«Но труднее всего приходится в это время жене»

Игрок французской Лиги 1, пожелавший остаться анонимом, рассуждает о тяжелых травмах футболистов и связанных с ними изменениях психики.
- Когда выбываешь надолго из-за травмы – это самый трудный момент карьеры. В это время ты просто места себе не находишь, изводишься весь. Надо восстанавливаться, и ты делаешь, как заведенный, все, что надо. Тренируешься по восстановительной программе несколько раз в день, не зная в точности, когда снова вернешься в команду. Всегда есть страх, что если недоработаешь, можешь снова сломаться.
- Когда ты видишь подобные травмы, как у Фекира (разрыв крестообразных связок в товарищеском матче сборной Франции с Португалией), невольно думаешь, что ничего от тебя не зависит, человек – слишком хрупкий организм. Выходишь на матч, бегаешь и вдруг на 14-й минуте падаешь на ровном месте: разрыв крестообразных – выбыл на полгода. Ужас! Ты можешь как угодно предохраняться от этой травмы, быть в форме, добросовестно тренироваться, соблюдать режим, но если уж на судьбе написано…
- Фекир – технарь. Таких мало в чемпионате Франции. Большинство соперников превосходят его в физике. Вообще в Лиге 1 упор делается на физику, на тренировках мы недостаточно занимаемся техникой. В отличие, к примеру, от Испании: там больше невысоких техничных ребят, футбол более интеллектуальный. Все время, как стал профессионалом, я слышу от тренеров: «надо играть жестче», «надо быть крепче», «сегодня будет заруба»… Все правильно: люди не играют, а бьются, пашут по-черному. Не только защитники разрушители, но и нападающие. Во Франции очень мало таких, кто выигрывает за счет техники. Зато им больше всего и достается.
- Когда получаешь серьезную травму, переживаешь несколько состояний. Сначала - шок. Несколько дней ты пытаешься осмыслить то, что с тобой случилось. Затем наступает депрессия. Приходят мысли: «Все пропало, все кончено, мне не восстановиться». Даже начинаешь прикидывать, чем займешься, если не получится вернуться в футбол.
- Но труднее всего, мне кажется, приходится в это время жене. Несколько лет назад я получил серьезную травму, и моя благоверная очень тяжело все это пережила. Вообще меняется вся жизнь. Два месяца я торчал дома. С начала карьеры ты каждый день едешь на тренировки, и вдруг оказываешься в четырех стенах. Даже если ты прекрасно ладил с женой, в какой-то момент она может сорваться. Потому что ты невольно на нее распространяется твой негатив. Но такое испытание, такой опыт тоже нужен. Даже в чисто житейском смысле.
- Фекир, может быть, заиграет еще сильнее, чем до травмы. Но заиграет иначе. У него будет несколько иное восприятие футбола. Очень трудно смириться с тем, что ты – не тот, что был раньше. Меняются какие-то нюансы твоей игры, которые выработались с детства. Меняется твой стиль, и это надо пережить. Но техничным игрокам, как Фекир, перестроиться легче. Они даже могут прибавить. Тот же Роналду – сколько он тяжелых травм получил, а как играет!
- Когда ты травмирован, очень важна реакция партнеров и тренера. Когда у нас в команде кто-то выбывает надолго, мы не забываем про него, посылаем ему какие-то смешные видеописьма, сообщения. Нам это не трудно, а для него это очень важно. Когда я лечился, тренер посылал мне смски, писал, что рассчитывает на меня, желал скорейшего выздоровления. Это реально поднимает настроение. Когда знаешь, что на тебя рассчитывают, еще с большим желанием делаешь все эти восстановительные упражнения.





