Недоброжелатели «Зенита», не радуйтесь!

Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин рассказывает, что происходит с «Зенитом».
А происходит то, что принято называть функциональным и игровым спадом. Его первые симптомы проявились еще в матче со «Спартаком». И не будь этого тоскливого перерыва, отвлекшего всех на пресные соревнования сборных, Андре Виллаш-Боаш, возможно, сумел бы отыскать необходимую вакцину. Но игроки разъехались, тренировочный режим оказался нарушен – кризис преодолен не был. И пик его, хочется верить, пришелся на немецкий выезд, где питерцы не создали ни одного по-настоящему голевого момента, допустили массу ошибок в центре поля, а в первом тайме показали точность передач, равную 63% (у ЦСКА, например, было под 90%), то есть играли сумбурно, нервно, безыдейно.
«Зенит» не выигрывает (и не показывает свою фирменную игру) вот уже в четырех матчах кряду. Ничего страшного в этом нет – у всех команд на планете по ходу сезона случаются спады – у кого-то больше, у кого-то меньше. А «Зенит» так и вовсе живет по одному и тому же расписанию: сентябрь-2012 – пять очков в пяти матчах; ноябрь-2013 – три очка в пяти матчах; октябрь-2014 (отнесем сюда игру 9-го тура) – три очка в четырех матчах. То есть каждую осень, месяцем раньше или месяцем позже, «Зенит», словно сбросившее с себя листву полувековое дерево, теряет свежесть и привлекательность.
Команда АВБ подтверждает фундаментальный закон: после яркого, сверхрезультативного отрезка (до этого команда выиграла тринадцать официальных матчей подряд) непременно происходит экстренное торможение. Этот спад виден невооруженным глазом – в первую очередь, в организации игры в средней линии. Любой функциональный кризис бьет главным образом по этому ключевому звену, связывающему тонкой тактической нитью оборону и атаку. С «Байером» полузащита «Зенита» провалилась так же, как несколькими неделями ранее со «Спартаком» – ни быстрого выхода вперед, ни быстрого возвращения назад.
А тут еще вредитель обзавелся…
Почти в каждой команде есть фигура, чье появление в составе вызывает недоумение. У «Зенита» это Файзулин. На четвертой минуте матча он, точно манекен, позволил Беллараби обыграть себя три раза (несколько раз прокрутил этот эпизод; надеюсь, Виктор будет прокручивать гораздо больше), а на седьмой минуте совершил глупейшую потерю мяча в центре и был вынужден фолить на желтую карточку. Раньше я понимал, зачем «Зениту» Файзулин: до прихода Гарсии в команде не было чистого опорника (Тимощук де-факто уже был на пенсии), поэтому приходилось ставить двух моторных универсалов. Сейчас же его место в основной обойме можно объяснить только лимитом и ротацией.
Вот так средняя линия «Зенита», не справляющаяся с нагрузкой «Байера», фактически оказалась лишена одной боевой единицы (за 62 минуты Файзулин сделал 11 точных передач – и это центральный полузащитник! – то есть на поле его не было). При этом Гарсия и Витсель (за исключением одного классного паса на ход Халку) тоже были, как говорят тинейджеры, ни о чем.
Но что же дальше? История болезни «Зенита» свидетельствует: пациент начинает приходить в себя и жить полной, энергичной жизнью через четыре-шесть матчей. Так было и в прошлом, и в позапрошлом году. Так что, недоброжелатели питерской команды, не радуйтесь: «Зенит» не сбился с пути, а всего лишь взял передышку.





