Только пятки сверкали. Евгений Дзичковский о красоте матча в Вадуце

В Лихтенштейне сборная России сыграла так, словно думала в первую очередь не о турнирных раскладах, а о своих болельщиках.
СЕМАК ЧТО-ТО ЗНАЛ?
Вначале показали Леонида Слуцкого. Его трясло. Не думаю, что это сродни рефлексам собаки Павлова. Увидел тренер трибуны — заколотило. Вышел на зеленый газон — закондратило. Тренеры испытывают дребезг не от места с запахом. Они волнуются за результат. За исход игры. И Слуцкого ввергло в нервы именно это: необходимость обыгрывать Лихтенштейн.
Сергей Семак на заднем плане с каменным лицом листал какую-то тетрадку. Он был спокоен. Он что-то знал. Или делал вид, что знал.
Игра с «карликом», если разобраться, для нового тренерского штаба была важней матча со шведами. Не в турнирном смысле, конечно, тут-то все очки, как деньги, то есть не пахнущие. И даже не в смысле имиджа. Слуцкий уже давно не подстраивает себя под вопрос: «Что люди подумают?». Лихтенштейн напрягал обязательностью победы над ним. Если у шведов можно было не выиграть, - все бы скривились, но поняли, - то визит в Вадуц не подразумевал ничего, кроме уверенного, силового отъема лихтенштейнской чести. Счет 1:0 в нашу пользу заставил бы чесать затылки. Невыигрыш был бы приравнен к позору.
А знал ли Слуцкий свою команду настолько, чтобы не бояться неловких вариантов? И знает ли вообще кто-нибудь сборную России настолько, включая ее самое?
Короче, ситуация не из простых. А других у нас в последнее время и не бывает. Но вышло, однако, так, что из всех частей тела российских футболистов врачи национальной команды лучше всего подготовили к игре пятки. В том числе, памятуя о голе в шведские ворота, пятку Широкова. И пасьянс разложился как надо. Влет.
ФЕСТИВАЛЬ ПЯТОК И ПОДОШВ
Первый тайм стал фестивалем пяток и подошв. Говорят, иные тренеры за это ставили в угол. Но было оно, во-первых, в хмурые коммунистические времена, а во-вторых, если лихтенштейнцев такое опрокидывало, с какой формулировкой запрещать?
Хотя Фабио Капелло, наверное, запретил бы. Именем своего каменного футбольного бога.
Так вот Лихтенштейн, запутанный лукавыми российскими ногами, превратился в «лего». Не знаю, на какой минуте отпустило Леонида Викторовича, но многих других, думаю, и не напрягло. Разве что прорезался совсем маленький страх. Наши быстро забили, после чего вроде как полагается уходить во вторые номера. Но нельзя, это ж Лихтенштейн! Что сделаем? Как выкрутимся?
Да так, как надо. Никто ни в какие номера не уходил, а просто сел Дзюба за руль катка и утрамбовал Лихтенштейн по-асфальтному. Обрикетил. Бланшировал. Сыграл так, словно его развязали, но вилки не попрятали. При этом еще и обеспечил России численное преимущество. На 40-й минуте из-за фола на Дзюбе удалили Кауфмана. А потом, как пел классик, уже все позабавились.
Такое, кажется, и комментариев особых не требует. Но не потому что 7:0, а потому что, комментируя, легко впасть в транс. И сглазить-промазать.
Ответы на какие вопросы дал этот матч, если судить по-футбольному, по-игровому? Ни на какие. Он показал полное техническое и тактическое превосходство гиганта над лилипутом. Но он не прояснил нашего запаса прочности. Примерно так же Усейн Болт не получит информации о собственной форме, пробежав спринт с чемпионом пожарной команды. С поправкой на то, что и мы далеко не Болт, и Лихтенштейн куда круче брандмейстеров.
СЛУЧАЙ ЕДИНИЧНЫЙ. НО ПО ИМПУЛЬСУ МОЩНЫЙ
Преимущество австрийцев над шведами в Сольне, если на то пошло, намного больше подходит для сравнительной оценки потенциала сборной России. И отговаривает от такой оценки лишь замечательная кривизна, математическая нелинейность футбола. Здесь одни и те же, на там же месте, в тот же час могут сыграть совершенно по-разному. Превосходства не суммируются, равенства не уравниваются. Шведы сдулись? Туда им и дорога. Лихтенштейн напускал от наших? Так почему не рассмотреть этот факт прямо в лоб, без всяких закидонов в будущее?
Да, именно в счете, в игре, в настрое главный смак игры в Вадуце. А не в каких-то там неотвеченных вопросах. Придет время — станем отвечать, никуда не денемся. А сейчас приметим уже подзабытую кусачесть российской команды. Ее желание не просто выиграть, а выпить из побежденного всю кровь.
Случай пока единичный, да. Но по импульсу мощный. Считается, такое или окрыляет, или расслабляет. Слуцкий решит, как поддержать первое и убить второе. Но с тем, что сборную постепенно начинает окружать драйв, и сама она начинает его испытывать, не поспоришь.
Очеловечивается команда. Становится не только футбольнее, но и спортивнее. Мы видим. Мы ценим. Продолжайте в том же духе.





