«Золотые мои россыпи». Главные реформы Зеппа Блаттера на посту президента ФИФА

Сегодня президент ФИФА Йозеф Блаттер справил свой 79-й день рождения, а Sovsport.ru не мог не вспомнить самые знаменитые реформы швейцарца на своем посту.
news

Сегодня президент ФИФА Йозеф Блаттер справил свой 79-й день рождения, а Sovsport.ru не мог не вспомнить самые знаменитые реформы швейцарца на своем посту.

Отмена «золотого» и «серебряного» голов

«Курс на зрелищность футбола», - такой девиз звучал в начале 90-х, когда вводилось давно позабытое правило «золотого гола». Тогда цель видели в том, чтобы придать игре овертайме зрелищности и накала, взбодрив подуставших за 90 минут встречи футболистов, но получилось «шило на мыло».

Мало того, что это правило иногда сокращало длительность матчей, так еще и сами игроки стали вдвое больше бояться играть в дополнительных пяднатцатиминутках. Кто знает, как мог закончиться знаменитый финал Евро-96, где встречались Германия и Чехия, не забей немцы первый в истории «золотой гол» на чемпионатах Европы? Может на одну страну – чемпиона Европы прибавилось бы, но случилось то, что случилось.

Тогда именно Йозеф Блаттер сумел найти в себе мужество, чтобы сначала смягчить правило «золотого гола», превратив его в «серебряный», а затем и вовсе отменить нововведение, позволив игрокам избавиться от «овертаймофобии» и спокойно атаковать соперника, не боясь пропустить за шиворот.

Учреждение «Золотого мяча»

Многие должны помнить, что еще пять лет назад «Золотой мяч» не был единственной наградой для лучшего игрока года. До 2010 эта премия была разделена на «Золотой мяч» от журнала France Football и премию «Игрок года ФИФА»- награды, которые, несмотря на свой престиж, все же оставляли много вопросов вроде: «Какая награда лучше? Кто лучший игрок года, если премию получают разные игроки? и так далее. Блаттеру удалось примерить противоречивых экспертов и объединить премии во всем известный «Золотой мяч», который в последние годы гуляет по маршруту Аргентина – Португалия.

Плюсов у подобного решения швейцарца было предостаточно. Во-первых, вырос престиж награды, которая стала единолично называть лучшего футболиста сезона, не позволяя оспаривать свой выбор. Во-вторых, мир обрел торжественную церемонию, которая сегодня мало чем уступает премии «Оскар». В-третьих, награда обрела сумасшедший интерес футбольной общественности, которая теперь ждет каждого следующего вручения практически как чемпионат мира.

Расширение границ чемпионата мира

В 1998 году, когда Блаттер приходил на пост президента ФИФА, мировой футбол был, действительно, другим. Правила – правилами, премии - премиями, но ведь главное в футболе, как и в любом спорте, - это завлечь интерес людей. Это понимал и Блаттер, который столкнулся с тем, что самые яркие футбольный мероприятия курсировали между европейским и американским континентами, лишая других возможности тоже прочувствовать атмосферу спортивных праздников.

Старине Зеппу удалось не только добиться возможности перенесения ЧМ и ЧЕ на другие континенты, но сильно расширить круг почитателей футбола. Очевидно, что после тех же ЧМ-2002 в Японии и Корее и ЧМ-2010 в ЮАР у «игры миллионов» стало на несколько миллионов зрителей больше. То ли еще будет после российского Мундиаля…


Введение системы автоматического определения голов

«Goal – line» - та самая новомодная система сенсорной фиксации голов, которая ворвалась в мир футбола в 2012 году, была также частично введена при помощи президента Блаттера.

Мудрость, накопленная за годы работы в сфере футбола, заставила консервативного швейцарца принять это непростое для него решение, хотя точку зрения «футбол без повторов» Зепп отстаивал до последнего. В итоге систему «GL» опробовали в декабре 2012 года на клубном чемпионате мира, затем проверили в матчах Кубка конфедераций и одобрили для чемпионата мира в Бразилии, где она явно пришлась ко двору.

Может работу Блаттера в области введения этой реформы и трудно сравнить с другими проектами Зеппа, но за его умение принимать доводы оппонентов швейцарцу точно можно поаплодировать.

Создание клубного чемпионата мира

Если в случае с «Золотым мячом» Блаттер взял курс на выявление лучшего игрока мира, то клубный чемпионат мира избавил мировую футбольную общественность от распрей касательно лидера среди клубов. До 2000 года звание сильнейшей команды света оспаривали представители всего двух федераций – УЕФА и КОНМЕБОЛ. Блаттер выступил за присоединение к первенству африканских, азиатских и североамериканскх клубов. В список вошли даже представители Океании.

Что касается сегодняшнего развития клубного ЧМ, то успешным его пока назвать трудно. Та стабильность, с которой победители Лиги Чемпионов выносят лидеров других континентов, попросту гасит всю его интригу, но плюсы тоже есть. Взять хотя бы испытание системы «Goal-line», которая продолжает стабильно внедряться в клубные первенства. Болельщики тоже наверняка благодарны, ведь всегда приятно посмотреть дополнительный матч с участием любимой команды, особенно если она выиграла Лигу чемпионов и намеревается разорвать какой-нибудь «Сантос». Так что и здесь старина Зепп не зря старался.


Автоматические дисквалификации за удаления игроков

Спорная реформа 79-летнего швейцарца, которая часто вызывает негативную реакцию болельщиков команды, игрока которой удалили без причины, тоже имеет свои плюсы. Наверняка размышляя над нововведением старина Зепп задался вопросом: «Зачем на поле судья, если его решение потом можно оспорить?» и, не получив достойного ответа, решил действовать.

Итог нам всем известен: спасти игрока, получившего красную карточку, от дисквалификации теперь не может практически ничего. Закон есть закон, поэтому в случае судейской ошибки, очевидно, кого будет донимать разъяренное фанатское движение. Все камни определенно полетят в сторону арбитров, которые теперь несколько раз подумают перед тем, как что-то доставать из нагрудного кармана. Может это нововведение положительно скажется на качестве европейского судейства? Совершенству ведь, как известно, нет предела…

Новости. Футбол