Из ведомых в ведущие

Наш корреспондент побывал на товарищеском матче Россия – Португалия (1:0) в Краснодаре и увидел признаки постепенной нормализации футбольной сборной России.
МЕЧЕТЬ
В пятницу, 13‑го, а когда же еще, я возвращался с пригородной базы «Краснодара», хлебнув там общения с Олегом Кононовым и Андреем Тихоновым. На въезд в город была огромная пробка. (Кубанцы ремонтируют свои дороги. Одни говорят, чтобы сделать их лучше. Другие – чтобы освоить до конца года автодорожные деньги, иначе новых не дадут.) Пришлось ехать кружным путем, через Адыгею. И миновать маленький аул Шенджий. С древним городищем, где нашли черепки II века до н.э., и с маленькой аккуратной мечетью.
Никто тогда еще не предполагал парижской войны. Все были еще живы, все, все, все. И мыслей никаких не мелькнуло, совру, если скажу иначе. Вспомнилась мечетька потом. Позже. Той же ночью, в пятницу, 13‑го.
Почему никто не вторгается в Шенджий с бомбежками? Почему жители двухтысячного аула не формируют террористические группы из полутора человек, чтобы взрывать стадион «Кубань»? Почему через одноименную реку от полумесяцев мечети спокойно золотятся православные купола?
Разные религии, разные люди, разные анклавы и общности. Но ведь можно же жить без смертей?!
Перед матчем Россия – Португалия уже не было места подобной философии. А была пора действовать, проверять, упреждать, контролировать. Париж наложил отпечаток. Краснодар подсобрался.
За много часов до матча бродящих у стадиона людей останавливали для проверки сумок и рюкзачков. Собаки несколько раз бороздили трибуны с нюхом наперевес. Для «випов» закрыли парковку у самых трибун. Плеснули ФСБ в большой отряд полиции. Подняли по тревоге полторы сотни омоновцев. Внедрили в оцепление казаков в портупеях и каракуле.
Матч состоялся. ЧП – нет. Все прошло позитивно. На стадионе собрались адыгейцы, русские, армяне, чеченцы и еще с полсотни национальностей, наверное. Никто не принес с собой взрывчатку и не выяснял отношения на трибунах. Одни люди не мстили другим, убивая третьих, как в Париже. А то, что сделано это было на футболе, возводит современный мир к высокой степени безумства.
СОСТАВ
Обратите внимание: Леониду Слуцкому, которого из-за овала лица, наверное, только немой не упрекал в мягкости, совершенно плевать на чужое мнение о методах его работы. «Наигрывай, Леонид! Ищи молодых, родина в опасности!» – доносится со всех сторон. А Леонид выставляет на матч с португальцами старых. В прямом и переносном смысле.
И резоны такого решения далеки от поверхностных. Фернанду Сантуш, главный тренер сборной Португалии, за год привлек в состав 11 игроков моложе 23 лет. А в Краснодаре включил в основу 18‑летнего форварда «Бенфики» Гонсалу Гедеша, обойдясь без целой обоймы великих. Слуцкому по идее сам бог велел поступить схожим образом. Ну что он, Широкова в деле не видел? Или Игнашевича?
Но давайте теперь отключим риторику. И тут же поймем: а ведь не видел. В своей сборной – точно нет. У Фернанду Сантуша был год. У Слуцкого – только 4 матча. Он не наигрался пока в оловянных солдатиков. Ему были нужны лучшие, чтобы понять истинные козыри сборной. Или масштаб бедствия – это зависит как раз от «лучшести» или «худшести» лучших.
Глядя на молодых и резервистов, можно сделать выводы только о них самих. Глядя на сильнейших – о перспективах команды в целом. И своих собственных. Именно поэтому на поле стадиона «Кубань» вышли и максимально долго там оставались люди из обоймы.
Если бы такое в сотый раз провернул Фабио Капелло, мы бы исплевались, наверное. Потому что за этим не угадывалась мысль. Человек ходил на половину матчей российского чемпионата, мял свою команду больше трех лет, пока не смял окончательно. Выучи уже фамилии тех, кому доверяешь, и начинай проверять других! Но Капелло мял все тех же.
У Слуцкого мысль угадывалась. У него сейчас такой период, когда надо проверять в первую очередь себя. А потом уже фиксировать в голове вечные ценности.
ДОБРОЕ
Россия обезмячила Португалию. И это было, с одной стороны, забавно. С другой – выглядело чуть ли не случайностью. Знаете, как это у нас бывает, да? Выходим с боевым настроем, глаза горят. Потом раз – и уткнулись в соперника либо в самих себя. Не сложилось, не пошло. Удел ведомых.
Слуцкий на послематчевой пресс-конференции подтвердил: он сознательно дал сборной установку быть ведущими. То ли кровоточила рана манчестерской недееспособности ЦСКА, то ли захотелось провентилировать саму возможность подобного. И простоватый состав португальцев такому лишь потворствовал.
У наших получилось. По свидетельству португальских коллег, они не увидели свою команду на поле. А я, напротив, увидел в португальцах капелловскую Россию. Жарко, бессмысленно, энергозатратно. И удобно для взнуздывания. Не скажешь ведь, что российский центр в лице Мамаева, Дзагоева, Широкова, Денисова, Самедова – это что-то новенькое. У них на пятерых под двести матчей в футболках сборной, наверное, набежит. Но именно эти пятеро при поддержке фланговых Жиркова и особенно Кузьмина оккупировали в субботу краснодарский газон. Потому что стягивались-растягивались при атаке-обороне как надо. И потому что в принципе могут держать мяч.
В этой связи особенно интересен казус Широкова. Не сказать, что Роман выдал против португальцев суперматч. Но он забил. И он точно был на поле лидером. Хватает Широкову сил в 34 года или нет, можно дискутировать до упаду. Нельзя только не признать, что в «Спартаке» играет совсем другой Широков. Обезмяченный, как португальцы, зауженный и стреноженный.
Только ли в игроке причина? У меня есть вариант ответа. Но лучше как-нибудь спрошу у Слуцкого.
ТУМАННОЕ
И этого хватало, конечно. Наиболее призрачным из наших казался Жирков. Его можно охарактеризовать штампованным словосочетанием «игры не испортил». И это будет позитивной оценкой. Почти как премия за многолетний вклад. Однако у Жиркова еще не остывший имидж гвоздя, на котором в сборной вертелось многое. Против португальцев же он был одним из.
Через левый фланг обороны мы получили несколько опасных португальских атак. Через левый фланг полузащиты мы недополучили несколько своих опасных атак. Было старание. Не было доминанты.
С Дзагоевым немного другая история. Слуцкий, сдается, осознанно упрощает его задачу, понимая, что Алан справится с опорной зоной не хуже других. В какой-то степени это жертва. Дзагоеву, уверен, хочется туда, где Широков с Мамаевым, в открытое диспетчерское море. Но пока складывается так, а не иначе. Он полезен, но менее заметен в оттяжке. Он работящ, но не утончен.
А с остальными, знаете ли, как-то все понятно. Они делали что могли – и делали неплохо. Разумеется, возникает вопрос, хватило бы этого не против ослабленных португальцев, а, скажем, против основы итальянцев? Но вот тут к теме подмешивается новое ощущение. Возможности игроков сборной в целом понятны. Возможности тренера – не до конца. И мысль: «Слуцкий что-нибудь придумает», признаться, греет и бодрит. Подзабытое и приятное чувство.
ДЗЮБА
Человек-фонтан с каждой новой игрой обрызгивает все больше. Если бы Дзюбы не было, его стоило бы придумать. Уникальный тип. Подлинный шоумен, не исчезавший бы на Западе с первых полос газет. И не только спортивных.
В Краснодаре Дзюба организовал гастроли театра под управлением самого себя. Для начала пробил головой в перекладину. Затем попробовал применить свой шишковатый дриблинг. И у него получилось! А соперником, которого обыграл Дзюба в чужой штрафной, стал лично Пепе.
После осознания этих фактов у Дзюбы открылись чакры. Шутник в раздевалке, он стал шутить на поле. Для португальцев этот шутящий центнер обернулся большой головной болью. Они не знали, что в России есть такое. Они не просчитывали его пяток, не понимали логики перемещения столь крупного тела в пространстве.
Запутав соперника окончательно, Дзюба добил его самым простым способом: дубиной в лоб, коротким точным голевым пасом. И удостоился восторженных послематчевых отзывов португальской прессы. Мышцы, скрещенные с техникой, всегда ценились в футболе.
Не отстанем и мы от зарубежных коллег. Дзюба постепенно вырастает не просто в классного форварда – в явление. И хорошо, если бы этот рост сохранился до Франции-2016.





