«Тогда Федорычев говорит: «Хорошо, но если вы проиграете, я тебя уволю!»

Нуну, тренер «Валенсии» - соперника «Зенита» в Лиге, в 2005-м стоял в воротах «Динамо». О нем вспоминает переводчик Виктор Кузьмин.
Виктор Кузьмин работал в в «Динамо» переводчиком при португальских игроках, которых в 2005-м году в клубе было девять (!) человек.
«Помню, на тренировках и на матчах Нуну был злой как зверь. Такая спортивная злость – готов был просто разорвать всех, - рассказывает Кузьмин. - Очень не любил проигрывать и пропускать. Если такое случалось, психовал: матерился на своем языке (никто не понимал, кроме переводчиков), и такое лицо было - как будто… кто-то умер. Всегда хотел быть первым – и в футболе, и, мне показалось, вообще по жизни - во всем, всегда и каждую минуту. Такая была натура. Поэтому и сделал карьеру.
Но надо учитывать еще, что его агентом был великий Жорже Мендеш. Он как папа. Если у Ротенберга – папа миллиардер, то и играть он будет всегда… Так и тут. Хотя, конечно, не хочу занижать способности Нуну. Кстати, он неплохо играл и в поле. В квадратах был не хуже других. Конечно, не бразильская техника, но для вратаря очень техничный. Здорово ногами играл на выходах. И очень бесстрашный. Как сумасшедший летел на мяч. Неважно, что перед ним: «скала» или «обрыв».
Был очень строгий. В частности, к своей жене (такая скромная, симпатичная девушка). Не деспот, конечно, но любил, чтобы все было четко и правильно. И к игрокам, и к нам – переводчикам - был очень требовательный, но он ведь в первую очередь и к себе так относился.
Дали ему с женой и двумя детьми, как и другим португальцам, отдельный домик в Новогорске. Потом они неподалеку сняли другой дом – большой, с садом, с фонтаном. Не сказать, что он был каким-то уж очень прихотливым, но хотел, чтобы во всем был достойный уровень, хотя деньги считать умел.
Португальцы приехали в тот год с такими мыслями, что они – Боги, а все вокруг – так себе…. Манише, Коштинью – те были вообще пижоны. Так себя любили! Поэтому и не заиграли в России, да, по-видимому, и приехали не для этого. А Нуну был другой – более земной, он хотел играть, поэтому и пахал на тренировках. И сразу стал первым вратарем – сменил Романа Березовского. Хотя оба были шикарные вратари, только Нуну более безбашенный: летел на мяч, не боясь ничего. А по остальным параметрам были равны. Но ведь тренер вратарей был бразилец, и главный Иво Вортманн – тоже, и помощники. Может быть, поэтому предпочитали в воротах своего – Нуну.
Но потом получилась очень некрасивая история с Манише и Коштинью. Вортманн был тренер очень принципиальный, однажды перед игрой он увидел их в каком-то баре и сказал: «Завтра вы не выйдете!» А Коштинью сказал: «Ты вообще никто и зовут тебя Никак. Завтра мы будем играть и тебя не спросим!» Он позвонил Федорычеву (бывший владелец «Динамо» - Прим. ред.), а тот - Вортманну. Иво и ему сказал: «Они играть не будут!» Тогда Федорычев говорит: «Хорошо, но если вы проиграете (игра была с ЦСКА), я тебя уволю!».
И вот в воскресенье мы проигрываем, а в понедельник всех бразильских тренеров увольняют. И для португальцев настали трудные времена. Пришли русские тренеры и поставили их на место: «Ребята, вы, конечно, суперзвезды, но с таким отношением играть не будете!». Это в меньшей степени относилось к Нуну, но тренер (Юрий Семин – Прим. ред.) хотел, чтобы в воротах стоял русский. Нуну оказался на скамейке, очень переживал, злился. Но на тренировках продолжал пахать с удвоенной силой - просто рвал и метал…».
Полный вариант рассказа Виктора Кузьмина плюс воспоминание о Нуну его партнера
Александра Точилина читайте в свежем номере «ССФ», который выйдет в печать завтра!





