«Вместо линзы глаз вытащил!»

8 октября – всемирный день зрения. Хороший повод, чтобы вспомнить футболистов-очкариков.
Но кроме голландца Эдгарда Давидса и вспоминать некого –
потому что в очках играть запрещено, а у Питбуля (так его прозвали за хватку)
очки были особенные: не бьющиеся – как подводные. ФИФА разрешила Давидсу играть
в виде исключения, чтобы не ломать ему блестящую карьеру. К тому же зрение тот испортил
в результате «травмы на производстве»: в 1995-м получил сотрясение мозга,
несколько лет спустя возникла глаукома, удалили, но запретили играть без
защиты. Любопытно вот что: Давидс так привык к очкам, что когда рана «зарубцевалась» и врачи разрешили снять «защиту», заявил:
«Мне так удобнее!»
Довольно много профи играют в
контактных линзах. Первым же таким футболистом в СССР стал в 1960-х полузащитник
«Шинника» Станислав Воротилин (ныне, увы, покойный). Вот что он мне рассказывал по
этому поводу:
– Это сейчас линзы маленькие, а
тогда в шестидесятых были огромные, с пятак, кондовые, пластмассовые. Мне их
сделали в Москве на Земляном валу. Я был тридцать второй в СССР, не спортсмен,
а просто человек, кто имел эти линзы, а из футболистов – первый. Расскажу
историю. Их же снимать с глаз было не так просто. Мне на шинном заводе главный
механик сделал такую грушу – присоску специальную, чтобы снимать. И вот однажды
после игры снял, но что-то нашло вечером, подумал, что на одном глазе осталась
линза. Беру присоску, вытягиваю, смотрю – глаз! Вместо линзы глаз вытащил!
Чтобы узнать, кто еще из футболистов играл в линзах, звоню Савелию Мышалову – бывшему врачу сборной СССР (сейчас работает в «Локомотиве»).
– У Виталия Шевченко в сборной один глаз плохо видел, – вспоминает Савелий Евсеевич. – Он надевал контактную линзу и в ней чувствовал себя великолепно. Кто-то еще играл и ходил в линзах в сборной – снимал на ночь, утром надевал. Кто-то близорукий был в «Локомотиве» – заказывал ему, помню, линзы в Москве… Но вот первое, что приходит на память: пара фигуристов Протопопов – Белоусова. Люда была совсем слепая, ходила в очках, а выступала, естественно без. Я работал с конькобежцами, а на Олимпиаде в Инсбруке в 1964-м меня прикрепили к фигуристам. Олег и Люда выиграли ту Олимпиаду и были нарасхват. А им очень нравилось, как Кудрявцев – тренер – готовил конькобежцев. Они попросились в нашу делегацию и поехали с нами в турне по Скандинавии. В Норвегии выступили в показательных. Зал был битком. Потом к ней подошли организаторы: «Людмила, чего вам подарить? Деньги дать не можем – вы любители». Она сразу: «Контактные линзы!» Ей подарили цейсовские, с голубым оттенком, красивые. Она их надела и просто ожила! Здесь в СССР купить линзы было невозможно…»
Играют в линзах Вильям Галлас (в 2008-м в матче за «Арсенал» против «Ливерпуля» взял и… ушел с поля в раздевалку: линзы терли, надо было их заменить), Пол Скоулз, Бастиан Швайнштайгер, Лилиан Тюрам, вратарь М'Боли (сборная Алжира)… В сборной Чехи собрались аж трое «слепых»: Павел Недвед, Ян Коллер и вратарь Петр Чех…
Насколько комфортно играть в линзах? Скажу по собственному опыту (у меня минус шесть): вполне. Однако, случаются и проблемы. Однажды, получил так мячом в лоб, что одна линза вылетела и, естественно, потерялась. На этом матч для меня закончился. Возникли трудности и когда впервые надел линзы на матч (играл за какой-то завод) – в конце 1980-х (тогда можно было заказать и купить, получив направление от окулиста). Ну, думаю, сейчас всем покажу класс, теперь и головой можно бить (до этого играл в простых очках – на таком уровне судьи разрешали). Но надел линзы «наизнанку», и весь матч бегал ошалевший, глаза слезоточили и страшно чесались. Хотел снять в перерыве, но не получалось – приклеились, как на клею.





