130 тысяч за «Барсу». А за «Спартак»? Нужны ли нам детские футбольные лагеря?

30 июня в Бронницах открылся футбольный лагерь мадридского «Реала», чуть раньше в Сочи стартовал аналогичный проект от «Барселоны», а в Москве – от «Аякса». «Советский спорт» попытался разобраться, почему подобным не занимаются российские клубы.
«РЕАЛ«
Название: «Fundacion Real Madrid Campus Experience»
Город: Бронницы (Московская область)
Возраст детей: 7--17 лет
Когда открылись: 28 июня
Стоимость: 28 450 – 54 900 рублей за неделю или две недели (в зависимости от программы)
Сайт: campusexperiencermf.com/rusia/moscow/ru
«База лагеря находится в красивом месте между Москвой-рекой и озером «Бельское» на учебно-спортивной базе СДЮСШОР имени Сыроежкина в 39 км от Москвы», -- говорится в презентации проекта. Выбранное организаторами лагеря место соответствует европейским стандартам аналогов в странах ЕС. В первую очередь, конечно, важна удаленность от мегаполиса, которая характерна практически для всех подобных структур в Испании. В лагере действуют две программы – с проживанием и без него.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
-- Программа состоит из двух тренировок в день, посещения бассейна и теоретических занятий. Все довольно плотно и интенсивно. В воскресенье мы запустились, а к четвергу ребята даже начали уже подуставать. «Реалом» разработаны специальные тренинги, направленные на развитие таких качеств, как лидерство и солидарность.
Мы буквально за месяц сделали невозможное. Наверное, поздновато заявили о себе. Начали с нуля, но сейчас у нас занимается 21 человек.
В ноябре планируем
проводить еще два лагеря: один с проживанием в Бронницах, где есть огромный
крытый манеж. И второй – без проживания – в Москве на стадионе Юных пионеров. (Сергей ПЕТРОВИЧЕВ, координатор проекта) 
***
«БАРСЕЛОНА»
Название: «FCBCamp Sochi Summer 2015»
Город: Сочи
Возраст детей: 6--13 лет
Когда открылись: 14 июня
Стоимость: 132 000 рублей за смену (10 дней)
Сайт: sochi.fcbcamp.ru
«Ценности, которые вдохновляют на успех» -- таков слоган футбольного лагеря «Барсы», который уже успел принять две смены. Есть четко прописанная программа, которая включает в себя две игровые тренировки, занятие по тактике. Отдельный час выделен на «Team Talk» -- общение тренера с игроками, определение важных моментов игры и сильных сторон каждого воспитанника. Большое внимание уделяется налаживанию общения между игроками. На «Evening Talk» игроки опять же в течение часа общаются друг с другом, пытаясь наладить взаимопонимание внутри коллектива.
Этим летом в Сочи работают Фреди Мартин, Серж Пи и Оскар Белиз – вся четверка успела не только поработать в академиях «Барсы», но и получить тренерскую лицензию УЕФА. Другим плюсом также является прекрасная сочинская инфраструктура. Идеальные поля, комфортабельные кампусы для воспитанников, бассейн, разнообразная кухня.
«Барселона» открыла уже 14 детских школ и 120 ежегодных лагерей в разных странах мира. Так что вполне возможно, помимо Сочи, в будущем в России каталонский клуб засветится еще в каком-либо городе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
-- Сочи очень похож на Барселону – мягкий климат, прекрасная погода, отличная база. Количество заявок значительно превышает максимальную вместимость лагеря в 360 детей. Церемонию открытия проекта в прямом эфире в интернете смотрело около шести тысяч человек, сюжеты о нас делали Россия 24 и НТВ. Главная цель лагеря – создать такую атмосферу, в которой дети будут получать удовольствие от игры в футбол. В таком возрасте главное, чтобы ребенок был счастлив от того, чем он занимается.
Открытие признано успешным. Продолжение обязательно будет! (Ярослав САВИН, директор школы)
***

«АЯКС«
Название: «Puma school of speed»
Город: Москва
Возраст детей: 6--15 лет
Когда открылись: 29 июня
Стоимость: 38 800 рублей за смену (10 дней)
Сайт: citysport.pro/children/camp
Голландцы уже не в первый раз привозят лагерь в Россию. Предыдущая академия «Ajax Camps» располагалась как раз в подмосковном городе Бронницы, где сегодня находится лагерь «Реала». Местом для нового лагеря был выбран московский футбольный манеж «Европа».
Две тренировки в день по 60--90 минут, вечерние мероприятия, тренировки под руководством квалифицированных голландских тренеров Дэниса Ройса и Келвина Дюфре, которые успели поработать в академиях «Аякса» и «Алкмара». Бонус – поездка в Казань, где партнер лагеря «Рубин» организовывает для воспитанников экскурсию на «Казань-Арену» и встречу с футболистами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
-- Школа практически заполнена. В смене у нас максимум может быть 40 детей, и осталось всего два свободных места на вторую смену и 20 – на третью, которые стартуют позже.
Детям очень нравится, родители тоже в восторге. На закрытие каждой из смен приедут известные игроки из Голландии.
Кроме того, в сентябре у нас на базе Футбольной школы молодежи откроется набор в спортивные классы. Занятия будут проходить бесплатно, а консалтинг станут осуществлять голландские тренеры. (Том ЗАУЭР, директор школы)
***
P.S. Sovsport.ru обратился в несколько клубов РФПЛ с просьбой прокомментировать идею организации детских футбольных лагерей. И предложил прорекламировать свои идеи в этом направлении. Ни один клуб в течение так и не смог отыскать нужные слова и дать внятный комментарий.
***
Комментарий Sovsport.ru
НЕ ПУТАТЬ ТЕПЛОЕ С МЯГКИМ
Российские клубы пока не готовы следовать по стопам европейских коллег и открывать детские лагеря не то что за рубежом – даже в своей глубинке. Возможно, все дело просто в том, что рассуждают наши менеджеры чуть иначе.
Этим летом в России, несмотря на санкции, настоящий импортный бум. Топ-клубы Европы обратили наконец-то внимание на восток и вовсю окучивают российского потребителя. Цены, бывает, кусаются, но спрос рождает предложение.
По словам президента любительского футбольного клуба «Квазар» Артема Хачатуряна, который на днях приходил в редакцию SOVSPORT.RU, итальянский «Милан» на таких вот летних школах по всему миру заработал уже около четырех миллионов евро. Глядя на все это дело, подтягивается и «Ювентус», готовый запустить в России академию, которая будет функционировать 360 дней в году. Наверняка в будущем стоит ждать и представителей английской премьер-лиги, которые любят и умеют зарабатывать на футболе
Нашим клубам это все не очень интересно. Детские лагеря рассматриваются и оцениваются не с точки зрения бизнес-проекта, а как вложение в кадры. Мол, они не выпускают игроков, готовых с ходу усилить клуб. И это, конечно же, правда.
Очевидно, что сделать из ребенка профи за десять дней невозможно. Но об этом речь и не идет. Почитайте, что говорят ребята, придумавшие лагерь в Сочи. Главная цель лагеря – создать такую атмосферу, в которой дети будут получать удовольствие от игры в футбол. Ключевое слово – «удовольствие». Кому не будет приятно нацепить на себя майку «Барсы» и побить мяч не об стенку во дворе, а на качественном газоне по настоящим воротам? Послушать советы о том, как правильно ставить стопу не от Саньки с соседнего дома, а от всамделешнего тренера?
Это если посмотреть на лагерь глазами ребенка. А клуб должен извлекать из этого соответствующие дивиденды. «Спартак», несмотря на годы без титулов, остается в лидерах по популярности среди болельщиков (см. недавнее исследование ВЦИОМа). Почему бы не использовать знаменитый бренд по максимуму? Резко прибавившему что в реальном, что в виртуальном пространстве, чемпиону России «Зенит» явно тесно уже в Питере, живущем по принципу «один город – одна команда». А что если одна страна – одна команда? Нет цели замахнуться?
Помимо чисто экономической выгоды от подобных детских лагерей и – что немаловажно – определенной социальной миссии, клуб получает возможность продвигать свое имя. Благо просторы позволяют. Ребенок, один раз окунувшийся в атмосферу, приближенную к настоящему футболу, задумается, а не пойти ли ему заниматься уже в школу «Спартака», «Зенита», «Рубина» (что ближе). И тогда уже клубы получат того самого воспитанника, который прямо сейчас у них ну никак не увязывается с лагерями.





