Дмитрий Хохлов: Свою миссию в «Динамо» выполнил

ДМИТРИЙ ХОХЛОВ. Интервью мы взяли до того, как появилась информация, что Хохлов может возглавить «Кубань». Говорили о молодежном составе «Динамо», который два последних сезона стабильно выигрывал первенство. Дмитрий Валерьевич объяснял: ухожу, чтобы расти.
«ИНОГДА Я ИЗЛИШНЕ ГОРЯЧ»

– Хочу прогрессировать и дорасти до главного тренера команды премьер-лиги. Все, что мог, в молодежном составе за два года сделал. Миссия выполнена!
– Многие тренеры сидят в дубле и спокойно ждут увольнения главного.
– Я не такой, не хочу ждать. Пять лет в клубе, работал с Божовичем, Силкиным, Петреску, в «молодежке». Хочу новый вызов.
– Разве не вызов со временем возглавить «Динамо»?
– В «Динамо» есть главный тренер.
– Сергей Степашин говорил: «У Дмитрия все есть, чтобы стать главным тренером «Динамо». Это так?
– Готов работать в премьер-лиге. Получится или нет, время покажет.
– Игорь Черевченко до того, как возглавил «Локомотив», рассказывал: «У помощника меньше ответственности, зато главным быть интересней».
– Так и есть. Важно, у кого ты помощник, доверяют ли тебе.
– Вам интересно помогать?
– После того как попробовал самостоятельную работу, нет.
– У основы «Динамо» весна была непростой, это сказывалось на «молодежке»?
– О клубе судят по главной команде, переживали за нее, обсуждали какие-то футбольные моменты, но у нас шло свое первенство, концентрировались на нем.
– Спортивный директор Гурам Аджоев часто говорит о семейной атмосфере в «Динамо», она ощущается?
– Не знаю, о какой атмосфере говорит Гурам Захарович, в молодежной команде она точно есть – дружный, сплоченный коллектив. Ориентиры – ЦСКА первой половины 1990‑х и семинский «Локомотив». Все идет сверху – Филатов строил «Локо» не один год. В команде любая мелочь может сыграть как в плюс, так и в минус. Когда уезжал за границу, голландцы про меня узнавали все – семейное положение, отношение к алкоголю, как я в коллективе и так далее.
– Есть за что упрекнуть себя за время работы в молодежном «Динамо»?
– Иногда бывал излишне горяч. В мае проиграли матч, высказал претензии игроку, по сути они были правильными, по форме – нет. После выходных извинился перед футболистом и командой.
– Перед вами тренеры извинялись?
– Дик Адвокат. Когда приехал в ПСВ, после двух тренировок выпустил меня на последние 15 минут. Я не понимал, что он мне объясняет. В итоге обрезал, нам забили. Ну, думаю, дебют удался! На следующей тренировке он, показывая на меня, долго что-то говорил в раздевалке. Потом попросил перевести – мол, был не прав.
– Мат в вашей работе бывает? Дмитрий Аленичев запрещает и себе, и игрокам.
– Проскакивает, иногда эмоции берут верх. Если футболист разговаривает матом, сделаю замечание, а в пылу борьбы ругнуться не страшно.
– Стоит ли искать в уходе Хохлова из «Динамо» какие-то обиды?
– Не стоит. Хотя в большом коллективе отношения складываются не со всеми.
– Но это не повлияло на ваше решение?
– Какой-то процент есть, но в целом я благодарен «Динамо». Шикарная база, отличные условия для тренировок. Сознаю, что в следующем клубе такого может не быть.
«ПЕТРЕСКУ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ? А ЭМЕРИ?»
– В августе 2012 года вы провели три матча в качестве и.о. главного тренера. Против «Данди Юнайтед» (5:0), «Рубина» (0:2) и «Терека» (1:2). Что за этап?
– Быстрый и непонятный. Перед «Тереком» уже знал, что будет Петреску, пообщались с ним. Когда назначают и.о., игроки знают, могут тебя оставить или нет, от этого разное отношение.
– Силкин, Божович, Петреску – со всеми было комфортно?
– Да, я учился, интересен тренировочный процесс, как строят взаимоотношения. Один советовался со мной, другой сам принимал решения. Тут просто – если что-то не устраивает, уходи. Меня устраивало.
– Почему у Божовича не получилось в больших командах – ни в «Динамо», ни в «Локомотиве» – жесткости не хватило?
– Да он в меру жесткий, тренировки интересные. Наверное, в маленьких командах проще, не давит результат.
– Ваша версия того, что сломалось в великолепном «Динамо» Сергея Силкина?
– Разговаривали с Николаичем на эту тему. Мне кажется, не надо было менять тактику. Стали больше играть от обороны. Хотели перестраховаться, хотя все шло хорошо.
– Говорили о вашем большом влиянии в раздевалке.
– Я был проводником между Силкиным и командой, чувствовал себя в этой роли идеально, полное взаимопонимание.
– Эмоции Петреску – большой минус?
– Не считаю, что это минус. Разве Эмери спокойней? Но ему это не мешает. Петреску такой человек. И потом – спросите у игроков, слышат ли они, что им во время матча кричит тренер. Он выплескивает эмоции, чтобы себя успокоить.
– Разве раздражение и агрессия не передаются футболистам?
– Тренер сам выбирает, надо ли ему их заводить. Петреску загнал себя и команду? Нет, футбол – это эмоции, а больше их или меньше, каждый выбирает по себе.
– Про Петреску говорили, что команда его сливала.
– Сейчас про Якина говорили то же, и что? Когда нет результата, все версии подходят.
– Как можно было безвольно проиграть «Анжи» 0:4?
– Для меня это тоже загадка. Понимаю людей, которые об этом пишут, они имеют право на свою точку зрения, но я в эту историю не верю. В «Реал Сосьедаде» мы крупно проиграли три матча подряд – 0:6 «Барселоне», 0:4 «Райо Вальекано» и 0:4 мадридскому «Реалу», но никто не сказал, что тренера сливают, причину искали в другом.
– Какие у вас взаимоотношения с Черчесовым?
– Нормальные, разговаривали по работе. Общались чаще на базе, он спрашивал об игроках молодежной команды. Дружить никогда не дружили.
– Давно знакомы?
– С 1996 года, когда в сборную перед Евро вызывали.
– Он с тех пор сильно изменился?
– Не знаю – мы же близко не общались. В сборной тогда, кроме Радимова, Бушманова и Симутенкова, никого не знал.
«С ДЕНИСОВЫМ ПОГОВОРИЛ В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ»


– Почему почти не забивает Александр Кокорин?
– Два года назад Кураньи не забивал 12 туров, ему можно, а нашим нельзя? Думаете, он сам не хочет? Требования к себе снизил? Не думаю.
– У вас был разговор с Денисовым, когда его отправили в «молодежку»?
– В первый же день. Сказал, что на него распространяются те же требования, что и к остальным: «Пожалуйста, выполняй, чтобы не было конфликта». Он тренировался, претензий не было.
– Какое мнение о нем?
– У меня к нему нормальное отношение. Повторю – на занятиях проблем не было, а вне их мы не общались.
– Игрок сборной в «молодежке» – плюс?
– Денисов – профессионал, ребята у него учились. С другой стороны – это молодежное первенство, получается, он занимал чье-то место.
– А как играли в дубле Владимир Гранат и Кристиан Нобоа?
– Хорошо. Я им сказал: будете дурака валять, не посмотрю ни на заслуги, ни на возраст. Бывало, повышал на них голос.
– Что делать, если футболист классный, а человек – отвратительный?
– У всех звезд тяжелый характер.
– Что вам не нравится в тренерской профессии?
– Не ожидал, что столько нервов уходит. Причем порой непонятно, почему: игра вроде складывается, а переживаешь. Бывает, ночами не сплю.
– А что нравится?
– Все – процесс, результат. Когда видишь, как воплощается задуманное, как растут и меняются игроки.
– Тренер должен «уметь резать мясо»?
– Я бы иначе сказал – должен уметь говорить нет. Сколько раз сообщал молодым ребятам, что они не подходят! У них слезы наворачиваются. Каждый смотрит на тебя с надеждой, а за ним – очередь.
– За кого-то, чтобы взяли, могут и деньги предложить.
– Надо быть честным, потом команде не объяснишь, ребята же все видят.
– Штрафовали часто?
– Я этим не занимался. Прейскурант все знают. Телефон на установке зазвонил или игрок опоздал: «Извините, пробка». – «Занесешь администратору».
– Как вам работалось с сыновьями Бориса Ротенберга и Гурама Аджоева?
– Ротенберга у нас не было, иногда отдавали на несколько игр. «Молодежка» заточена под главную команду, если ее тренер считает, что футболист для поддержания тонуса должен сыграть тайм у нас, он в своем праве. Аджоев-младший почти не играл, выходил на замену. В мае у него была травма.
– Когда играют родственники руководства клуба, это нормально?
– Если они тянут, вполне. Я смотрю не на фамилию, а на то, хороший футболист или плохой.
– Откуда пошли слухи, что Романом Зобниным интересуется «Манчестер Юнайтед»?
– Не надо путать – взяли на карандаш и сделали предложение. Рома – хороший футболист, силен как в нападении, так и в защите, умеет отбирать мячи. Отлично сложен, мобилен, тактически обучен. Красная против «Наполи»? Эмоции, он вышел дерганый. Был бы слабый характер – сломался, а он работал, старался и последние матчи провел здорово, забивал. Если не сбавит, дорастет до сборной.
«НЕ МОГУ УСИДЕТЬ НА ЛАВКЕ»

– В России есть талантливая молодежь?
– Много, но ей не доверяют. 25‑летний легионер среднего уровня не даст дорогу 19‑летнему талантливому пацану, потому что на данный момент сильнее. В «Рубине» доверили, все восхищаются.
– А в «Спартаке» попытались – и вышло не очень.
– Там это больше от безысходности, когда игра не шла.
– Почему в основе «Динамо» не играют талантливые Ташаев и Катрич?
– Молодежь растет, только когда есть постоянная практика. Алексей Миранчук из «Локомотива» в финале Кубка блеснул. Есть и другие, но им мешает, что у тренеров требуют результат, они еще со школ парням говорят: «Куда ты лезешь обыгрывать двоих-троих? Отдай пас!».
– Вы своим так говорили?
– Нет. Если у своей штрафной начнут обыгрывать, голову оторву! У чужой – пожалуйста! Остался один в один и у соперника нет страховки – лезь вперед.
– Как ведете себя во время матчей?
– Сидеть не могу, как на иголках. Кричу, подсказываю.
– Тяжело переживаете поражения?
– Тяжелей, чем игроком. Тогда больше думал о своей игре, теперь – обо всех: что не объяснил, какие замены сделал. Ездили к «Уралу», нам для «золота» хватало ничьей, но хотелось победить. Матч не складывался, во втором тайме можно было засушить. Не стал, в итоге получили автогол! Было обидно, думал: «Блин, «Зенит» может себе позволить ничью с «Уфой», какого фига я захотел победу?».
– Запрещаете игрокам соцсети, телефоны отбираете?
– Не вижу смысла. Давайте от всего их оградим! А от плохой экологии и некачественных продуктов как?
– Если футболист забил два и зазнался...
– По ушам получит! Объясняю, а когда не понимают, использую разные методы воздействия. Кто хочет, поймет.
– Чем нынешнее поколение отличается от вашего?
– Практически не курят, выпивают меньше. По ночам тусуются так же. Хотят пробиться, зарабатывать? Мы тоже хотели, только тогда мечтой была «тройка» BMW, а сейчас «Ламборджини».
«БАРСЕЛОНА» НАС ПРОСТО ОТВАЛТУЗИЛА»
– Любили бегать кроссы?
– Ненавидел. Самые страшные были у Андрея Кобелева, хотя он разрешал паузы: «Старайтесь, но можно немного опоздать».
– Упражнение, которое никогда в жизни не дадите?
– В «Реал Сосьедаде» играли без мяча. Имитировали передачи и удары по воротам. «Веду» мяч, и пока до меня не коснулся соперник, могу «отдать» пас, то есть сказать: «Иванов!». Дальше он «ведет». Полный бред! Почему бы не крикнуть: «С центра поля пробил в девятку»?
– Семин в «Локо» сильно гонял?
– Юрий Палыч менялся, учился. Как-то на сборах много бегали кроссы, а рядом жили легкоатлеты, он с ними поговорил и тренировки скорректировал.
– Когда играли, бывало ощущение, что против тебя идеальный соперник?
– «Барселона»! Просто космос. Моя первая игра в Испании. Ушел выжатый как лимон, не играл, а тупо бегал. Удовольствия не получил. Нас просто отвалтузили.
– Лучший футболист, с которым встречались на поле?
– Зидан. Настолько филигранная работа с мячом! Своеобразная техника, очень тяжело подстроиться.
– У вас есть приметы?
– Раньше не брился перед играми. Сейчас на поле перед матчем не выхожу, на разминку. Игроком на матчи с левой ноги выходил, сейчас – на тренировки.
– Странные приметы встречались?
– Ван Нистелрой в раздевалке минут 15–20 сидел, обхватив голову руками, под нос что-то бурчал.
– Как успехи в футболе у старшего сына?
– Он закончил, хотя решение далось тяжело, очень хотел играть. Разговаривали с ним часа три, рассказал ему, что будет дальше: «Если не согласен, продолжай. Не в «Динамо». Он прислушался, теперь работает. Лучше так, чем в 25 лет сам поймет, но время упустит.
– Четверка Орещук – Семак – Радимов – Хохлов по-прежнему дружит?
– С Серегой Семаком регулярно созваниваемся, с Орещуком тоже, с Радимовым примерно раз в два дня. С Беркетовым, Липко. Зимой на сборах жили в одном отеле с командой Радимова, с Липко тоже вместе попадали.
– Орещук рассказывал, что вам не было равных в картах.
– Ему виднее (улыбается). Мы на астрономические суммы не играли. Компьютеров и приставок не было, книги да карты. Однажды в Голландии в отеле пул стоял, один гульден партия. Набрали апельсинов, засунули в лузы поглубже, чтобы их не видно было, и все сборы играли.
– В соцсетях вы есть?
– Нет, по мне лучше живое общение. Не могу с Радимовым переписываться, после пяти сообщений трясет, проще позвонить.
– В Тибет и Австралию съездили? Давно же мечтали.
– Пока не добрался. Отпуск приближается, кроишь его – два дня там, три здесь, и ничего не осталось. Австралия очень красивая, а Тибет… Кажется, вот приеду туда – и мне откроется такое!





