что я отдал его в люди – сначала в «Динамо-2», а потом в «Динамо» Сухуми.

Отношение к учителям, к тренерам во все времена схематичное – сначала тебя обожают, потом критикуют, а потом забывают. От этого никуда не деться. Бывает, что и предают. А как же? И это в порядке вещей.

Вспомните Христа. В один день он вылечил десять прокаженных. К вечеру с благодарностью пришел только один. «Раве, спасибо, ты спас мне жизнь». На что Христос, грустно рисуя что-то на земле, спросил: «А где остальные?». Если уж с Христом так, то что говорить о других… Что можно требовать от ребят, которые не знают, как удержаться на плаву? Это проблема нашего футбола – нет личностей. Большинство очень зависимы. От агентов, от работы, от ситуаций, от конъюнктуры. А я могу писать и говорить то, что считаю нужным.

Анатолий Бышовец


Анатолий Бышовец: Карпин – хороший организатор, но тренер – это немного другое

Анатолий Бышовец: Ключевую роль в борьбе за первое место сыграет очная встреча между «Зенитом» и «Локомотивом»

«Пригласив Карпина в сборную,  я дал ему шанс»

– Карпин, когда покидал «Спартак», сказал: «Уходить в творческий отпуск на семь лет, как Анатолий Федорович, конечно, не хочется».
– Это вынужденная мера. И я могу себе позволить не заниматься тем, что неинтересно. Что касается Карпина, то я его поддерживал. Многие из игроков, в том числе Валера, получили путевку в большой футбол, потому что я их приглашал в сборную. Пригласить в сборную России Панова – это был большой риск, меня спрашивали: «У вас что, команда лилипутов?». Или Семшова! «Где он взял парня с такими ногами, будто он только что с лошади слез?». Или 22‑летнего Витю Онопко на чемпионате Европы поставить против Гуллита! И Гуллита не было.

– Карпина-футболиста каким помните?
– Помню его мальчиком, который весной 1992 года вышел играть против сборной Англии. Ошибся, и мы сыграли – 2:2.

– У него был шанс поехать на Евро-1992?
– Не было, он специалист очень узкого плана, раскрылся за счет характера.

– А какой он тренер?
– С игровым опытом и пониманием футбола. Но за пять лет не показал, что способен к обучению. Мы не увидели системности, которая определяет тренерское кредо. Он нарушил первый принцип дидактики – от простого к сложному, ему сразу дали команду премьер-лиги. Он говорит, что готов пойти в команду первой лиги. Но там же совершенно другие условия! Карпин хороший организатор, но тренер – это немного другое.

– Каким игроком был Станислав Черчесов?
– Стас был очень интересным, талантливым игроком, но в то время уступал Харину и Уварову. Вот у Черчесова способность к обучению! А еще воля и характер.

Сейчас он работает в Перми в очень ограниченных условиях: насколько знаю, футболисты «Амкара», как и «Волги», более полугода не получают зарплату. Но делает результат. История с его возвращением в «Спартак» мне, честно говоря, непонятна.

– Говорят, с годами Черчесов-тренер изменился, стал лояльнее.
– Характер изменить невозможно. Но можно многому научиться, ты постигаешь истину, находишь компромиссы. Хотя за пределы собственной ментальности не выйдешь, и главное здесь – не изменять себе.

– Вам приходилось?
– Была ситуация, в которой я мог победить. Был разговор в очень высоком кабинете в Белом доме. Но если бы я победил, человека, с которым не хотел работать, могли посадить в тюрьму. Поэтому я сказал: «Все, прекращаю борьбу, отказываюсь от предложения». Нашли компромисс…

– Компромисс – это слабость?
– Мудрость. Сохраняешь себя во имя чего-то. Каждый должен в чем-то уступить. Два спорящих человека попросили Ходжу Насреддина рассудить их. Он сказал: «Ты прав. И ты тоже прав». Подходит третий: «Как же они оба могут быть правы?» – «И ты прав».

Я очень стараюсь не врать. Но если человек что-то сделал и меня спросят, было ли, а я знаю, что это может человеку навредить и будет несправедливо, скажу – нет. Не могу по-другому.

Мне до сих пор стыдно за один поступок. 20‑летним игроком киевского «Динамо» подписал бумагу против человека, к которому хорошо относился. А он прекрасно относился к команде, к игрокам, делал нам добро. Но один негодяй написал, что он берет взятки. А это были не взятки – нам просто хотелось человека отблагодарить. И вся команда подписала. И я – последним… Пришли и сказали: «Давай!». Потом извинялся, и он меня даже понял. Но я себя до сих пор простить не могу.

АНТИЛОББИ

– Вы семь лет без работы, и все это время вас куда-то сватают.
– У каждого свой статус. Мне нужны предложения, с которыми я мог бы работать, мне нужна независимость – «служить бы рад, прислуживаться тошно». Возьмем мою работу в «Локомотиве»: полгода – и команда выигрывает кубок! Семак сказал: «Нас, «Москву», переиграли».

Хотя в «Локомотиве» у меня были очень стесненные обстоятельства. К примеру, могли бесплатно взять Романа Широкова, он был в списках, чтобы ехать на первый сбор в Португалию. Но его не взяли – кое-кто из клуба не захотел. Модрича просматривали, когда он только начинал в Хорватии, я сказал, что надо его купить, но было антилобби.

В команде был костяк ветеранов, которые заканчивали и хотели продлить контракты. А у других людей была задача через ветеранов решать свои вопросы.

Но сейчас я хожу на «Локомотив» в ложу для почетных гостей и общаюсь там с людьми, которые мне раньше руки не подавали. И вспоминаю Шекспира: «Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть. Клевета страшнее обличенья». Может, лучше было в самом деле взять? И стал бы таким, как все.

А то приписывают бог знает что! Один говорит, что у Бышовца установки перед игрой были всего пять минут. Тренер всю неделю готовит игроков, общаясь с ними. А на установке только называет состав, кто выполняет стандарты, а также сильные и слабые стороны соперника. Эти бывшие игроки – начинающие тренеры думают, что они уже тактики и стратеги! Проблема переоценки ценностей. Нужно не цену знать, а ценность. В этом смысл.

– Вы уже в возрасте – 67 лет. Может руководитель клуба сказать: «Бышовец в годах, я лучше возьму молодого тренера»?
– Возраст не помеха. Я 50 лет в футболе, но по-прежнему смотрю все матчи, комментирую, анализирую, каждый год езжу на сборы, чтобы учиться. Этой зимой тоже был, общался с Черчесовым, Рахимовым, Калитвинцевым, с игроками. Никому ничего не советую, но много обсуждаю. Тренер – не профессия, не ремесло, а призвание.

Случай на сборе. Идет работа над контратакой. Стою рядом с тренером – он недоволен тем, как команда выходит из обороны. Игрок, который должен разгонять атаку, делает три-четыре касания. Тренер в бешенстве: «Не знаю, что делать! Ничего не понимает!». Я говорю: «Все просто – ограничь его в касаниях». – «Ё! Точно!».

Это как у Рафаэля – ученики сделали картину, все хвалят. Он заходит. «Как, учитель?» – «Хорошая картина». Сделал два мазка – и картина стала великой.

Мне недавно один сосед в Новогорске сказал: «Ты для меня пример. Семь лет не работаешь, но как держишься! Не спился, не пропал». А ведь сколько великих не выдерживали невостребованности…
Я не изменяю своим динамическим стереотипам – каждый день минимум полчаса бегаю и еще столько же плаваю. И когда меня спрашивают: «Почему не работаешь?», отвечаю: «Я как поле на пару. Жду своего часа».

– Есть внутреннее ощущение, что все еще может сложиться?
– Главное, мозги есть. И воля. Я не боюсь взяться за работу. И знаю, как ее сделать.

Тут другое. Тебе только приоткрыли дверь в команду, а туда уже вошла информация от людей, с которыми работал раньше: «Как тренер он хорош, но как человек – неудобный. Мы вам не рекомендуем». А кто из нас простой человек? Руководителям клубов сегодня не нужен такой, как я. Сегодня лучшие наблюдают, а худшие прислушиваются. Потому что хорошо прислуживаются.

– Вы считаете себя неудобным?
– Скорее, человеком, у которого есть принципы.

– И амбиции?
– К амбициям нужна амуниция, их нужно чем-то подтверждать.

– Юрий Белоус дал вам характеристику: «Тренер-диссидент, угнетенный футбольными функционерами».
– Угнетенный – нет. Но быть диссидентом – это достойно. Юра трижды предлагал мне возглавить «Москву» – я всегда отказывался.

– Якобы потому, что вы хотели напрямую общаться с Михаилом Прохоровым, а Белоус посчитал, что это неправильно.
– Речь шла о другом, он говорил: «Вы работайте, а покупка игроков на мне». На эту тему мы пообщались с Лужковым. «Юрий Михайлович, если бы вам замов и управляющих подбирали другие люди?» – «Да не, ну как это?». Вот вам и ответ, почему я не стал работать с Белоусом.

СВЕТОЧ

Юрий Семин и Анатолий Бышовец / Фото: Советский спорт

– Как относитесь к тому, что вас называют светочем?
– У меня нет необходимости много рассказывать о себе. Откройте Википедию, там все написано, мои голы до сих пор крутят. В Португалии на сборах Саша Самедов, один из лучших сейчас в сборной, играл со мной, шестидесятилетним, в футбол через сеточку и проигрывал!

Светоч… Вспоминают Корчагина – того самого игрока, который якобы давал мне деньги и за это попадал в состав «Локомотива». А слух распустил один из руководителей клуба. Надо было ставить в состав Траоре, а у меня играл Корчагин. «Как так? За него заплатили деньги!».

Дальше больше – Бышовец берет деньги с молодого Ефимова! У того зарплата 200 евро, а у тренера – миллион и он забирает у игрока последнее, до нитки обирает!

– Еще смеялись над тем, что вы заставляли футболистов книги читать.
– Три месяца назад был в Киеве. Рядом – Ахметов, Суркис. Ахметов говорит: «В 1999‑м мы интеллектуально не были готовы к работе с вами». Я ответил: «Да, но вы восприняли мои идеи и пошли дальше. Мало того, пригласили преподавателя английского языка».

Надо мной тогда на Украине все смеялись, и прежде всего Лобановский: «Этих ребят из Донецка учить английскому?!».
Но ведь была дремучесть полная! Невежество такое, что ужас, трагедия. И все игроки сидели, как в детском саду. Тот же Тимощук, который первые шаги делал в Донецке – я его ставил вместо игрока национальной сборной, парню нужно было дать шанс…

Но самое интересное в этой истории, что через неделю к Лобановскому пришли его футболисты: «Было бы неплохо, если бы нам тоже наняли преподавателя по английскому». Он сначала: «Как?!» Но нашелся: «Вы очень богатые люди, можете заниматься этим персонально».

Ахметов сказал: «Только через два года у нас поняли, для чего это – иностранные игроки, тренеры, общение на английском». Так светоч?

– Светочем вас часто называют, чтобы поерничать.
– Конечно! И я это прекрасно понимаю. Все сознательно. Как это в Интернете происходит: сидят ребята, и только обо мне что-то появляется, тут же – раз! – информация в пику. То есть все отслеживается. Нельзя, чтобы я пришел. Мне тут недавно один человек сказал: «Вот ты придешь – ты ведь опять что-нибудь выиграешь. А у нас предсказуемый чемпионат». Конечно, выиграю!
Есть популярность, а есть слава. И определить ее можно только уровнем и качеством тех, кто тебя понимает и ценит.

Вот говорят, Бышовец – против иностранных тренеров. Да нет. Ребята, работайте на здоровье, приносите пользу! Но если в «Зените» Малафеев еще при мне дебютировал, я его из дубля брал… 20 лет без своих игроков – это как?

Другая удивительная вещь. Когда работал в Португалии, я за месяц выучил язык. Ну как выучил – освоил все, что связано с работой. Мог давать установку, подсказывать… Теперь Гвардиолу возьмите.

В «Баварии» выучил немецкий, чтобы с игроками общаться. Гвардиола! А к нам приезжают? По 5–7 лет работают – и ничего! А как тренеру без диалога? Ведь диалог – ответная реакция на твое слово. Почему Слово в Библии – потому что оно заставляет тебя что? Правильно – думать.

Потому и светоч… Для Тимощука светоч, для Пепе. Пепе говорит – не учитель, нет. И я не говорю, что учитель. «Вы дали мне шанс». Отец Семшова говорит: «Вы не знаете, что сделали с Игорем, когда вызвали его в сборную!». Калитвинцев, с которым на сборах встретились, вспомнил: «Анатолий Федорович, когда вы из Волгограда меня пригласили, а потом еще на сборы в Германию взяли, а там еще по сто марок дали!..».


Анатолий Бышовец: Отставка Калитвинцева – это оценка не профессиональных качеств тренера, а условий, в которых он работал

«МНЕ НИКОГДА НЕ ПЛАТИЛИ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ»

– Что может вас обидеть?
– Чуть-чуть – клевета. Когда перевирают. А так ничего.

Тем более я всегда понимаю, откуда и почему появляются те или иные статьи. Если Андронов советует: такой-то команде нужен тренер, то четко прослеживается – Газзаев. То же самое у Гершковича, которого Семин и Газзаев сделали начальником тренеров. Эти структурные вещи для меня очевидны. Открытая карта.

Вот сейчас Угаров высказался (экс-игрок «Зенита» в интервью заявил: «Период Бышовца в «Зените» ассоциируется с интригами. Как только он пришел в команду, почти сразу начался напряг». – Прим. ред.). Прекрасно! И тоже понятно, откуда ноги растут. Кобелев стремится в «Зенит», Мутко хорошо к нему относится, Угаров в «Динамо» работал помощником Кобелева… Да? А тут в «Зенит» или Виллаш-Боаш приходит, или Семак, а вдруг Бышовца позовут? Ну что ты будешь делать!

Опять же, у кого вы спрашиваете? Почему не у Романа Березовского, Игонина, Горшкова, других достойных людей…

– Другой зенитовец, Сергей Дмитриев, заявил: «Бышовцу первому в России платили миллион долларов, при этом за два года «Зенит» ничего не выиграл. Этого у него не отнять. Умеет человек себя продать. Убедить, что он лучший».
– В «Зените» мне никогда не платили миллион долларов. Это неправда. Спросите у Мутко – он подписывал контракт. Зачем Дмитриеву это говорить? Потому что я его из «Зенита» выгнал. По той же причине обо мне плохо говорят Лоськов и Евсеев.

Мы говорили о моей неудобности… Я хочу, чтобы вы правильно понимали проблему. Она еще и в том, что всех сегодняшних великих я помню совсем невеликими.

– Но вы – лучший?
– Так сказать не могу. Это не скромность – данность. Есть моменты, после которых кажется, что да. Но в то же время понимаю, где я ошибался. И каждый день возникают какие-то вещи, которые не позволяют сказать – я такой…

Есть критерии тренерского успеха, но кто сравнивает, кто оценивает? Судьи кто? За древностию лет…

– Бышовец и деньги – эта тема почему все время поднимается?
– Не знаю. Я никогда и нигде не выбивал деньги. Олигарх – это не ковер, чтобы из него выбивать пыль. Я всегда защищал интересы игроков. Ни одного человека не дал в обиду! Потому что знаю, что такое остаться без средств к существованию. Потому что видел, чем заканчивались звездные карьеры: убогой жизнью никому не нужных людей, брошенных всеми и вся – болельщиками, клубами, федерацией… Ребята, Численко кусты подстригал!

Считать нужно не деньги, не благополучие, а операции, переломы, отсутствие нормальной семейной жизни, временность профессии…

Когда в 1992 году на чемпионате Европы встал вопрос о выплате денег, я занял позицию игроков. И им все заплатили.

В «Зените» другая история была – я на руки получил 300 тысяч долларов. Дефолт 1998 года – рубль рухнул. На базу приехал человек: «Я от президента нашего банка, он хочет с вами увидеться». – «Хорошо, давайте встретимся у мечети». Я в Питере не по улицам ориентировался, а по примечательным местам – Эрмитаж, Мариинский театр, Театр Товстоногова…

Приезжаю. Сидит молодой человек: «Добрый день, Анатолий Федорович». – «Извините, но мы не знакомы». – «Как сказать, как сказать…».

И начинает вспоминать. Турнир Гранаткина в Ленинграде. Мы выиграли у немцев, впервые в истории. А еще не отдали игру сборной СССР, которая была на год старше. Просили, да. Но не меня – меня бесполезно.

Так вот этот банкир говорит: «Мальчишки стояли у входа – их не пропускали. А вы шли: «Это наша перспективка». И всех завели с собой. Потом подарили значки, вымпелы… Одним из тех мальчишек был я. Знаю, что сейчас у «Зенита» проблемы с деньгами – вот 300 тысяч долларов. На команду». Говорю: «Я где-то должен расписаться?» – «Что вы!». Я отдал деньги начальнику команды – на время перебоев они стали премиальным фондом. Это об отношениях и отношении. В том числе к деньгам.

Никто не знает, что в национальной сборной СССР я получал 200 долларов. Хотя времена были – становление бизнеса, многое проходило рядом, только руку протяни. Чилингарову в шутку предлагал: «Давай магазин откроем!». Но – 200 долларов…

– Уход из «Зенита» в сборную в 1998‑м – ошибка?
– Самая большая. Но ошибка, от которой нельзя было отказаться. Когда тебе предлагают национальную команду…

– Как вам с Мутко работалось?
– Пока не было этой ситуации со сборной – нормально. А потом начались недопонимания. Но это тоже этап.
Мутко говорит, что я его многому научил. И даже разбираться в вине.

– Вернуться в «Зенит» – был вариант?
– Да, перед Адвокатом. Встречались, общались с Миллером, но вопрос по голландцу уже был решен.


Бышовец Анатолий Федорович

Родился 23 апреля 1946 г. в г. Киеве. Заслуженный мастер спорта. Заслуженный тренер СССР. Заслуженный тренер Украины. Воспитанник киевской футбольной школы «Юный динамовец». Первые тренеры — Н. П. Мельниченко и Н. Ф. Фоминых.

Выступал за команду «Динамо», Киев (1963—1973). Чемпион СССР 1966, 1967, 1968, 1971 гг.

Обладатель Кубка СССР 1964, 1966 гг. За сборную СССР провел 39 матчей, забил 15 голов (в т. ч. два матча за олимпийскую сборную СССР). Также сыграл за сборную СССР в одном неофициальном матче. Участник чемпионата Европы 1968 г. Участник чемпионата мира 1970 г.

Достижения на тренерском поприще: победитель Олимпийских игр-1988, бронзовый призёр чемпионата СССР-1990; серебряный призер чемпионата Украины — 1998, 1999; обладатель Кубка России-2007.


МАТРИАРХАТ

– Вы говорите об антилобби. А есть те, кто, наоборот, лоббируют интересы тренера Бышовца?
– Нет. Я никогда не позволяю себе кого-то привлекать. Я один. Не бываю в федерации, в РФПЛ… Если и да, то это единичные случаи.

– Зато часто ходите на футбол. Последняя игра, которую посмотрели?
– «Динамо» – «Рубин». Сейчас вот собираюсь на «Локомотив» – «Спартак» (разговор состоялся в четверг. – Прим. ред.). В ложу для почетных гостей.

– Говорят, если Бышовец на игре, это неспроста.
– Ну да – интриган! И на дубли ходит, и на сборные…

– Компанией ходите?
– Нет, один приезжаю и один ухожу. На игре, конечно, общаюсь.

– Со Смородской?
– И с ней. Жаль, что у меня в «Локомотиве» не было такого президента.
Смородской удалось сделать то, чего раньше в клубе не было. Футбольная среда вокруг «Локомотива» и внутри команды стала намного спокойнее, приняв рабочие формы. Увы, это мало кто понимает, ей очень тяжело. Я на одной из игр услышал, что несется с трибун… Это такой стыд! Сказал об этом Якунину, Морозову. Им тоже стыдно. Да и всем нормальным людям должно быть стыдно.

То, что у «Локомотива» президент – женщина… Милые мои, так единственная форма правления, сохранившаяся с доисторических времен, – матриархат! Хотим мы того или нет.

– Как вам работа Кучука?
– Хороший ремесленник, знающий свой предмет. С фанатичной харизмой и соответствующим уровнем требования к себе и подопечным. Но мы пока не знаем самого главного – подкреплено ли все это талантом и результатами?

Про Кучука часто говорят – жесткий тренер, диктатор… Меня спрашивают: «Анатолий Федорович, а вы?». Говорю: «Я – нет». – «Как так?» – «А зачем наказывать? Все и так все знают». А не наказывает тот, у кого не нарушают.

У меня была ситуация в сборной с одним вратарем. Спрашивает: «Почему больше не вызываете?» – «Милый мой, не успела закончиться игра, а ты уже с фужером стоишь». – «Так предупреждать надо!».

Нарушил – не вызываю. И наказывать некого. Понимаете?

Я категорически не согласен с Уткиным в том, что касается его комментариев о Шустикове. Я вообще не знаю, откуда Вася это взял и когда на Руси кого-то выгоняли за пьянку. Это все неправда. Перефразируя классика, все мы пили понемногу когда-нибудь и как-нибудь. И пьем. Сережа – толковый парень. И как игрок был очень креативный, и как тренер – толковый. По мне, самый-самый из нового поколения. Плюс человеческие качества исключительные. Как у папы Вити. Да, есть слабость, но зачем выносить сор из избы.

– «Локомотив» – чемпион?
– На 50 процентов. Еще 50 отдаю «Зениту». Смотрели матч «Зенит» – «Крылья Советов»? Назначенный пенальти, два незабитых пенальти… Если все это суммировать, как считаете, каковы шансы «Локомотива»?

Вот потому и светоч. Разница между хорошим тренером и посредственным только в одном: посредственный тренер считает до десяти, а хороший – до ста и дальше.

«ТВИТТЕР» НАДО УБРАТЬ. А КАК?»

– Чтобы получить работу в России, нужно общаться с нужными людьми?
– Только это, боюсь, сегодня и работает. Еще тренеру нужен штат. Тот же агент, менеджер. Пример Хиддинка. Хиддинк – это во многом его агент. И это очень хорошая коммуникабельность. Про него говорят – психолог, но я бы так не сказал. Да, все строится на добрых отношениях, но очень уж снисходительных. А снисходительность – это слабость.
– Шутка ходит – Бышовец так хочет работать, что даже «твиттер» завел.
– «Твиттер»?

– Ну в Интернете от вашего имени кто-то пишет.
– Не видел, не знаю. Надо убрать. А как?

– Вообще если возникает такая штука, это говорит об известности человека.
– А, ну тогда я известный, что уж. И клевета для известных… Хотя, опять же, не люблю я это слово. Известных много.
Известность хороша тем, что дает тебе право на общение. Ведь жизнь прожить – это значит что-то накопить: добро, общение…

– «Рубин» в декабре действительно делал предложение?
– Был звонок из администрации президента республики. Спросили, как я отношусь к тому, чтобы возглавить команду. Я ответил, что по телефону такие вещи не обсуждают. «Хорошо, мы перезвоним и договоримся о встрече». Не перезвонили. Видимо, собрали информацию...

Но я особо и не рассчитывал. Всегда чувствую, когда во мне есть реальная заинтересованность.

– За последнее время был вариант возглавить «Спартак»?
– Нет. У меня нет отношений с Федуном. С его отцом есть – он же киевлянин. Иногда вместе футбол смотрим. А на «Спартак» я сейчас даже не хожу.
Я динамовец. С одиннадцати лет. И хожу на матчи «Динамо» – у меня пропуск. Хорошо общаюсь со Степашиным, Нарышкиным, Зубковым… Делимся мнениями.

– Работать не зовут?
– Нет. А сам я не прошу. При этом не могу понять одну удивительную вещь. В ЦСКА Непомнящий – я к нему очень хорошо отношусь: интеллигентный, толковый – советник президента. Ни имея, в общем-то, к ЦСКА никакого отношения. А я отдал обществу «Динамо» 50 лет, подготовил пятерых олимпийцев... И не нужен. Несколько раз заходили разговоры – последний, кажется, после ухода Кобелева. Но все время находились люди, которые высказывались против. Некоторые из них по-прежнему в клубе, но сегодня их влияние меньше.

– Вы правда считаете, что ваше «Динамо» в 1990 году могло стать чемпионом Союза, не продай руководство в разгар сезона Добровольского в «Дженоа»?
– Уверен в этом. Шли на первом месте. Самое неприятное, что трансфер сделали без меня и без Игоря. Я принципиально был не против продажи, но считал, что именно сейчас этого делать нельзя. Пришел к руководителю: «Как вы могли без меня принять такое решение?» – «Анатолий Федорович, вы как главный тренер должны понимать». – «У вас больше нет главного тренера». Развернулся и ушел. Пришел Газзаев и разогнал мою команду…

– Что думаете о работе Петреску?
– Очень похож на Кучука. Сама концепция игры подразумевает разрушение. Надежность, рациональность, простота. И вроде бы все правильно. Но в атаке-то должно неправильно быть! Непредсказуемо, нестандартно. А у «Динамо» в матче с «Рубином» 34 навеса. Женя Ловчев подсчитал. Хотя у казанцев в обороне Навас и Кверквелия, которые головой играют не хуже Кураньи. И какой в этих навесах смысл?

ПЕНСИЯ

– Когда читаете новость: «Андре Виллаш-Боаш будет получать в «Зените» 8,5 млн евро в год», какие мысли посещают?
– Его выгонят, будут платить новому тренеру 500 тысяч и возьмут меня.

– Зависти нет?
– Пушкин считал, что это исключительно прекрасное качество, которое мотивирует, помогает человеку реализовывать амбиции.

Но я считаю, что зависть – страшное качество. И никому стараюсь не завидовать. Только если белой завистью, и то очень редко. Пусть Капелло получает, как пишут, 10 млн евро в год, а у меня пенсия – 14 тысяч рублей в месяц. Сегодня меня это не трогает. Единственное – понимаю, что мог бы быть на месте итальянца. Не думаю, что у меня меньше качеств и знаний.

Переоценка ценностей, помните? Знать ценность, а не цену. К концу жизни приходишь к пониманию того, что любая победа выше наград и денег. Что власть и роскошь ниже свежести и чистоты утренней росы.

Я до сих пор люблю соревноваться. Даже в компании хочется показать себя. Но потом задумываюсь: «А зачем ты так себя ведешь? К чему разошелся?». Ведь только молчание не заблуждается.

– Мнение уроженца Киева о последних событиях на Украине.
– Больная тема. Во что превратился центр города, где я раньше жил, – улицы Грушевского и бывшая Чекистов, сейчас – Шелковичная… Но это еще ладно, можно пережить. А вот кровь, беспредел…

У меня в Киеве брат, племянница, родственники жены. Люди в состоянии неопределенности. Кругом одни вопросы – кто будет, что будет, какие перспективы… Хуже неопределенности нет ничего. Висит на волоске дамоклов меч, и не знаешь, когда упадет.

А по поводу российско-украинских отношений скажу так: отношения соседей зачастую ближе и крепче, чем родственные связи. И это нужно ценить.

– Какой цитатой из классики охарактеризовали бы свое сегодняшнее состояние?
– Когда твой разум не поник,
И волю не сломили годы,
Ты только сед, но не старик,
Смирившийся с законами природы.
Это мои стихи. Вообще-то я не пишу стихов, но вот так мысли легли. Важно не смириться. И успеть еще что-то сделать. Так-то, конечно, после смерти скажут – «великий, но не давали работать». Ну а при жизни-то что?..


PDF-версию еженедельника можно купить ЗДЕСЬ! 

Новости. Футбол

Майнц 05 - Санкт-Паули

Сегодня в 14:30

Майнц 05
Санкт-Паули

Ставка: Майнц 05, Поражение

Команда Майнц 05 проиграла 3 домашних игр подряд по голам

Сделать ставку 4.2

Реклама 18+