Споет ли Халк на Невском? Почему забуксовала уникальная благотворительная акция

Оригинальная идея, запущенная при непосредственном участии самого известного футболиста «Зенита» не встретила широкой поддержки. Sovsport.ru разбирается, в чем дело, и как сделать так, чтобы благотворительные инициативы в России работали.
news

Оригинальная идея, запущенная при непосредственном участии самого известного футболиста «Зенита», не встретила широкой поддержки. Sovsport.ru разбирается, в чем дело, и как сделать так, чтобы благотворительные инициативы с участием футболистов работали.

29 января «Зенит» и благотворительный фонд «АдВита», который помогает онкологическим больным, запустили смелую акцию. Застрельщиком выступила главная зенитовская звезда. Лучший бомбардир чемпионата России Халк обратился к болельщиком с необычным предложением.

‒ Вы знаете, что когда мы помогаем тем, кто большего всего в этом нуждается, это всегда хорошо. И поэтому я хочу попросить вас собрать нам миллион рублей для людей, которые борются с болезнями. Если нам удастся собрать миллион, я сделаю то, чего вы точно не ждете. Вы увидите меня поющим и танцующим прямо на Невском проспекте!


Халк, к слову, недурно поет – предпочитает делать это за рулем, передвигаясь по Петербургу. В рамках акции запустили специальный сайт http://davai.fc-zenit.ru/, где можно сделать вклад в общую сумму. Зайдите на него прямо сейчас и убедитесь – акция близка к провалу. За несколько дней до истечения срока не собрано и 10% от намеченного. Понятно – народ рискованную идею в массе своей принял в штыки.

РЕАКЦИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: ЭТО ПОКАЗУХА

На странице «Зенита» ВКонтакте разгорелась нешуточная дискуссия. Приведу самые наглядные комментарии.

ФК «Зенит», без обид, но считаю, что с их зарплатами миллион рублей каждый из игроков мог бы с легкостью перечислить в благотворительный фонд, а все это – лишь показуха.

Миллион для Халка сумма серьезная, аж полтора дня работать нужно!

Если бы каждый из игроков перечислил хоть 1% от своей месячной зарплаты – было бы куда эффективнее, чем собирать с «целевой аудитории». Я только за благотворительность. Но в том случае, когда от этого реально что-то зависит. А здесь миллионер говорит нам, собирайте по копейке на благотворительность!

‒ Слабо из тех денег, что народ платит за газ, выделить миллион? Смешно даже. Самая богатая команда чемпионата просит деньги на благотворительность.

‒ Пусть футболеры дадут по два миллиона вместо одного – всяко будет больше, чем люди. Им деньги дает госкорпорация, которой выдаются субсидии из наших налогов. Фактически, они мои посредники в деле пожертвований сейчас.

… И ОТВЕТ КЛУБА: ЭТО ПРОВОКАЦИЯ, НО ТАК ОБ ЭТОМ УЗНАЮТ

Подобных комментариев было столько, что представители «Зенита» сочли необходимым прямо на странице вступить в дискуссию.

‒ Почему Халк просит об этом сделать? Потому что так об этом узнает весь мир. Когда мы писали, как Кержаков помогает больнице, об этом рассказали 2,5 издания, потому что им это неинтересно. О Халке рассказали вообще все. Да, это провокация в каком-то виде, но ведь никто не забирает у вас последнее. Вы можете промолчать, а вместо этого приходите в комментарии и оскорбляетесь. Зачем? И еще ‒ надеемся, что все понимают: если нужная сумма не наберется, этот «миллионер», как вы его называете, скинется из своего кармана. Халк сделает все за вас.

«ЗЕНИТ»: БУДЕМ ПРОДЛЕВАТЬ АКЦИЮ С ХАЛКОМ

Руководитель департамента по связям с общественностью ФК «Зенит» Жанна Дембо по просьбе Sovsport.ru прокомментировала промежуточные итоги сборов на «поющего Халка».

‒ Мы не первый день участвуем в благотворительных проектах и всегда сталкиваемся с тем, что игроков обвиняют в том, что они сами, являясь состоятельными людьми, якобы не жертвуют деньги, а призывают делать это других.  Так вот это не так – игроки с регулярностью жертвуют средства, как фондам, так и отдельным людям, попавшим в беду. Другое дело, что участие это, как правило, не афишируется.  Почему? Потому что следующее обвинение, которое они получают – ага, самопиаром занимаетесь, играли бы лучше!  Поэтому игроки, зачастую стараются скрыть свое личное участие или участие своих семей – очень часто инициатива исходит от жен футболистов. Кто-то стесняется, кто-то боится упреков, что он делает это для публики.

Это проблема существует, прежде всего, в России и на постсоветском пространстве. Во всем мире известные артисты, музыканты, спортсмены являются в первую очередь двигателями разнообразных проектов, ориентированных на сбор средств нуждающимся. Это не исключает их личного участия. Но прежде всего, задействуется их личный «звездный» потенциал, их известность и публичность.

Благотворительные фонды в России, ориентированные на сбор средств, возглавляют в качестве попечителей известные артисты,  модели, но очень редко спортсмены. Особенно футболисты. Когда спортсмены выступают в качестве рекламных героев  благотворительных программ, их обвиняют: «Дали бы сами деньги, миллионы получаете!» Люди думают: « Мои 100 рублей или 1000 рублей роли не сыграют».  Но, если вы поговорите с  координаторами фондов, они вам скажут, что каждые 100 рублей имеют огромное значение в процессе сбора денег.

Мы знаем эту проблему восприятия спортсменов и прежде всего футболистов. Постоянно с ней сталкиваемся, но  при этом не оставляем попыток изменить ситуацию. Это часть нашей социальной ответственности.  Почему в этот раз мы выбрали такую не типичную форму? Потому что исследования показывают, люди устают слышать про больных и несчастных,  каждая индивидуальная история болезни или беды тонет в гуле аналогичных историй. Со всех сторон к человеку обращаются с призывами о помощи и через какое-то время,  он перестает их слышать.  В нашем случае это игра – игра в фанты. Мы не давим на жалость. Получи удовольствие, развлекись, а заодно сделай важное дело. Сегодня Халк станцует на Невском, завтра Ломбертс поработает шофером такси, послезавтра еще кто-то что-то сделает.  Так мы вместе поможем кому-нибудь.  При этом у тебя есть возможность узнать, как и кому в итоге помогли.

Мы недешево оценили это с самого начала. Собрать миллион за месяц – очень амбициозная цель. Это серьезная заявка. Болельщиков у «Зенита» много, мы будем продлевать акцию и раскручивать ее дальше. Может быть, мы переоценили потенциал Халка как медийной фигуры, но сомневаюсь, что кто-то другой на его месте оказался бы более эффективным  драйвером  процесса. Нужно работать, чтобы медийность спортсменов прирастала через благотворительные проекты, а не через какие-то скандалы. Чулпан Хаматова, Хабенский или другие артисты, работающие с благотворительными организациями, не стесняются использовать свою популярность для сбора средств. Спортсмены в этом заняты меньше. Мы хотим это исправить, и наши футболисты готовы на это.

ФОНД «АДВИТА»: МЫ СКАЖЕМ, КОМУ ПОЙДУТ ЭТИ ДЕНЬГИ

А вот, что говорит координатор программ фонда «АдВита» Елена Грачева.

‒ Во всем мире знаменитости участвуют в благотворительности только для того, чтобы привлечь внимание. Классический пример – Ice Bucket Challenge. Все начали спортсмены, и удалось собрать такое количество миллионов, что этому фонду их хватит на двадцать лет исследований. У нас это первый прецедент вовлечения болельщиков. С нуля ничего не бывает быстро, хорошо и безоблачно.

В Петербурге главные звезды – это действительно «Зенит». Если кого и просить привлечь внимание к проблеме, то именно их. Но работать с болельщиками оказалось трудно. Сначала сборы были неплохими, но со временем почти сошли на нет. Стало понятно, что простая форма себя исчерпала.

Мы знаем, что у нас в стране богатых людей не любят. Это парадоксально соединяется в голове болельщика – с одной стороны, он восхищается игроком, с другой – постоянно напоминает ему, что тот слишком много денег получает. Нужно объяснять, что футболисты жертвуют деньги. Кто-то делает это открыто. Например, Кержаков, слава богу, разрешил рассказать, что он делал пожертвования – он несколько раз выделял нашим подопечным крупные суммы. Мы знаем, что Аршавин поддерживает Детские деревни-SOS. Практически все они занимаются благотворительностью, но на их позицию влияет отношение в России к знаменитостям.

Люди не готовы к рекламе в благотворительности. Есть представление, что добро надо творить тайно, так, чтобы никто об этом все не знал. Это было бы прекрасно и замечательно, если бы этого хватало. Мы ежедневно вынуждены отказывать в помощи больным раком. У нас нет денег, чтобы помочь каждому. Если в этом году у нас упадут объемы пожертвований, а цены на лекарства вырастут, количество спасенных людей будет сокращаться.

Во всем мире основа благотворительности – не нефтяные корпорации и не миллионеры. Среднее пожертвование в США – 50 долларов. У нас среднее пожертвование – от 500 до 1000 рублей. У постсоветского человека в голове две мысли. Одна связана с советским прошлым – пусть государство поможет, это не мое дело. Но государство не справится. Когда речь идет об онкологии – государство не справляется нигде, ни в одной стране мира. Это слишком дорого. Везде большая часть расходов ложится на благотворительные фонды. Другое дело, что там фонды в основном финансируют исследования, расходы людей без медицинских полисов, инновации – нам, простите, не до жиру. Мы оплачиваем базовый протокол.

Вторая мысль связана с рыночной экономикой: кажется, что общество разделилось на бедных и богатых, причем ничего справедливого в этом делении нет, поэтому пусть богатые люди и помогают. Это тоже предрассудок. История с благотворительностью – про взрослость общества. Позиция «пусть государство помогает, и пусть богатые помогают» принадлежит человеку, который не привык отвечать за что-то и не привык, что от его решения что-то зависит. Но это меняется. Десять лет назад народ шарахался от слова «благотворительность». Никому вообще в голову не приходило, что обычные люди могут кого-то вытащить, спасти от смерти.

Знаете, откуда взялся этот миллион? Мы долго это обсуждали. Начальная сумма была 200 тысяч – мы и ее пока не собираем. Миллион рублей год назад стоил поиск одного донора костного мозга за рубежом – 18 тысяч евро. У нас нет отечественного регистра, мы платим деньги в международный, и они ищут донора в своей базе. Это стоит 18 тысяч евро на одного пациента. В Институте гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой, одной из двух клиник страны, где делают пересадку неродственного костного мозга, проходит около 200 трансплантаций в год. Значит, нам надо найти по 18 тысяч евро на двести человек. Это минимум – не считая лекарств, оборудования. Сумасшедшие деньги. Нам казалось, что миллион – это очень символично. Болельщики «Зенита» раз в месяц спасают по одному человеку. Буду готова рассказать – какому человеку конкретно, когда получим деньги и оплатим счет. Просто многие не доживают.

Прямо сейчас надо оплатить счет – водитель скорой помощи из кубанской станицы. Не ребенок, взрослый человек. Можете себе представить, какая у него зарплата и как он по разбитым дорогам ездит к больным бабушкам в заброшенные деревни. Его жизнь сейчас зависит от того, соберем мы ему 18 тысяч евро или нет. Это куда важнее обиды болельщика, почему футболист богатый, а он бедный. Люди вообще не готовы к позиции «Мои сто рублей могут что-то изменить». Никто не верит, что такими суммами можно собирать большие деньги – можно!

Для наших подопечных очень тяжела роль жертв. Каждый раз, когда мы вынуждены привозить в больницу прессу, чтобы снять этого ребенка, его маму или взрослого мужика, который раньше семью кормил, а теперь лежит под капельницей и ничего не может сделать – это чудовищная травма. Их боль становится предметом любопытства. Тяжело быть объектом чужой жалости. Мы попробовали от этого уйти, сделать все менее травматично для пациентов и комфортнее для жертвователей.

P.S. Подробная информация о проекте доступна на сайте davai.fc-zenit.ru, а узнать о подопечных «АдВиты» можно на www.advita.ru.

Новости. Футбол

Судан - Буркина Фасо

Сегодня в 16:00

Судан
Буркина Фасо

Ставка: Буркина Фасо, Тотал больше 1.5

Команда Буркина Фасо сыграла 13 из 15 последних матчей на тотал больше 1.5 голов

Сделать ставку 1.6

Реклама 18+