Легендарный полузащитник Хуан Роман Рикельмезавершил карьеру. Sovsport.ru предлагает перевод эмоциональнойколонки El Pais, посвященной уходуаргентинца.
«Смотрите, мистер, я умею играть только так.Есть ребята с большими задатками – такими, что вам по душе. Положитесь наодного из них. Обещаю, что против не буду».
2002 год. В свой второй заход в «Барселону»Луи Ван Гал столкнулся с футбольной загадкой, разрешить которую было невозможно.Клуб провернул трансфер всего сезона, который должен был стать ответом переходуРоналдо в галактический мадридский «Реал». Однако новичок не вписывался ни вкакие схемы, и ничего умнее, кроме как подвинуть его на левый фланг, придуманоне было. Игрок там играть отказался и несколько месяцев спустя покинул клуб.
Хуан Роман Рикельме был футболистом, которыйшел не в ногу со временем. Потому что он понимал игру так, как понимали ее те,кто вручную шил мячи и питался лапшой перед выходом на поле. И, самое главное,держался своих убеждений так, что никакое другое мнение не могло их пересилить.«Я хочу, чтобы меня запомнили как человека, старающегося хорошо владеть мячом»,- сказал он воскресным вечером в телеинтервью, когда объявил о завершениикарьеры.
Это было словно цунами. Внезапноаргентинский футбол позабыл о дерби («Бока» выиграла у «Ривера» 1:0 втоварищеском матче), позабыл о закрывающемся трансферном рынке и обо всемпрочем. Соцсети бурлили сообщениями с хэштегом #GraciasRoman и несли в себефутбольную ностальгию. Помимо скандальности, которую таили заявления фанатов«Боки» о «лучшей десятке в истории» (выше, чем Марадона!), было ощущение, чтомы теряем частичку чего-то мудрого, способного думать.
На протяжении всех 18 лет карьеры Рикельме был провокатором.Он заставил вспомнить футбол о старой аксиоме, что «в футболе скорость надопоставить на паузу». Молчун по натуре, он столкнулся с требованиями системы ипротивопоставил ей веский аргумент – останови мяч, заморозь время и найдивозможность сделать точный пас или удар.
Система, которая требовала, что надо выкладываться и стараться, встретилась спростым аргументом под названием мяч.
В дополнение к тому, что он радовал глаз простого наблюдателя, Рикельме добавилдостаточно результатов. Таких, чтобы его нельзя было считать не эффективным. Под его началом Аргентина выиграла молодежный чемпионат мирав 1997 году и Олимпийские игры в 2008-м. «Бока» пережила лучшие времена вистории с дюжиной титулов. «Вильярреал» стоял на пороге финала Лиги чемпионов в2006-м. Благодаря его передачам Мартин Палермо и Диего Форлан добилисьбеспрецедентных бомбардирских показателей.
Разумеется, у карьеры Рикельме была своя тень. Он мог быдобиться большего со взрослой сборной. Он не сверкал, как предполагалось, вГермании в 2006-м – на своем единственном чемпионате мира. И, в конце концов,он оставил команду, поссорившись с Марадоной перед ЧМ-2010. Критики Рикельме,описывая его, употребляли термины «холодное сердце» или «унылый». Ему былоплевать. Как и на мнение прессы и публики, когда он решал защищать свои идеалыперед такими тренерами, как Пеллегрини и Фальсиони, Марадона и Ван Гал, илиставил свои условия в раздевалке. Всем им Рикельме адресовал в воскресеньеулыбку. «Это лучший день недели», - сказал он воскреснымвечером в телеинтервью, когда объявил о завершении карьеры.
Уход из футбола у него тоже был не обычным. Системанастаивает, чтобы ветераны отправлялись доигрывать в экзотических направлениях.«Последняя десятка» отклонила предложения их Бразилии, Колумбии, Парагвая иСША, сделав финальную паузу. И Аргентина оказалась в вакууме, который, как итанго, «постичь невозможно».