«Пленник собственной неуклюжести стал забивать». Как «Зенит» раскрывает Дзюбу

Обозреватель Sovsport.ru Юрий Цыбанев на примерах из «Зенита» задается вопросом: умеют ли в «Спартаке» использовать сильные качества своих игроков?
Артем Дзюба забивает и забивает.
Выглядит это по большей части так. Халк набрасывает – Дзюба в воздухе ловит передачу и переводит мяч в ворота. Причем проделывает это все более сноровисто – раскладывает мячи по углам. А набрасывает на форварда уже не только Халк. В последних матчах эту функцию с нужной точностью исполнили и Гарай, и Кришито.
Примерно полкруга питерская команда потратила на то, чтобы взять в толк, зачем ей нужен Дзюба и как его с наибольшей выгодой использовать. Учтите, ведь «Зенит»-то исторически со времен Адвоката не практиковал атаку со второго этажа. Принципиально играл низом. И со Спаллетти, и с Виллашем-Боашем до недавней поры. И Дзюба в русле этой исторической традиции чувствовал себя на первых порах неловко – как слон в посудной лавке.
Но чего не отнять у «Зенита» новых его времен, так это стремления и умения играть на сильных качествах своих игроков.
Появился Халк с репутацией супермена – тащи игру на себе, здоровяк. Бери ее, игры, на себя столько, сколько твои могучие плечи выдержат.
Скажете, так это Халк, уникум. А я вам тогда приведу пример со Смольниковым. Приобрели-то в свое время этакого скромнягу-дублера. А выявили и раскрыли игрока-молнию. Игрока, выдающего гарантию взятия ворот после набега по специально подготовленному для этого правостороннему коридору.
А теперь примерно так же в команде была проработана инструкция по применению Дзюбы.
Мне же меж тем вспоминается практика Артема в «Спартаке». Он ведь тогда по большей части представлялся игроком не развитым, что ли. Что-то мог изобразить внизу – но изредка. Габариты вроде как понуждали его активничать на передовой – но и там он не нарабатывал нужные навыки, а выглядел пленником своей неуклюжести. Если даже выигрывал верховой мяч и направлял его в цель, арбитры нередко, наказывая его за попутные фолы, сей успех отменяли.
Валерий Карпин использовал Дзюбу во втором эшелоне атаки, и служил форвард этаким скрипучим штопором, как-нибудь продираясь сквозь оборонительные заслоны…
Прочитал вот у Евгения Ловчева про полумастеров, составляющих ныне команду «Спартак». Но мне думается, что и Дзюба, и тот же Смольников к моменту перехода в «Зенит» никак уж не были сложившимися мастерами с очевидным потенциалом.
Просто в «Спартаке», в отличие от «Зенита», с какого-то времени разучились строить игру на сильных сторонах своих футболистов. Последним нападающим, из которого красно-белые выжимали максимальную пользу, был, пожалуй, Веллитон.
«Спартаку» не хватает ни класса, ни характера». Евгений Ловчев об итогах кубковой игры с «Кубанью»
Даст Бог, поправится попрыгунчик Зе Луиш. Вы уверены, что в «Спартаке» его прыжковые способности будут использованы с той же эффективностью, с какой «Зенит» извлекает выгоду из Дзюбы?
Я в этом сомневаюсь. Потому хотя бы, что перед глазами пример Промеса – игрока, хоть и забивающего немало, но толком не обустроенного в структуре игры. А ведь этот парень не только бежит и обводит. Мы своими глазами видели, какая у него дальнобойная пушка! Но стреляла она в августе – начале сентября. А потом заглохла. Хотя, казалось бы, провоцируй «Спартак» соперников (а такие вещи нужно готовить специально!) пару-тройку раз за матч на фолы в зонах, где голландец готов установить свое орудие – и команда получила бы капитальную прибавку к своей скудноватой результативности.
Если какой-то тренер недоволен мастерством своих исполнителей – ему не обязательно нужно верить на слово. Возможно, он просто не умеет составить дельную инструкцию по применению игроков.





