Галерея знаменитых «десяток»

null
news

АРТИСТ ПЛАТОШ

Мишель ПЛАТИНИ. Франция

Единственный футболист в истории футбола, трижды подряд удостоенный звания лучшего игрока Европы (1983–1985 гг.). Установил уникальный рекорд, который вряд ли когда-то будет побит, – на ЧЕ-84 в пяти матчах забил девять мячей! Интересно, что талантом Платоша (именно так Платини до сих пор называют во Франции) болельщики могли и не насладиться. Дело в том, что от природы он был хрупким и довольно субтильным молодым человеком и при поступлении в свой первый клуб («Мец») не смог пройти спирометрического теста: вместо положенной нормы в 3,8 литра выдул всего 1,8. Но Мишель не сдался и чуть позже заиграл в «Нанси». Потом еще были «Сент-Этьен», сборная Франции и наконец «Ювентус» – звездный период в жизни Платини. Не зря же он до сих пор считается лучшим игроком «Старой синьоры» всех времен, а футбольная форма с лейблом «Платини. № 10» по сей день пользуется в Турине большим спросом.

ФЕНОМЕН ХВОСТИКА

Роберто БАДЖО. Италия

Лучший игрок Европы-93 и любимец публики в полной мере испытал на себе народную мудрость: «Чем выше взобрался, тем больнее будет падать». Практически в одиночку выигрывавший для «Ювентуса» трофеи, Баджо пытался то же самое проделать и со сборной Италии на ЧМ-94, но… Дотащив национальную команду до финала, в матче с бразильцами Роби в серии послематчевых пенальти смазал решающий удар, что во многом сказалось на его дальнейшей футбольной судьбе. Последовали невыгодные условия контракта, предложенные ему владельцем «Ювентуса» Джанни Аньели (дескать, Баджо уже не тот), и Роберто вынужден был уйти в «Милан». Там не заладилось, и пошло-поехало: «Интер», «Болонья» (кстати, именно в «Болонье» Баджо простился со своим знаменитым хвостиком, по которому в свое время сохла сама Мадонна), и вот теперь «Брешия». Самое любопытное: где бы ни играл Роби, «десятка» всегда переходит к нему. В «Милане» – от Савичевича, в «Болонье» – от Колыванова…

СУРИНАМСКИЙ БЫК

Рууд ГУЛЛИТ. Голландия

Лучший игрок Европы-87, ныне ведущий собственного шоу на телевидении. О Гуллите – Стоичков: «Великий работник на футбольном поле». О Гуллите – Марадона: «Бык… Он был более жесток, чем техничен, но все его недостатки компенсировались отменной физической подготовкой». Для нашего болельщика Гуллит «начинался» голом в финале ЧЕ-88 в ворота Дасаева и возгласом Перетурина: «Нам бы таких суринамских отцов!» «Закончился» же через четыре года на Евро-92 благодаря бесподобной опеке Виктора Онопко. Запомнилась «голландская десятка» еще и своей растаманской прической а-ля Децл (длинные волосы заплетены во множество косичек). Удивительно, но факт: Гуллит умудрялся предстать в полном блеске, когда от него этого не ждали, как это было в «звездном», но без крупных форумов, 87-м году или 93-м, проведенном в ссылке в «Сампдории». И наоборот, не оправдывал возлагаемых надежд – ЧМ-90 он провалил, а на ЧМ-94 не поехал вовсе.

«СОВОК» ГИЧА

Георге ХАДЖИ. Румыния

«Карпатский Марадона» – такое прозвище приклеили к Хаджи журналисты. Самому же Георге больше нравится простонародный псевдоним Гича – производное от имени. «Марадона один, и Хаджи один», – любит повторять лучший румынский футболист века. Несмотря на то что Хаджи, по большому счету, ничего не выиграл со сборной и в силу присущего выходцам из Восточной Европы «совкового» комплекса не раскрылся в зарубежных клубах (за исключением, пожалуй, «Галатасарая»), в Румынии его просто боготворят. И есть за что! Хаджи уже в девятнадцать лет примерил капитанскую повязку сборной. На родине в Констанце Гиче поставили бронзовый бюст, в его честь сочиняют поэмы, он единственный футболист в мире, игравший на стадионе «имени себя» (в той же Констанце спортивная арена носит имя Георге Хаджи). И даже обычно скупой на похвалу Йохан Кройф признал: «Хаджи – типичный номер 10». Типичный властелин игры…

ВОЖДЬ ГОРЦЕВ

Лотар МАТТЕУС. Германия

«Это лучший соперник из тех, что противостояли мне за всю карьеру. Я думаю, что этих слов достаточно для того, чтобы охарактеризовать его» – Марадона не всегда бывает прав, но в этот раз он абсолютно точен. Непререкаемый авторитет на поле (вождь!) и довольно сложный человек в жизни (закулисная возня с «лучшим другом» Клинсманном за право быть капитаном сборной обеспечила Лотару 1239 дней без национальной команды), Маттеус стал флагманом движения «футбольных горцев». Тех, кто, несмотря на преклонный возраст, не торопится на покой, а продолжает игрой доказывать свое право выходить на поле. Маттеус доиграл до сорока лет, походя установил рекорд по количеству матчей за сборную (150), 25 раз выходил на поле в матчах финальных раундов ЧМ, открыл для себя Америку, выступив в тамошней МLS, а на своем последнем крупном турнире и вовсе был лучшим в составе сборной Германии (ЧЕ-2000)!

ВСЕГО ЛИШЬ ЯЗ

Зинедин ЗИДАН. Франция

Когда после победы на ЧМ-98 у Зидана спросили, как он относится к своему гигантскому портрету, украсившему Триумфальную арку, и кличу болельщиков «Зизу, ты король!», смущенный Зинедин ответил: «Культ личности не по мне. И никакой я не король. Настоящего короля зовут Мишель Платини. Я всего лишь ношу такую же, как он, футболку с десятым номером. Я просто Зизу. Или Яз, как меня зовут в семье». Скромность, конечно, украшает, но не до такой же степени! Лучший игрок мира 1998 и 2000 годов заслужил полноправное членство в когорте лучших «десяток» мирового футбола. Заслужил своей игрой, финтами, голами, передачами. Его удар в финале последней Лиги чемпионов (до ворот двадцать с лишним метров, а Зизу ловит мяч и крутит в девятку ворот «Байера») вошел в анналы игры № 1. Как и контракт с «Реалом», сумма которого превысила 60 миллионов долларов. При нынешнем финансовом кризисе футбола можно быть уверенным – это рекорд на года.

МНЕНИЯ

Ференц Пушкаш так прокомментировал вечное закрепление за ним десятого номера в «Кишпешт – Гонведе», венгерском клубе, за который он играл после второй мировой войны: «Десятый номер – самый почетный в команде, и теперь он будет только моим. Насколько я знаю, еще ни один венгерский клуб не делал своему бывшему футболисту такого подарка».

Хорхе Вальдано, спортивный директор «Реала»: «В 10-м номере по замыслу, а в прежние времена — и по существу, была воплощена самая творческая и романтическая часть футбола. Сегодня такие игроки становятся вымирающим видом. Я не преувеличиваю, это действительно повод для беспокойства. «Десяток»-самородков уже почти не осталось».