«Из «Спартака» со мной не связывались»

ФЕЛИКС МАГАТ. Самый авторитарный тренер современности дал эксклюзивное интервью «ССФ», в котором подвел итоги футбольного сезона, рассказал о том, общался ли он со «Спартаком», и поделился действенным способом лечения творогом ушибов.
«ПОБЕДУ «ЮВЕ» МОГ ВЫТЯНУТЬ ТОЛЬКО БУФФОН»

– «Барселона» – сильнейший клуб планеты. У вас есть возражения, герр Магат?
– Какие могут быть возражения? Игра расставила все по своим местам. У «Ювентуса» хорошая команда, но по индивидуальным качествам футболистов «Барселона» значительно сильнее.
– А перед матчем как всегда звучало: «Это футбол, победить может кто угодно...»
– По большому счету вытянуть победу для «Юве» в этом финале мог только один человек – Буффон. Но я изначально не особо верил в успех итальянцев, уж слишком у «Барсы» мощная линия атаки. Таких ребят почти нереально сдержать.
– В чем заключается роль тренера в такой команде, как «Барселона»?
– Луис Энрике проделал качественную работу. Разница между прошлогодней «Барселоной» и нынешней очевидна. Или вы полагаете, что в «Барсе» тренеру достаточно определиться со стартовым составом – и можно расслабиться?
– Разве не так?
– Это немного поверхностное суждение. В составе топ-команд Лиги чемпионов собраны лучшие из лучших. По сути своей это те же национальные сборные ведущих стран. Тренер сборной и тренер клуба – разные профессии. Работая же с такими клубами, как «Барса», «Бавария», «Челси», тебе нужно обладать именно качествами тренера сборной: умением создать атмосферу в команде, способностью настроить на конкретную игру и прочее.
– Вы тренировали «Штутгарт», а потом возглавили «Баварию». Разная специфика работы?
– О том и речь. В командах с ограниченным бюджетом в твоем распоряжении нет таких качественных футболистов. Поэтому делается упор на индивидуальные занятия, ты пытаешься добиться успеха за счет поднятия командного духа. Если честно, мне куда комфортнее и интереснее работать с командами поскромнее, которые я могу формировать и развивать. Мне очень нравится возиться с молодыми ребятами, которые способны впитывать новую информацию и прогрессировать. Вывести молодого игрока на новый уровень – непередаваемое наслаждение.
«НЕЙМАР УБЕДИЛ, ЧТО СПОСОБЕН БЫТЬ КОМАНДНЫМ ИГРОКОМ»

– Год назад вы говорили о том, что даром не взяли бы Неймара в свою команду. Что скажете сейчас?
– Сейчас я подумал бы. А в то время Неймар действительно не впечатлял. В играх сборной Бразилии он больше помышлял о собственных голах и красивых финтах, нежели об интересах команды. Но в нынешнем сезоне он сумел убедить меня в том, что способен быть отличным командным игроком. Умные, нестандартные действия и совсем другая роль, нежели в Бразилии. Мне нравится, каким игроком его сделала «Барселона».
– В чем нынешняя «Бавария» уступает «Барсе»?
– Если мы говорим про полуфинал Лиги чемпионов, то «Бавария» могла бы пройти испанцев только за счет феноменальной игры Нойера. С таким количеством травмированных, как у баварцев, надежда была только на вратаря.
– Как объяснить эпидемию травм?
– Ситуация, конечно, впечатляющая. Я с подобным не сталкивался. В своих командах, в том числе в «Баварии», всегда выстраивал тренировочный процесс таким образом, чтобы игроки выдержали тройную, а то и четверную нагрузку. И это работало.
– «Бавария» два года подряд с треском вылетает из Лиги чемпионов от испанских команд, но руководство мюнхенцев даже думать не хочет о смене Гвардиолы. Откуда такое терпение?
– Я вам так скажу. Когда тренировал «Баварию», Карл-Хайнц Румменигге говорил о том, что я могу остаться в клубе хоть до конца своих дней. «Он получит бессрочный контракт!» – заявлял он. А через полгода меня уволили. Так что Гвардиоле надо осторожнее относиться к обещаниям руководства. Хотя лично я ничего против Пепа не имею. Мне нравится, как он работает в Мюнхене.
«СКАНДАЛ В ФИФА МОЖЕТ ПОЙТИ НА ПОЛЬЗУ»

– Вы отметили для себя какие-то новые тренерские фишки в сезоне-2014/15?
– Мне кажется, уровень игры достиг столь высокой отметки, что каких-то революционных тактических моделей и нововведений уже не будет. Я никаких новых тенденций не заметил. Другое дело, что случились серьезные изменения в околофутбольной среде.
– Поясните.
– Я имею в виду все те процессы, которые происходят вокруг футбола. Все большее влияние оказывают спортивные СМИ, все чаще клубы вовлечены в экономические процессы. Все больше разрыв между богатыми и бедными. Финансовый оборот «Баварии» за прошедший год превысил 500 млн евро. В то же время в бундеслиге с мюнхенцами соперничают команды с оборотом в 50 млн. В общем, бизнес-проект под названием «Футбол» претерпевает изменения в куда большей степени, чем сама игра.
– В целом это был успешный сезон для мирового футбола?
– «Мировой футбол» – как громко это звучит. Если подвести итоги сезона в одном предложении, то это будет звучать так: «Барселона» была сильнее остальных, а у «Реала» выдался не столь удачный год». (Смеется.) Думаю, за прошедший год футбол еще больше укрепил свои позиции как массовый вид спорта номер один.
– Скандал в ФИФА вас не смущает?
– Мне кажется, этот скандал и все связанные с ним изменения могут пойти на пользу футболу. Уход Блаттера – возможность начать новые реформы и внести поправки в существующий порядок.
«АГЕНТ СКАЗАЛ, ЧТО НА НЕГО ВЫШЕЛ «СПАРТАК»?»
– Вы в течение последних нескольких недель бывали в России?
– Нет. Зато ездил в Варшаву на финал Лиги Европы.
– То есть слухи о ваших переговорах с одним российским клубом – утка?
– Я по этому поводу ничего не знаю.
– Австрийские газеты написали о том, что вы прекратили переговоры с «Аустрией» ради выгодного предложения «Спартака».
– Мне действительно нечего сказать на сей счет.
– Ваш агент сообщил, что в прошлом году на него вышли люди из «Спартака» и просили прислать программу Феликса Магата по развитию клуба.
– Мой агент? И как же его зовут?
– Нико Раилианни, он часто выступает от вашего имени.
– Во-первых, у меня нет агента. Во-вторых, я не знаю никакого Нико. Даже понятия не имею, кто бы это мог быть. А представители «Спартака», повторюсь, никогда не связывались со мной.
– В 2011‑м вас отправляли в «Динамо», в 2013‑м – в «Рубин». Теперь вот назначили тренером «Спартака». Откуда все это берется?
– Футбол – это бизнес. А в бизнесе огромную роль играют СМИ. Как я могу повлиять на ситуацию, если вы или какой-нибудь ваш коллега запустите в сеть слух с упоминанием моего имени? Мне просто приходится жить с этим. Знаю, что мое имя зачастую используют для того, чтобы отвлечь внимание общественности. Или для каких-то других целей, о которых мне неизвестно.
– Слухи о вашем назначении сильно пугают футболистов.
– Не очень приятно, когда о тебе регулярно говорят в негативном ключе. Когда навешивают ярлыки. Это уже ощущается как некая дискриминация. Не бывает только черного и белого, только плохого и хорошего.
– О ваших жестоких методах работы реально легенды ходят.
– Назовите хоть одного футболиста выше среднего уровня, который бы жаловался на меня. Может, вы считаете таковым Баширу Салу? Ну да, один из ведущих игроков планеты, настоящая легенда… Вообще не понимаю, зачем обращаться к подобным персонажам. 15 лет назад играл под моим руководством, а теперь высказывается о моих методах. Есть один футболист, который за всю свою карьеру провел всего два хороших сезона, став чемпионом Германии. Оба этих сезона он провел в моей команде. Под руководством других тренеров человек дважды вылетал. Угадайте, про кого из всех своих тренеров он рассказывает гадости?
– Видимо, про вас.
– И я этого не понимаю. Почему никто не говорит о Дракслере, Шмитце или Матипе, которых я подвел к основному составу «Шальке»? Почему не вспоминают слова Ивана Ракитича, который как-то сказал, что очень многому у меня научился?
«ПРИЕХАТЬ В РОССИЮ? ВОТ ОФОРМЛЮ ВИЗУ»
– Вас и в Англии невзлюбили.
– Критикуют меня те самые игроки «Фулхэма», которые скатились с командой на самое дно таблицы при двух других тренерах. Ни один из тех игроков «Фулхэма», что числились в команде до моего прихода, не играет на сегодняшний день в основе клуба АПЛ. За исключением Кирана Ричардсона. Но он и у меня постоянно играл в старте.
– Самую мощную историю о вашей работе в «Фулхэме» рассказал Дэнни Мерфи. Мол, вы советовали Хангеланну приложить к поврежденному бедру кусок сыра, смоченного в спирте.
– Вы же понимаете, что подобными заявлениями мои злопыхатели просто пытались настроить болельщиков против меня?
– Никакого сыра не было?
– Прежде чем Бреде Хангеллан повредил бедро, у него были проблемы с коленом. Еще будучи игроком, я (и многие мои одноклубники) применял для лечения творог, пропитанный алкоголем.
– Каким образом?
– Прикладываешь творог к опухшему колену, и он вытягивает жидкость наружу. Отек спадает. Это старый проверенный метод! Вот я и посоветовал игроку воспользоваться им.
– Уникальный вы тренер. Вернетесь в футбол?
– Обязательно. Когда, где и в каком именно качестве – покажет только время.
– Готовы приехать в Россию?
– Почему бы не приехать? Вот оформлю визу...
– В качестве тренера, конечно же.
– Я не готов сейчас говорить об этом. Если у тебя нет конкретного предложения, то любые рассуждения на тему «приду, не приду» – просто пустая болтовня.
МНЕНИЕ
«Самый жесткий и требовательный специалист в моей карьере»

В конце мая прошел слух о том, что Феликс Магат прекратил переговоры с «Аустрией», так как получил выгодное предложение от «Спартака» (по версии австрийского сайта sport.oe24.at, красно-белые пообещали Железному Феликсу годовой оклад в 3 млн евро). Тогда же бывший подопечный Магата в «Штутгарте» и «Вольфсбурге», полузащитник Александр Глеб в интервью «ССФ» рассказал, что ждет спартаковцев в случае прихода немецкого тренера.
– Магат – в «Спартаке»? Что ж, ребятам придется работать в три-четыре раза больше, чем при нынешнем тренере. У них просто выбора не будет. Самый жесткий и требовательный специалист в моей карьере. Предсезонка сумасшедшая. По три нагрузочных тренировки в день. Возрастным ребятам придется особенно нелегко. Но если выполнять все его требования, потом игроки по полю летать будут. Физически «Спартак» будет одной из лучших команд чемпионата и, уверен, поднимется с Магатом.
Если команду возглавит Магат, они будут молиться, чтобы вернулся Эмери. Абсолютная дисциплина. Сто граммов лишнего веса – штраф. Если опоздал на минуту на обед – штраф. Если завибрировал телефон в раздевалке – штраф. Испортил воздух – штраф. Ладно, это я утрирую. Но расписание лучше выучить и желательно приходить пораньше, чтобы не рисковать. Перебор, конечно, но такая у него методика. Если команда проигрывает, он может и еще строже наказать. В «Штутгарте», бывало, устраивал ночные тренировки. В «Вольфсбурге» однажды до трех ночи разбирали игру, а наутро – кросс. Часика на полтора.





