Зинедин Зидан: Я вдруг понял, что умею кричать в перерыве матча в раздевалке…

С тех пор, как Зинедин Зидан начал работать в «Реале», начались и разговоры о том, когда же он станет главным тренером «королевской» команды. После же того, как Зидан получил диплом тренера высшей категории, и пошли слухи об отставке главного тренера Анчелотти, многие болельщики автоматически поставили на его место Зинедина. Тем не менее главным стал Рафаэль Бенитес, а Зидан продолжает тренировать «Кастилью» - из третьего дивизиона, своего рода дублирующий состав «Реала». France Football встретился с Зинедином в Мадриде и узнал, что и в третьем дивизионе тот считает себя вполне счастливым человеком.
Зинедин Зидан встретил нас в своем роскошном доме в престижном районе Мадрида. Точнее, в саду своего роскошного дома – именно там ему работается лучше всего на ноутбуке. Вот уже вторую неделю Зидан составляет план работы на будущий сезон в «Кастилье». Предложив нам кресла, Зидан сам усаживается на детском стульчике.
- Вы же по характеру победитель.
Не считаете, что прошлый сезон «Кастильи» стал провальным?
- Увы, это так. Игрок ты или тренер, когда ставишь цели, и не достигаешь их – это провал. Но ведь я первый год работал в качестве главного, и изначально понимал, что пришел в команду еще и для того, чтобы самому набраться опыта. Не хватило двух очков (для того, чтобы занять 4-е место и получить право играть переходные матчи за выход во 2-й дивизион – прим. ред.), конечно, были взлеты и падения… Цель была попасть в зону переходных, не получилось – печально!
- А ведь в конце
января команда шла на первом месте…
- Да, мы были на последнем месте в октябре и стали первыми в январе. Потом проиграли один матч, и все пошло наперекосяк. Но это футбол. Молодые тоже должны набраться и такого – отрицательного - опыта. В этом дивизионе становится ясно, что каждый матча – это отдельная история, каждый надо играть, как финальный. Если это не просечь, последствия будут очень тяжелые.
- Так в целом как
расцениваете сезон?
- В целом положительно. Несмотря на результат. Мы многому научились. Каждый в чем-то прибавил. Мало по малу что-то начало получаться. Мало помалу я сам начал понимать, как вся эта машина действует, как выбираться из сложных ситуаций. И это, ей богу, интересно – работать с молодыми.
- До этого работали
помощником Карло Анчелотти. Какая разница – быть главным и быть
помощником?
- Абсолютно разная работа. Главный – это огромная ответственность. Ты должен быть в курсе всего, решать все вопросы. Конечно, есть и тренерский штаб, но решение то должен принимать ты. Тренер всегда в некотором роде одиночка. Когда ты - помощник, можешь давать какие-то советы, можешь даже иметь особое мнение, но ситуация совсем другая.
- Давление ощущали
большое в «Кастилье»?
- Да. Но, если честно, этот груз не идет ни в какое сравнение с тем, что ощущает главный тренер «Реала» (Улыбается.)
- Не ожидали, что так
изменится ваша работа?
- Никак не ожидал! Надо разок оказаться в шкуре главного, чтобы понять разницу. Проблемы лезут отовсюду! Сегодня кто-то получает травму, завтра кто-то не может тренироваться по личным причинам, послезавтра проблемы с полем… Каждый день надо утрясти 15-20 каких-то вопросов, а ведь надо еще тренировать команду. Короче, скучать не приходится. Когда я был помощником Карло, делился с ним и другими сотрудниками своими идеями, во время тренировок у меня был свой участок работы, но на этом все и заканчивалось. Сейчас же приходится заниматься буквально всем.
- Как думаете,
профессионально вы выросли на год?
- Конечно. Потому что делал выводы из ошибок. Чтобы не наступать на те же грабли. Вот почему я решил еще годик поработать в «Кастилье». Сезон будет посложнее, чем прошлый. Потому что многие ребята ушли, многие придут – девятнадцатилетние из юниорской команды.
- О каких таких «ошибках
и граблях» вы говорите?
- Ошибки в решениях, в оценках того или иного игрока. Когда в твоей команде игрок, которого ты не видишь неделю, потому что он тренируется в главной команде – трудно заставить его бегать в воскресном матче.
- Вы имеете ввиду
юного норвежца Мартина Одегаарда?
- Его и других… Или же кто-то из травмированных поправился прямо накануне матча. Эти ребята могут заиграть, а могут и нет, и вот и тогда спрашиваешь с себя, правильно ли все сделал. Такого рода аналитика и заставляет расти как тренера. Но, конечно, я прекрасно понимаю проблемы главной команды, что она нуждается в подпитке молодыми из дубля… Вот так и крутишься.
- Вы довольно мягкий
человек. А тренер должен иногда принимать жесткие решения. Получается?
- Не знаю, насколько уж я мягкий. (Улыбается.) Все относительно. Но что точно - я не злой человек. С другой стороны, какое это имеет значение! Самое главное – быть справедливым и честным к игрокам.
- Иногда, оставляя
игрока на скамейке, наносишь ему удар по психике…
- Но это часть воспитательной работы. Тот, кто на скамейке, все равно продолжает обучаться, наблюдая, как играют другие. В карьере, чтобы прогрессировать, надо и посидеть иногда на скамейке. Да, легко скатиться к таким мыслям: «Не играю, только время теряю…» Нет, надо спросить себя, почему не играешь, что надо сделать, чтобы завоевать место в составе.
- То есть вы в
«Кастилье» не только тренер, но и воспитатель и учитель?
- Да, надо делать и то, и другое. В этом и сложность работы в этой команде. Иногда надо даже быть больше воспитателем, чем собственно тренером. Но не каждый имеет такой талант – наставлять других. В этом то и специфика работы с молодыми.
- Что-то новое в себе
открыли?
- Да, прежде всего в личностном плане. Я понял: для общего блага надо уметь говорить игрокам неприятные вещи. Если ты начал заигрывать с кем-то – считай, дело труба. Я вдруг понял, что умею кричать в перерыве матча в раздевалке, и это положительно влияет на игроков. Правда, не так часто я это делаю. Думаю, имею авторитет, он не позволяет превратиться в тренера горлопана. Да я бы и не смог орать постоянно, это не в моем характере. Но иногда, в нужный момент, надо подстегнуть команду.
- Вы получили диплом
высшей категории. Это событие в вашей жизни?
- Конечно! Я так пахал! Три с половиной года обучался, ездил по всему свету… Счастлив, что получил таки этот диплом. Счастлив, как ребенок, который принес из школы хорошую оценку…
- Ваши родители рады
за вас?
- Да! И мои дети тоже. Очень важно показывать на своем примере детям, как надо трудиться, чтобы получать дипломы и аттестаты, чтобы они делали так же. Мой старший (Энцо) успешно закончил школу, второй (Лукас) в эти дни сдает выпускные экзамены. Надо быть им примером.
- Вас оскорбила возня в прессе вокруг вашей лицензии и поданная на вас жалоба в испанскую федерацию (директор Национальной ассоциации тренеров Испании Мигель Галан подал жалобу на Зидана: тот мол тренирует «Кастилью» без соответствующей лицензии)?
- Да, было очень неприятно. Потому что все это было несправедливо. Есть правила, есть законы, я ничего не нарушал. Я в то время проходил обучение, и это позволяло одновременно и тренировать. Но когда у тебя имя, надо быть готовым к таким наездам.
- Что больше
огорчило: то, что не признавали вас как тренера или обвинения в нарушении закона?
- Второе. Когда я услышал, что не имею право тренировать, был к этому готов. Но больше всего огорчили разговоры: это, мол, Зидан, ему можно нарушать закон. Но не так ведь!
- Учебную практику вы
проходили в «Ренн» у Филиппа Монтанье, в Марселе у Марсело Бьелса, в «Баварии»
у Гвардиолы. Что-то расскажете об этом?
- Отмечу сразу, каждый – личность, у каждого свои мысли. И все мне сказали, что и я должен оставаться самим собой. Никого не копировать из тренеров, сражаться за свои идеи, не изменять своим принципам.
- А что скажете о
Гвардиоле?
- Вот что. У этой команды, главный принцип которой – контролировать мяч, и тренировки соответствующие. Вся работа - абсолютно вся! - делается с мячом в определенном ритме. Три дня – тренировки, четвертый – отдых. Не зависимо от того, какие матчи на неделе. Не скажу, что буду обязательно использовать его методику, но было любопытно.
- Год работали бок о
бок с Карло Анчелотти? Многому у него научились?
- Многому. Анчелотти – это всегда Анчелотти. На его примере я понял, что главное в нашем деле – это отношение к игрокам. Здесь он не изменяет своим принципам. Конечно, может и ударить кулаком по столу, это бывало в «Реале», но главное для него – создать футболистам самые лучшие условия. Тогда и будет результат. Другие предпочитают действовать больше кнутом, а не пряником.
- Вам было жалко, что
уволили Анчелотти?
- Конечно, жалко. Потому что он очень хорошо здесь поработал. В частности выиграл Лигу чемпионов. Но в великих клубах всегда так: если год что-то не выигрываешь… Он мне сам сказал: «Если не выиграем что-то стоящее, могут уволить…»
- Были разочарованы,
что не заняли его место?
- Нет, честное слово, нет. Если не предложили, значить, еще рано. Всему свое время, торопиться не надо.
- Был об этом разговор
с президентом Флорентино Пересом?
- Нет. А зачем? Он принял решение пригласить другого тренера, и дело с концом!
- Но если бы вам
предложили занять место Анчелотти, согласились бы?
- Конечно. Я ведь тренер, и профессионал, и никогда не уклонился бы от un reto(говорит по-испански). Как это по-французски?
- От вызова…
- Да. Я всегда принимаю вызов.
- Удастся реабилитироваться
в следующем сезоне после прошлого неудачного?
- Нет, я так вопрос не ставлю. Я - максималист, но, вы же понимаете, не так все просто. У меня молодые ребята, против них выходят опытные тридцатилетние мужики. Но сделаем все, чтобы добиться переходных матчей.
- Стиль Зинедина
Зидана игрока всем известен. А как вы можете определить стиль Зидана тренера?
- Да такой же! Как футболист я любил Игру, и как тренер хочу, чтобы моя команда показывала хороший футбол. Вся команда - начиная от вратаря, который должен вводить мяч низом коротким пасом. Я требую, чтобы команда контролировала мяч, чтобы играли преимущественно быстрыми короткими передачами, в два или три касания. Когда теряем мяч, надо сразу прессинговать и очень глубоко на половине соперника.
- Вам легко удавалось
выполнять самые сложные приемы. Какова ваша реакция как тренера, когда кто-то
из ребят не может выполнить их так же, как вы?
- А! (Смеется.) Два года, и тем более когда стал главным тренером, сидя на скамейке, страдал. Думал типа: «Ну почему он не может это сделать! Почему не сыграть в одно касание!» Но каждый играет, как может. Чаще всего даю такой совет ребятам: поднимайте чаще голову, вы должны видеть, что происходит вокруг, чтобы еще до того, как получите мяч, знать, что будете с ним делать. Иначе, будет поздно решать.
- Игрокам
понадобилось время, чтобы перестать вас воспринимать как футболиста?
- Понадобилось несколько недель. Но когда наступил чемпионат, все стали вести себя более профессионально. Хотя, разъясняя что-то с глазу на глаз тому или иному футболисту, могу ссылаться на мой опыт как игрока. Все-таки это важный момент…
- А ведь можете и
сейчас показать два или три финта…
- Да (Смеется.) Это действует лучше слов.
- Вы - в третьем
дивизионе, не слишком ли большое внимание уделяет пресса команде?
- Да, но я к этому был готов. Сначала, когда «Кастилья» проигрывала матч за матчем, начали появляться огромные разгромные статьи. Когда же начали выигрывать, статьи о нас стали совсем маленькими.
- Вы уже четырнадцать
лет живете в Мадриде. Но у тренера кочевая жизнь. Семья к такой готова?
- Как только я стал тренером, семья знает, что в любой момент можем сняться с места. В этом нет проблем. Все готовы, и дети в том числе. Они так же готовы уехать – туда, куда занесет их профессия футболистов.
- Все ваши четыре
сына играют в «Реале»…
- Да. И это удивительный факт. Четыре сына, и все – игроки «Реала».
- Не мешает им фамилия
- Зидан?
- Ни в коем разе! Хотя понимают, что всегда их будут сравнивать с папой. Мы на эту тему часто говорили.
- В прошлый сезон в
вашей команде дебютировал старший – Энцо.
Что почувствовали в тот момент?
- Был рад за него, но он вышел на поле, потому что заслужил это, потому что много пахал на тренировках. Он не был у меня на особом счету, я был всегда к нему требователен. Но ведь не так много он у меня и поиграл.
- Ваш второй сын
Лукас – вратарь. Хорошо устроился – папа ведь не стоял в рамке!
- Но все равно его сравнивали со мной, потому что он на юношеском ЕВРО попытался исполнить «паненку» (пенальти в стиле чеха Антонина Паненки в финале ЕВРО-1976 против Германии – вратарь прыгает вправо или влево, а мяч посылается несильным ударом по центру ворот, так Зидан забил в финале ЧМ-2006 итальянцу Буффону). Да, место на поле другое, но фамилия то одна!
Полный вариант интервью читайте завтра в «Советский спорт Футбол»





