Уроки Капелло

Если ваша жена купила что-то ненужное или поддельное, а вы ее еще любите, обойдитесь с ней мягко. Скажите: «Все равно есть польза, милая. Ты купила опыт». Так же и с Капелло. Когда-нибудь он уедет из России, по крайней мере в это хочется верить, а мы окажемся с полной авоськой выводов на руках. Нелицеприятных. Но ценных.
1 РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ 
В данном случае размер шапки, которую меряет Сенька. Смотрите, что получается. Последний исполком устранился от решения проблемы Капелло. Ни тебе отставки, ни вотума недоверия, ни досрочного сложения головы. Оно и понятно: Капелло – это ж не Толстых какой. Хотя мнение данный орган выдавить из себя мог. «Не нужен нам этот тренер», например. Или: «Любим всей душой, куй победы дальше, благодетель».
Вместо обнажения своих чувств исполком утвердил «Список 33 лучших». В котором мы легко обнаруживаем пятнадцать россиян. Так вот пять из них тренером сборной Капелло не востребованы. Двое – совсем, трое – почти. На какого Сеньку натягивать такую шапку?
В команде всего-то 23 человека. А в «33 лучших» больше половины не наших. Кого же еще брать, если не оставшихся наших? Три вратаря уже там. Вечная армейская оборона тоже. Вместе с Широковым, заслуженным, но для ЧМ-2018 пригодным скорее в роли тренера. А вот краснодарцем Калешиным Капелло хоть раз интересовался? Где Мамаев – при нашей-то «засухе» в центре поля? Есть такие, кому не хочется почаще видеть в кирпичных цветах казанца Набиуллина? В половине матчей сезона блистал Портнягин: почему нам его показали лишь для блезиру в «товарняке» с казахами? Ну и Смолов, конечно, летающий на крыльях своей новой свободы. Как так вышло, что Федор хорош только для исполкома, но не для Фабио?
Сюжет оперетты странен. Работодатель, то есть РФС, считает лучшими тех, кто не нравится работнику, то есть тренеру сборной. И если это не повод заострить концы, что тогда повод? Внутри организации, обязанной быть единым целым, по-разному смотрят даже не на зарплату – на футбол. Во что тогда будет играть головной проект этой организации? Примерно в то, во что он сейчас и играет.
Протокольно первый урок стоит сформулировать так: язык футбола, этот затертый жупел, у тренера и РФС должен быть единым. В отличие от языка общения, допустим. Подбирать тренера надо в силу четких параметров, а не золотого блеска, симпатичного сорокам. Потому что тренер должен быть понятен, пусть не толпе, так хотя бы собственным нанимателям. Иначе это все нужно заканчивать вообще прямо сейчас, как сказал один комментатор высокого уровня по совершенно противоположному поводу.
2 ОДИН ЦЕНТР ВЛАСТИ 
Дедушка Ленин, как мы помним из анекдота, был склонен говорить Надежде Константиновне и Инессе Арманд прямо противоположные вещи. И лишь затем, чтобы троекратно учиться в уединении. Фабио Капелло мало чем отличается от вождя мирового пролетариата. Он вполне может позволить себе нести ответственность по желанию: либо перед РФС, либо перед министром спорта. Потому что вокруг его приглашения и контракта накручены погонные километры маскировочной сетки.
Когда требовались розовый свет и фанфарный звук, сливки с итальянца снимала одна сторона. Как только пришла пора считать цыплят, собирать урожай и уворачиваться от кусков черепицы, стрелки перевелись в другую сторону. Для чьего-то душевного комфорта это удобно. Для дела – губительно.
Кто вправе спросить с Капелло за результат? Человек, который платит ему деньги. Не перечисляет, а именно платит. Вас же на работе не дрючит бухгалтер, верно? Директор или шеф. Так же и с тренером. Я тебя нанял – я и потребую. Я породил – я и уволю. А не так, что я буду платить, но отчитываться, мил человек, будь добр перед дамой в кашне. Терпение все равно когда-нибудь лопнет, ручки потянутся к заказу музыки и кнуту с пряником. Потому что есть на свете главный. И этот главный должен быть один.
Фабио вкусил другой жизни. Чем больше хмурился на него Николай Толстых, тем сильней тренер двигался в противоположном направлении, благо было куда. А потом оба центра власти перестали платить. Что привело к новой и дикой конфигурации – безвластию. Доподлинно известно, скажем: существенной частью вопросов, связанных с Капелло, в том числе финансовых и медийных, рулил партнер РФС – компания «Телеспорт». Хотя где, казалось бы, Инесса, а где Надежда?
Хватит, братцы, расколбаса. Даешь вертикаль. С усекновением попыток расшатать лодку.
3 НЕЗАВИСИМОСТЬ
От кого футболу следует быть независимым, все давно знают. От государства и отдельных его представителей. Международные футбольные органы, считается, за этим строго следят. И чуть что, накладывают санкции.
Тут нет ничего личного. Просто цели у государства и футбола изначально разные. Заметьте, я не написал – противоположные. Просто разные. Государство, к примеру, стремится быть во всем главным. А с футболом так нельзя, он от этого грустит и куксится. Кроме того, футбол – это ведь, по сути, государство в государстве. Подчиняться он готов лишь отчасти, в остальном обязан самоуправляться. Разве можно представить, чтобы Евросоюз вместо Мишеля Платини рулил Лигой чемпионов? И постоянно критиковал Платини при этом, и лез с советами, и держал на денежном поводке? А если ООН вдруг вторгнется в работу ФИФА, у Йозефа Блаттера даже в нынешнем его состоянии хватит сил на мощную нецензурную реплику.
Соблюдать законы страны – другое дело. Вот тут государство пусть зорко бдит. Но отчего порой складывается впечатление, будто как раз законы в футболе волнуют наше государство в меньшей степени, а сам футбол – в большей? И исполнители, и законодатели, и всякие общественники – они ведь шумят в основном про результат. Как проиграем австрийцам или португальцам, так и крик. А как надо с явлениями разобраться, из-за которых австрийцам проигрываем, так ни законодателей, ни исполнителей.
Независимость РФС нужна максимальная, колосковского, если хотите, разлива. 30 миллионов рублей в год от Минспорта российский футбол с удовольствием примет. Но чтобы еще и тренера сборной в довесок, и лимит, и мертвую схему реализации телеправ – это уже чересчур. В конце концов в российском футболе бывают настоящие выборы, что нынче редкость. Не ими ли регулируется футбольно-интимная жизнь? Пусть государство за ней наблюдает. Но не вмешивается, давя на всякие педали. А если вмешивается, пусть само за футбол и отвечает. По крайней мере до тех пор, пока ФИФА не закатает нас в асфальт.
СЛОВА
Отчего складывается впечатление, будто законы в футболе волнуют государство в меньшей степени, а сам футбол – в большей?
4 ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ
Не идет из головы история бывшего главного тренера сборной России Бориса Игнатьева. В 90‑е, если помните, Борису Петровичу тоже временами не давался результат. И ему тоже предлагали уйти в отставку. На что Игнатьев отвечал: «Извините, у меня зарплата – 500 долларов. И она мне дорога как способ прокормить семью. Так что сам не уйду. Подожду, пока уволят».
Теперешний коллапс – точная копия. Тренер тоже сам не уйдет, чтобы семья не голодала. Подождет, пока пнут. Махонькое отличие – в суммах. 6 тысяч – и 7 миллионов долларов в год. А может, больше. Россия по сравнению с 90‑ми, ясно, встала с колен. Но не настолько, чтобы доставлять зарплату тренеру сборной в товарном вагоне. В то время как другой вагон привозит в РФС очередной кредит.
Суть работы любого предприятия, чему бы ни учили на курсах MBA, предельно проста. Берется суммарный доход, из него вычитаются зарплата и расходы на профильную деятельность, остальное идет в фонд развития. Если не хватает на зарплату, сокращается развитие. Какое-то время допускается потоптаться на месте и даже уйти в минус. Но оба случая должны – форс-мажор и предынфаркт.
Как можно, не имея стабильного дохода, нанимать сотрудников с зарплатой шейхов? Если нет денег и охоты воровать, какого черта накупать фуа-гра и трюфелей? Выход тут один, на курсах MBA не дадут соврать: перейти на кефир с батоном. И в нынешних условиях об этом уже прямо-таки мечтается.
Втолковать сборникам: ребята, играем за флаг, с деньгами туго. Понизить уровень отелей. Уволить сотрудников, получающих 7 миллионов за победу над Лихтенштейном. Убить пересмешника. Потом Билла. Жить на столько, на сколько позволяет кошель. Еще хуже, чем с Австрией, уверяю, сборная от этого не заиграет. Зато РФС превратится в гордого Кибальчиша, который не сорит вареньем и печеньем. Пусть поутру, но на свои. Всяко лучше, чем отдавать чужим чужие.
5 ДЕЛО НЕ В ТРЕНЕРЕ
Короткий, но, кажется, самый важный урок. Можно спорить о Капелло до кондратия. А можно отдать его в сборную Германии после чего с треском ей продуть. И наоборот, пригласить в Россию за 20 миллионов Йоахима Лева и поиметь тугие мучения против молдаван.
Проблема в том, что мы не знаем, в чем проблема. И в том, что она не одна. Развивайся российский футбол нормальным курсом, перестань мы вбухивать в него ради базарного азарта немыслимые деньги, возникни вдруг нормальный репродуктивный процесс, можно было бы уверенно кивнуть на Капелло. Пришел, обесчестил, уронил. Но итальянец выбирает 23 игрока из 30 кандидатов. В этом тоже его вина?
Тренер - надстройка, игроки - база. Работай с нашей сборной кто погибче, забили бы мы на голешник больше Алжиру, ага. Однако конкурентов Игнашевичу с Березуцким в стране от этого не прибавилось бы. И Кокориных бы не стало три. И Широковых - восемь. Капелло получает за Новосельцева и Чернова в решающей игре. Но при этом мало кто понимает, позорит он нас, выпуская дебютантов, или спасает.
За рубежом не известен ни один российский тренер. Крупные турниры давно не обслуживает ни один российский судья. Мир скорбит по российской электронике, науке, образованию и медицине. Даже российские чиновники, страшно сказать, за границей даром никому не нужны. Но как до футбола, так виноват Капелло. А кто ж еще? Его позвали на все лучшее, а он, редиска, за такие деньги...
Миллионы не производят на свет игру. Можно гипнотизировать себя в замкнутом пространстве: мы лучше всех. Тешить память Мельбурном и Сеулом, Яшиным и Лобановским. А потом всего лишь сравнить наши достижения на чемпионатах мира за последние четверть века, скажем, с Коста-Рикой. Или просто сыграть в Мариборе, Белфасте, Баку. И окажется, что Капелло в сборной у нас всегда сменяет Капелло, как бы его ни звали на самом деле.
Раз так, давайте хотя бы снизим зарплату этим донам. Смысла переплачивать одним и тем же за одно и то же - ни на грош.





