«К расизму на стадионах относятся расслаблено». Что ФИФА и ООН думают о дискриминации в российском футболе

Формальная презентация превратилась в обсуждение расизма в России и в частности «дела Фримпонга».
«ФИФА ХОЧЕТ БЫТЬ В КУРСЕ ДЕЛА ФРИМПОНГА»
Второй день официальных мероприятий ФИФА стартует с вроде бы формальной презентации стратегии устойчивого развития страны-организат
Как только речь доходит до вопросов – включаются английские журналисты, и они напрямую атакуют темой расизма.
- ФИФА несет ответственность за проявления расизма. Мы ведь организаторы, – приходится признать Адиекки. – Мы хотим создать безопасную среду для игроков, болельщиков. Ответственность, которая лежит на нас в качестве головного офиса - оказать поддержку РФС в их долгосрочной борьбе.
- Что ждет нарушителей правил, тех, кто позволит себе отклонения?
- Есть санкции, которые будут применены. Некоторые матчи не под нашей юрисдикцией. Есть проявления расизма, которые мы увидели. Но бывает, что идет рассмотрение дела, и иногда доказательств не хватает, они недостаточно тверды, чтобы предъявить санкции. Для этого нужна система мониторинга. Она позволит наблюдать за отборочными матчами к чемпионату мира. Особенно за матчами с повышенным риском.
- В чемпионате России уже произошел инцидент с Эммануэлем Фримпонгом, Министр спорта сказал, что это не было расистской выходкой, РФС не наложил санкций. Клуб сказал, что Фримпонг сам виноват, в том, что показал средний палец. Как избежать расизма в матчах африканских команд на чемпионате мира?
- Как только мы услышали об этом инциденте, мы сразу направили письмо в РФС. Мы считаем, что возникла необходимость получить подробности этого дела. Мы поставили РФС и КДК задачу не только обеспечить передачу информации, но и оправдать их решение. Мы пока не получили информацию, но срок есть до 28 июля. Мы следим за этим, как и за другими делами. Эта проблема не является исключительно российской, мы следим за проблемой расизма во многих федерациях. Но то, что чемпионат мира пройдет в России, смещает акценты в российскую сторону.
- Фримпонг, на ваш взгляд, стал объектом расизма?
- Я не думаю, что важно мое мнение. Мы пока не получили отчета – только проанализировав его, мы будем готовы давать комментарии.
- Вы дали РФС срок до 28 июля пояснить, почему они вынесли именно такое решение?
- Нет, мы попросили РФС прислать подробности еще до того, как решение было принято. Мы связались с РФС 21-го числа, дали семь дней для предоставления информации. Это ведь резонансное дело, подозрение в расизме – мы хотим быть в курсе.
Было бы наивно, если бы мы приехали и сказали, что проведем воспитательную кампанию. Мы не можем этого делать. У нас нет прямой ответственности за события в РФПЛ. Мы не отвечаем за английскую Премьер-лигу каждые выходные. Но если РФС затребует нашу поддержку, мы ее окажем. То же самое касается и АПЛ. Было бы наивно считать, что все изменится за год или два.
«ВЛАСТИ В РОССИИ ОТРИЦАЮТ РАСИЗМ»
- В стратегии, которую мы сегодня представляем, больше десяти различных причин дискриминации, они будут приниматься во внимание. Для России это наиболее всеобъемлющий список дискриминаций, – подключается Юрий Бойченко. – В России нет четкого понимания, что такое расизм - это не только черное и белое. Это связано с этническими, религиозными, языковыми особенностями. Власти должны признать, что проблема существует.
Я думаю, признание придет. У нас было совместное заседание с РФС при поддержке ФИФА 4-го июня, где участвовал Министр спорта. Мы провели искренний и открытый диалог - я думаю, это поможет повысить эту сознательность и признание этой проблемы во властях, не только в спорте. Власти несут ответственность за то, как они реагируют на инциденты на поле и за его пределами. Они отрицают, что существует такое неприятное явление, оно должно быть подробно расследовано.
Может быть, кто-то не должен был услышать, увидеть, что происходит вокруг поля. Но нужно ввести систему наблюдателей - как раз то, что сделано ФИФА, когда они разработали мониторинга. РФС назначил комиссара, который должен выполнять эту роль. РФС и Министр спорта должны прикладывать больше усилий для решения проблемы дискриминации.
- Насколько глобальна проблема расизма в России? Сюда действительно опасно приезжать, на ваш взгляд?
- Я не могу привести четких цифр о проблеме расизма в России. В России есть хорошее законодательство
Не должно быть разницы между санкциями к лицам, которые проявили расизм на матче и вне стадиона. Мы видим во всех странах то, как расистские инциденты разбираются в зависимости от того, на стадионах они произошли или нет. Я сейчас не говорю о юрисдикции ФИФА, я говорю о матчах во всем мире.
Есть расслабленное отношение властей к происходящему на стадионах. Вне стадионов иногда более жесткие. Мы выступаем за единую реакцию. Был опубликован доклад FARE о расизме, и в нем говорится о 200 инцидентах, которые произошли за два сезона. Это не все расизм, это еще и проявления радикального национализма, неонацизма. Важно, чтобы реакция властей была жесткой.





