Прощай, «Динамо». Почему бело-голубые провалились в марте?

На этой неделе «Динамо» перенесло два потрясения: вылет из Лиги Европы и, можно уже говорить, вылет из чемпионской гонки. В последних пяти официальных матчах команда Станислава Черчесова одержала всего одну победу, а в последних трех – ни разу не забила. Проваленный март наводит на мысль о том, что бело-голубые угодили в глубокий кризис. Поговорим о причинах.
1. Не хватило сил на два фронта
«Динамо» откровенно не повезло с календарем: после первого матча с «Наполи» был «Спартак», после второго – «Зенит». И в каждом из этих четырех матчей надо было отдать все силы, не имея возможности ротировать состав. Ротировать, во-первых, некем, а во-вторых, даже если и было кем, в таких судьбоносных играх все равно должны выходить сильнейшие. Вот, скажем, если бы в календаре вместо «Спартака» и «Зенита» стояли условные «Уфа» и «Мордовия», у Черчесова было бы куда больше возможности где-то сэкономить силы, все как следует просчитать. Такого жуткого графика в новейшей истории «Динамо» еще не было; да, был опыт выступления на два фронта, но тогда не приходилось дважды за неделю играть с топ-клубами.
2. Дефицит времени на подготовку к конкретному сопернику
Каждый матч – другая песня. За два-три дня нельзя подготовиться тактически, учесть все сильные и слабые стороны соперника. Черчесов, убежден, в приоритет поставил Лигу Европы, а в чемпионате решил сыграть по старой памяти – ведь и «Зенит», и «Спартак» ему знакомы куда лучше «Наполи». Этим можно объяснить тренерское (тактическое) поражение в прошлом туре, когда Мурат Якин, выставивший легковесную атаку, в сущности, переиграл своего визави. И Андре Виллаш-Боаш, как показалось, решил повторить спартаковский трюк – и мы увидели на острие не приклеенного к штрафной площади Рондона, а маневренного Халка. Другое дело, что, в отличие от «Спартак», «Зенит» от своей перестановки пользы не извлек.
3. Кадровый кризис
Миф о богатой скамейке «Динамо» развеян. Самый болезненный кадровый удар пришелся на среднюю линию. Ох, и не раз, наверное, вспоминал Черчесов тот миг, когда решил расстаться с Нобоа. Ванкер, Зобнин, стянутый в центр поля Жирков – все это напоминало поиски чудесного спасения. Даже в первом матче с «Андерлехтом» средняя линия «Динамо» проваливалась так регулярно, что бельгийцы нанесли по воротам Габулова 26 ударов. Если говорить глобально, у «Динамо» серьезные проблемы по всей вертикальной оси – то есть не только в полузащите, но и в обороне, где порой чудит Самба, и в атаке, где Кокорин находится больше для массовки, чем для выполнения реальных задач.
4. Регресс у лидеров
При Черчесове «Динамо» никогда не было командой с отшлифованной коллективной игрой. В некоторых матчах разве что. В основном же бело-голубые уповали или на стандартные положения (второй показатель в этом компоненте – девять забитых мячей), или на индивидуальные действия своих лидеров: Вальбуэна навесит, Ионов прорвется в штрафную площадь, Кокорин обыграет оппонента и пробьет. Но вот лидеры синхронно растеряли форму – французский волшебник с каждым матчем играет все хуже (да и сколько можно тянуть на себе команду?), а Кокорин не забивает уже 635 минут и это, кажется, не предел. Козыри, на которых «Динамо» выезжало осенью, в марте выпали из колоды Черчесова. А новые так и не пришли.
5. Прямолинейность
В первой части сезона «Динамо» все-таки было еще только изучаемой командой. Соперники только приглядывались к тактическому арсеналу бело-голубых. К слову, этот фактор (а не психология, как принято считать) объясняет, почему после смены тренерского штаба команды очень часто улучшают свои результаты. Нынче «Динамо» уже ничем не удивляет противников. Все уже знают: в обороне будет Самба, а значит, надо выпускать юрких парней; команда будет давить флангами, а значит, надо соблюдать фланговую подстраховку и внимательнее играть на «втором этаже». «Динамо» стало шаблонной командой, которой, чтобы преодолеть нынешний кризис, необходимо, помимо прочего, придумывать что-то новое. Вновь учиться удивлять.
Конференция Михаила Борзыкина





