«Это не было провокацией». Разговор с журналистом, чьи вопросы не понравились Виллашу-Боашу

Главным событием центральной встречи 23-го тура РФПЛ «Зенит» – «Рубин» (1:1) стала послематчевая пресс-конференция наставника хозяев Андре Виллаш-Боаша, в концовке которой португалец вышел из себя и покинул мероприятие. Sovsport.ru побеседовал с известным петербургским журналистом Борисом Ходоровским, чей вопрос и вызвал у главного тренера «Зенита» столь неоднозначную реакцию.
КТО БУДЕТ ОТРИЦАТЬ, ЧТО ВИЛЛАШ-БОАШ ПОСТОЯННО ЖАЛУЕТСЯ НА СУДЕЙСТВО?
– Вы ожидали такой бурной реакции Виллаш-Боаша на ваш вопрос?
– Конечно, нет. Перед этим вопросом прозвучал еще один, который далеко не все процитировали так, как я его задавал. Звучал он следующим образом: выход Доменико Кришито на позицию опорного полузащитника – это иллюстрация вашего утверждения, что Игорь Денисов никогда не появится в составе «Зенита», пока вы здесь работаете главным тренером?
– На что Виллаш-Боаш коротко ответил: «Нет».
– Совершенно спокойный ответ. Второй вопрос тоже, на мой взгляд, был задан достаточно корректно. Тем более, мне пришлось повторить его дважды.
– Повторить попросил выполнявший функции переводчика редактор сайта «Зенита» Егор Крецан. Кстати, могу засвидетельствовать, что перевод был абсолютно корректный, и нельзя говорить о том, что Виллаш-Боаш вас неправильно понял.
– Не сомневаюсь в высоких профессиональных качествах Егора Крецана, который прекрасно владеет и русским, и английским, и необходимой футбольной терминологией. Он никогда не искажает смысл вопроса корреспондента. В свою очередь, общаясь с зарубежными тренерами через переводчика, всегда стараюсь формулировать мысль простыми предложениями, без изысков. Точно так же было и в этот раз. Надеюсь, никто не станет отрицать, что Андре Виллаш-Боаш постоянно жалуется на судейство – после побед, ничьих и поражений. Хотя нельзя привести факты, однозначно свидетельствующие о том, что ошибки арбитров в матчах с участием «Зенита» происходят исключительно в пользу соперников.
ЗАДАЛ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ
– Вместо ответа Виллаш-Боаш стал задавать вопросы вам.
– Если бы он хотел со мной подискутировать, мог бы пригласить пообщаться в спокойной обстановке. У меня такие случаи в практике общения с тренерами были. Вместо этого он начал интересоваться, какое издание я представляю. Мне казалось, что на пресс-конференциях важнее суть вопроса, а не издание, которое журналист представляет.
– Андре почему-то обратил внимание на то, что вы фрилансер.
– Видимо, считает, что я недостоин общения с таким великим тренером, как он. Его право. 27 февраля по соглашению сторон был расторгнут мой контракт со спортивной редакцией агентства ТАСС. После этого руководство редакции прислало в «Зенит» письмо с просьбой сохранить мою аккредитацию до конца сезона. На что был получен положительный ответ.
– Виллаш-Боаш начал вас спрашивать, был ли офсайд у Набиуллина, пенальти на Витселе в матче с ЦСКА, доказывая свою точку зрения, что судьи «Зенит» обижают.
– Он же не дал мне возможности ответить! Судейские ошибки – часть игры. Не могу оценивать те или иные эпизоды, случившиеся во время футбольного матча. Оценку работе арбитров должны давать специалисты в области судейства. У меня есть звание судьи республиканской категории по баскетболу и опыт работы в чемпионате СССР, но и после баскетбольных матчей не возьмусь оценивать действия арбитров международной категории. Если у Виллаш-Боаша есть претензии к судьям, наверное, их надо высказывать не на пресс-конференциях, а попросить руководство клуба предпринять меры по защите «Зенита». Что, собственно, я и успел сказать – не знаю, перевели ему это или нет.
Не вижу поводов для заголовков вроде «Виллаш-Боаш поругался с журналистом». Поругаться могут два человека. Я с Андре Виллаш-Боашем не ругался. Задал вопрос, на который хотел получить ответ, а затем написать материал, чтобы его куда-нибудь продать.
– Что бы вы ему ответили на вопросы, которые он вам адресовал? По поводу офсайда, и так далее.
– Если помните, Егор пытался перевести на русский реплику Виллаш-Боаша
в мой адрес, но не успел. Виллаш-Боаш сказал, что офсайд – международное слово.
Это так. Но в его вопросе могли содержаться нюансы, понятные только человеку, хорошо
владеющему английским языком. Поэтому я хотел дождаться перевода. Но Андре к тому
моменту уже ушел.
ХАЛК ПРОПУСТИТ МАТЧ С «СЕВИЛЬЕЙ» ИЗ-ЗА ЖАЛОБ НА СУДЕЙ
– Вы не считаете, что у него были основания для обиды?
– Я задал совершенно конкретный вопрос: есть ли связь между его постоянными сетованиями по поводу решений арбитров и хамским поведением футболистов «Зенита» по отношению к судьям, которые оборачиваются желтыми карточками? На моей памяти ни при одном тренере такого не было. В этом сезоне зенитовцы постоянно бросаются спорить с судьями. В результате Халк пропускает матч с «Севильей». Помните его желтую карточку в Леверкузене? Там работал голландский арбитр Куйперс. Он сразу предупредил Халка, чтобы тот прекратил высказывать ему претензии, но бразилец продолжал это делать после каждого свистка. В результате нарвался на «горчичник» и важнейшую встречу вынужден будет пропустить, в том числе из-за предупреждения в матче с «Байером».
– Вы сказали, что не помните такого количества жалоб от главного тренера «Зенита», хотя за время вашей работы их сменилось десять. Я правильно посчитал, что это с начала 90-х годов?
– Да. Я пишу о «Зените» с 1991 года. Тогда главным тренером «Зенита» был Юрий Морозов.
– Но ведь на судей жаловались и Лучано Спаллетти, и Властимил Петржела…
– Тренеры – народ эмоциональный. Все возмущались, но не после каждого же матча! Только Виллаш-Боаш постоянно сетует, что против «Зенита» играют 14 человек, что пропускают фолы…
НИЧЕГО ПРОВОКАЦИОННОГО В ВОПРОСЕ НЕ БЫЛО
– Как думаете, с такой манерой общения Виллаш-Боаш у нас надолго задержится? Или скоро будете задавать вопросы одиннадцатому тренеру?
– Манера общения с журналистами никак не сказывается на контракте главного тренера. Равно как его отношение к болельщикам «Зенита» или игрокам, которых он называет легендами клубами. Если результат, который дает «Зенит» под руководством Виллаш-Боаша устроит хозяев клуба, безусловно, он задержится надолго.
Во время отпуска он дал любопытное интервью португальской прессе, в котором сказал, что в России ему работать гораздо комфортнее, чем в Англии. В том числе потому, что он не ощущает давления со стороны болельщиков и прессы.
– По сравнению с Англией, конечно, здесь никакого давления на него нет.
– Абсолютно! Не понимаю, почему мой вопрос называют провокационным. Я привел два факта, которые, как мне кажется, имеют место быть: постоянное сетование на судейство со стороны главного тренера «Зенита» и хамское поведение игроков клуба по отношению к арбитрам. У меня математическое образование, я учил логику и знаю, что между фактами может быть причинно-следственная связь. Хотел узнать мнение Виллаш-Боаша, есть она или нет.
– Осенью главный тренер «Спартака» Мурат Якин сказал
журналисту «НТВ-Плюс» Тимуру Журавелю, что его мнение никого не интересует. В прессе
возникла бурная полемика по этому поводу, но все закончилось мирно – Якин дал Журавелю
интервью. Исходя из своего богатого опыта, вы считаете, на этот раз тоже ничего
критичного нет? Аккредитации вас не лишат? Продолжите задавать Виллаш-Боашу неудобные
с его точки зрения вопросы? 
– Решение, аккредитовывать или нет журналиста на матчи, принимает пресс-служба клуба. Если Виллаш-Боаш согласится дать мне интервью, с удовольствием его возьму, подготовлю интересные вопросы. Думаю, что найду возможность его где-то опубликовать. Безусловно, интервью будет завизировано у Виллаш-Боаша – я это делаю всегда. Я не ссорился, не ругался с Виллаш-Боашем. Если дадут возможность задавать ему вопросы на пресс-коференциях – буду задавать. Если нет – что ж, буду разговаривать с другими тренерами и футболистами, с представителями других видов спорта. Интересных личностей достаточно. Готов к любому развитию событий, тем более, у меня сейчас нет постоянного места работы и уволить меня невозможно.
ПУСТЬ АНДРЕ ПОСТАВИТ БУТЫЛКУ ПОРТО – МОЯ ЖЕНА ПРИГОТОВИТ ЗАКУСКУ!
– Вы известны в журналистской среде тем, что задаете неудобные вопросы…
– Что значит «неудобные»?
– Актуальные вопросы, которые вызывают отрицательные эмоции у тех, кому они адресованы, и могут им не нравиться. Виллаш-Боаш действительно много жалуется – на судейство, на поля, на РФС…
– Удивительно, что он после матча с «Рубином» снова Аленичева не упомянул. Но еще будет возможность – скоро матч с «Арсеналом».
– В вашей журналисткой практике это самый яркий случай, когда тренер выходит из себя?
– Нет, были и другие. Но не понимаю вообще, почему Виллаш-Боаш был так недоволен. Да, непосредственно после завершения матча футболисты и тренеры часто бывают на взводе, но какое-то время после финального свистка уже прошло.
Когда задаю вопрос – хочу получить на него ответ, чтобы его опубликовать. Я никогда не задаю вопрос ради вопроса. С большим уважением отношусь к труду профессиональных спортсменов, тренеров. Журналист – всего-навсего посредник между спортсменами, тренерами, функционерами с одной стороны и болельщиками, читателями, зрителями – с другой. Бывают и у меня ошибки, как и у футболистов, которые не реализуют моменты, тренеров, которые ошибаются с составом, или арбитров, которые неправильно трактуют офсайд.
К Андре Виллаш-Боашу по-прежнему отношусь с уважением, с удовольствием встречусь с ним для беседы и обменясь рукопожатием. Если главный тренер «Зенита» привезет из родного Порту бутылку портвейна – приглашу домой, жена приготовит закуску! Никаких проблем!





