И на нашей улице праздник! Как русские бразильцы болели за Бразилию

Спецкор «Советского спорта» в городке Воторантим (штат Сан-Пауло) окунулся в необычную атмосферу во время просмотра матча Бразилия - Чили.
***
Он каждый вечер смотрит российское ТВ и не может жить без соленых огурцов. Она любит слушать песни «В лесу прифронтовом» и «Королева красоты». Супруги Петр и Александра Листовы почти всю жизнь живут в Бразилии.
Глава семейства Петр Листов родился в Харбине в 1940-м, в 1954-м с родителями эмигрировал в Бразилию. Говорил на китайском, свободно общался (и общается) на английском. А по пути в Сан-Паулу в одном из портов купил португальско-английский разговорник. И вскоре освоил португальский. Но русский язык для Листова, который в России впервые в жизни оказался только после распада СССР, всегда оставался первым.
- В Харбине, - Листов делает ударение на первый слог. - прошло мое детство и юность. Успел побыть пионером. И в то же время в церковь мы тоже ходили. Никто не видел ничего плохого в том, что все это можно совмещать. Харбин был русским городом, где даже китайцы говорили по-русски. Туда на фабрику приехал работать мой отец. Кроме того, у него был хороший бас. Пел в опере, а по воскресеньям - в церковном хоре. Отец мой родом из Казани, из семьи священника. Там, в Харбине, у них с мамой (ее отец приехал в Китай из Полтавской губернии работать на железной дороге) родился я...
***
...Когда китайцы решили, что русскому населению Харбина хватит жить обособленно и пора принимать местное гражданство, Листовы решили уехать. Был вариант вернуться в СССР, но в Сибирь ехать не захотели. Первое подтверждение, что их готовы принять, пришло из Бразилии. Сначала плыли на пароходе по реке до Гонконга. Потом был теплоход, на котором шли через Сингапур, Маврикий, Порт-Элизабет, Дурбан в Бразилию. По пути Петя купил первый английско-португальский разговорник.
Листов хранит эту книжицу 1950 года издания. Но в архиве есть и постарше книги. Вот Библия, изданная в начале ХХ века с отцовским автографом. Он после приезда в Сан-Паулу сам станет священником и будет служить в местном православном храме. Петр Сергеевич с женой на большие праздники обязательно ездят туда из Сорокабы, где сейчас живут. Были недавно - на Троицу...
***
...Там, в Сан-Паулу, Петя познакомился с Александрой - будущей женой. «У самовара я и моя Саша», - на свой лад поет известную песню Петр Сергеевич. Самовар у Листовых, кстати, солидный - с клеймом фабрики Баташева 1870 года. «Привезен из Австралии, - рассказывает Александра Павловна. - Не дали выбросить нашим знакомым. Как я его паковала в чемодан! Обкладывала одеждой, чтобы не побился. Но довезли!».
Листов выучил португальский, выучился на инженера-механика и сделал хорошую карьеру. И сейчас, в свои 74 года, консультирует сразу несколько местных заводов. Учитывая то, что еще и свободно говорит на трех языках, такой человек просто незаменим.
Футбол смотрят в доме у сына Петра Сергеевича Юрия (еще один сын Сергей - в другой компании). Сыновья родились в Бразилии. Здесь состоялись. Тут обзавелись семьями. По-португальски, само собой, говорят лучше, чем по-русски. Вместе с нами жена Петра Сергеевича Александра Павловна и Юрия - Эвелин (преподает английский в школе), а также дочка Лара. Пришли соседи с детьми.
***
Когда спрашиваем, за кого Листовы стали бы болеть, сыграй Бразилия с Россией, старшие улыбаются.
- Сердце у нас с Россией. Но болеть будем за Бразилию, - говорят.
- Понимаете, Россия осталась в крови, но Бразилия нам дала почти все, - объясняет Петр Сергеевич.
- Наши дети выросли здесь, - добавляет Александра Павловна.
- Я-то точно за Бразилию, - говорит Юра.- Команда России даже эмоций никаких не вызывает своей игрой. Почему они такие?
- Очень серьезные. Хмурые, - удивлена Эвелин. - У нас показывали в новостях сюжет о тренировке сборной в присутствии зрителей. Никто из футболистов не помашет рукой, не улыбнется...
...Ну да, бразильские игроки эмоциональнее российских будут. Когда вратарь Жулио Сезар дает интервью после серии пенальти и не может сдержать слез, разрыдаться с ним готовы все девушки и женщины, что собрались у экрана. А Халку, объясняющему, что судья ошибочно не засчитал его гол, посылают воздушные поцелуи.
***
Они вообще главные болельщицы. Пока мужья жарят мясо и обсуждают опасные моменты, жены истошно визжат при любом опасном (и не очень) моменте. Петр Сергеевич приговаривает: «Чую, проиграет Бразилия!». В такие моменты на него готовы наброситься все. Но прием известный - сглазить не свою команду, а соперника.
Получается! Бразильцы побеждают. Все скачут, в суматохе кто-то разбивает стакан. «На счастье!», - говорит старший Листов. Да, победа бразильская, а приметы — русские.
***
Разливают по стаканам напитки. Водка с лимоном и льдом, гуарана, соки. Каждому - свое. Тут же угощение - салаты, белая фасоль и, конечно, мясо разных видов. Бразильцы его едят на завтрак, в обед и на ужин.
Самые маленькие болельщики едва стоят на ногах - соседский мальчонка в футболке с фамилией Неймар на спине только научился ходить. Мама кормит малыша на фоне плачущего Жулио Сезара. Разве не прелесть?
***
На улице тем временем начинают взрывать петарды и салюты. Похоже на Новый год в России. Кстати, дороги во время матчей сборной Бразилии на ЧМ так же пусты, как и у нас за час-полтора до боя курантов, когда все уже собрались за праздничным столом. Здесь же все собираются смотреть футбол дома или в уличных кафе-буфетах. Да у любого столба, где есть телевизор. А уже после матча улицы снова наполняются людьми.
Шумно и на улице, где находится дом Листовых. «Просто так совпало, что выбрали дом именно на этой улице», - говорит Юрий, когда подходим к указателю с названием «Alameda Russia».
В небе продолжают вспыхивать ракеты. Вот и на нашей улице праздник.





