Футбол под потолком

В российском футболе может появиться новый финансовый регламент, согласно которому потолок зарплат игроков составит два миллиона рублей в месяц. «ССФ» обсудил новый закон со специалистом и вспомнил, какие зарплаты были у футболистов раньше.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«Я бы от такой зарплаты с ума сошел!»
Свое мнение о новом футбольном законе в интервью «ССФ» высказал директор Института экономики РАН, член-коррес-пондент РАН Руслан ГРИНБЕРГ.
– Руслан Семенович, зачем нужен потолок зарплат?
– Чтобы не развращать молодых футболистов. Мне кажется, это очень важный момент – когда такие большие деньги подавляют ребят. Это же своего рода аванс за дальнейшие успехи, то есть зарплаты не совсем рыночные, а молодежь перестает прогрессировать.
– Если бы вам в молодости платили не 100 рублей в месяц, а 1000, у вас бы пропал стимул развиваться?
– Да я бы от такой зарплаты с ума сошел! Хотя считаю себя хорошо воспитанным человеком. В молодости нормальному обычному человеку невозможно справиться с такими суммами. Диковатая картина, когда 18‑летний сын получает в пять раз больше отца, хотя практически ничего еще не сделал. Ненормальная история!
Вот если бы наша страна была богаче и средний класс – большой, здоровый – составлял процентов 70, как, например, в Германии (у нас 18–20 процентов)... Да и то нужно было бы ограничивать зарплаты, пока человек не стал зрелым мужчиной и пока он не приносит ощутимой пользы на уровне взрослых мастеров.
– Согласно проекту закона по три футболиста старше 23 лет в каждой команде могут зарабатывать больше 2 миллионов рублей.
– Вот и хорошо – это бонус для классных игроков.
– Зарплата в два миллиона рублей в месяц – это много?
– Очень много, колоссально много! Это доход человека явно не из среднего класса.
– У вас есть опасения, что с введением потолка зарплат футболистам просто начнут платить в конвертах?
– Обычная мантра, которую я слышу всякий раз, когда речь идет о хороших законах. Сколько выступали против прогрессивной шкалы налогообложения: «Не будут платить! Зарплаты станут «серыми». Подавляющее большинство людей не хотят нарушать закон, человек так устроен – ему проще жить в ладу с законом. Хотя есть процентов десять таких шустрых ребят, которые будут нарушать всегда, брать и давать взятки. Надо сочетать кнут и пряник: тем, кто соблюдает потолок зарплат, давать льготы и послабления, а нарушителей наказывать. В общем, не надо бояться ограничений и запретов, они не всегда ухудшают ситуацию, часто улучшают ее.
– Вы же слышали о лимите «6+5», который футбольным людям за несколько дней до начала сезона навязали сверху. Теперь вот потолок зарплат...
– Мне кажется, что эти самые футбольные люди не вполне справляются с тем, что происходит в их индустрии, поэтому им «помогают» со стороны, в том числе государственные чиновники. В российском футболе деньги стали богом, а мастерство уже и не важно. Деньги парализовали профессионализм, особенно у тех, кому по 17–18 лет. Эта история высвечивает не только футбольные, но и общественные пороки. Я был знаком с Валерием Харламовым, Валерием Ворониным, они все жили скромно – играли за возможность купить машину или получить квартиру, вот и все.
Для того чтобы у нас появлялись высококлассные игроки, надо не только лимит и потолок вводить, надо начинать, как немцы, выстраивать систему – заниматься с детьми, приглашать иностранных тренеров…

Дословно
Геннадий ОРЛОВ комментатор «НТВ–Плюс»:
– У нас немало хорошо информированных агентов. От одного из таких людей я слышал, что Кокорин и его агент просят от «Зенита» зарплату в пять миллионов. Это нереально сегодня, «Зенит» такие деньги Кокорину точно платить не будет. Ему сейчас самому стоило бы заплатить – лишь бы вернуться в большой футбол. Для Кокорина вариант с «Зенитом» идеален, но на зарплату в пять миллионов его никто никогда не возьмет. Даже разговора быть не может.
Официально
Трех футболистов можно вывести из-под ограничения
Согласно проекту финансового регламента вводится градация максимума зарплат: для футболистов до 21 года – не более 150 тысяч рублей в месяц; для футболистов не старше 23 лет – не более 300 тысяч рублей; для футболистов, достигших 23 лет, – не более 2 миллионов рублей. При этом трое футболистов старше 23 лет и по одному футболисту до 21 года и до 23 лет могут быть выведены из-под этого ограничения.
Кстати
В ЦСКА БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОЛУЧАЮТ АКИНФЕЕВ И ИГНАШЕВИЧ
Издание Life News обнародовало информацию о годовых окладах игроков ЦСКА. Самая высокая зарплата – у Игоря Акинфеева и Сергея Игнашевича, которые в год зарабатывают по 2,3 млн евро. На третьем месте в зарплатной ведомости – полузащитник Алан Дзагоев (1,7 млн).

Самым высокооплачиваемым легионером армейцев является серб Зоран Тошич (1,5 млн), а вот Роман Еременко, Бибарс Натхо и Ахмед Муса в этом списке почему-то отсутствуют (по информации sports.ru зарплата Еременко в 2014 году составила 2,4 млн, Натхо – 1,5 млн).
Самый маленький оклад из игроков основного состава имеет 20‑летний полузащитник Дмитрий Ефремов, за год он зарабатывает всего 45 тысяч евро.
ОПРОС «Мы получали раза в четыре больше, чем хорошие инженеры»
«ССФ» в свое время опросил ветеранов разных поколений на тему того, сколько они зарабатывали, будучи игроками, и их отношении к доходам современных звезд.

1950‑е Никита СИМОНЯН, нападающий «Спартака» в 1949–1959 гг.:
– Зарплаты у футболистов были в среднем в полтора-два раза больше, чем у простых трудящихся. Плюс у нас еще были всякие доплаты. Самые большие – за сборы от продажи билетов. После матчей в Москве и Ленинграде, когда на трибунах собиралось по сто тысяч человек, набегали очень приличные суммы, иногда за один матч получалось даже больше, чем месячная зарплата. Поэтому на тот же «Зенит» все всегда настраивались по-особенному.
Но все равно богачами мы себя совсем не чувствовали, даже квартирный вопрос многие решали с трудом. Я, например, три года жил у тренера Владимира Ивановича Горохова и спал в темном чулане на сундуке. Только когда перешел в «Спартак», мне дали 15‑метровую комнату.

1960‑е Владимир МАСЛАЧЕНКО, вратарь «Спартака» в 1962–1968 гг.:
– «Шестидесятники» получали меньше, чем «пятидесятники». Сейчас это звучит смешно, но заработки футболистов резко сократились после одного материала в прессе. Фельетонист «Правды» Семен Нариньяни в пух и прах разнес нашу систему футбольного хозяйства в статье, которая называлась «Салат за 87,50». Якобы футболисты ведут слишком красивый образ жизни и слишком шикуют. После того как материал прочитали наверху, была пересмотрена система выплаты премиальных, и новая формулировка звучала так: «Футболисты получают 20% со сбора от продажи билетов, но не более 80 рублей».
В итоге мы все равно зарабатывали где-то раза в четыре больше, чем хорошие инженеры. Причем в провинциальных клубах люди зарабатывали даже больше, чем в московских. Если в «Спартаке» мы в среднем получали по 180 рублей в месяц, в провинции эта цифра часто удваивалась, а то и утраивалась. Просто в регионах было много покровителей, которые постоянно подпитывали команды. Поэтому туда всегда охотно ехали играть москвичи, а местные ребята не сильно рвались в столицу.
1970‑е Евгений ЛОВЧЕВ, защитник «Спартака» в 1969–1978 гг.:
– У меня в среднем за месяц набегало 500–600 рублей. По тем временам очень большие деньги. Мы не нуждались ни в чем.
Была традиция. Когда «Спартак» что-нибудь выигрывал, нас всегда принимали в Моссовете. Перед такими приемами Николай Петрович Старостин всегда готовил списки, кому что нужно. Кто-то просил мебель, кто-то – машину, кто-то – квартиру, кому-то нужно было поставить домой телефон. После того как официальная часть мероприятия заканчивалась, Старостин оставался наедине с председателем Моссовета, и они обычно быстро обо всем договаривались. Могу честно сказать: многие фарцевали. Получали, например, машину – и тут же продавали ее с наценкой в два-три раза. Понимали: еще что-нибудь выиграем – снова попросим.
Еще одной значительной статьей дохода были выезды за границу. За каждую страну, в которой мы проводили матчи, получали по 80 долларов на человека. Разумеется, смекнули, что невыгодно проводить турне в одной стране, поэтому если вылетали, скажем, в Южную Америку, то старались объехать континент по максимуму – Венесуэла, Эквадор, Бразилия… Потом на эти деньги привозили женам по три чемодана одежды.

1980‑е Александр БУБНОВ, защитник «Спартака» в 1983–1989 гг.:
– Игроки сборной получали где-то 440 рублей в месяц. Официальная зарплата у министра была 500 рублей. Так что бедными мы себя не чувствовали. Еще у нас были отличные премиальные. За каждую победу на чемпионате мира-1986 давали по 1500 долларов. Огромные деньги!
В 1960–1970‑е годы таких сумм в советском футболе не было.
Конечно, по сравнению с нынешними заработками футболистов наши доходы были просто смешными. Зато у нас была сумасшедшая народная любовь – и футболисты не уступали артистам в популярности, мы считались элитой общества. А сейчас футболистов многие ненавидят.
1990‑е Александр ПАНОВ, нападающий «Зенита» в 1997–2000 и 2006 гг.:
– В мое время потолком была годовая зарплата 100 тысяч долларов. А сейчас многие, даже сидя на скамейке, получают миллион.
У нас был совершенно другой образ жизни. В «Зените», например, служебным автомобилем были «Жигули». И то это считалось роскошью, в других командах машин вообще не давали. Я ездил на «Жигулях» до 1999 года и только после победы в Кубке России смог себе позволить купить иномарку.
Помню, у нас в «Зените» был случай, когда один молодой человек из дубля приехал на базу на «Ауди А6». Когда «старики» увидели такую картину, они были в шоке. А когда он вышел из машины с мобильным телефоном – в то время это было очень круто, – то парню сразу сказали, чтобы он надел на тренировку щитки попрочнее. На следующий день он припарковал машину в километре от базы, а телефон оставил дома.
Сейчас футболисты премьер-лиги за пятнадцать лет карьеры могут спокойно обеспечить себя на всю жизнь и потом до старости загорать на пляже. Мы о таком даже мечтать не могли.

Между тем
В конце прошлого года британское издание Daily Mail опубликовало исследование, в котором сравнивался средний уровень зарплат футболистов в национальных лигах Европы.
Чемпионат России по этому показателю занимает шестое место – средний доход игрока в РФПЛ составляет 902 тысячи фунтов стерлингов в год. На первом месте английская премьер-лига – 2,3 млн. Вторую строчку рейтинга занимает чемпионат Германии (1,46 млн). Далее идут итальянская серия А (1,3 млн), испанская примера (1,2 млн) и французская Лига 1 (987 тысяч).
Дословно
Андрей СОКОЛОВ, президент ПФЛ:
– Во втором дивизионе на всю жизнь не заработаешь. Средняя месячная зарплата сейчас – 55–60 тысяч. Рублей. В зависимости от задач где-то выше, где-то ниже.





