Где деньги, Лебовски?

В то время, как по всему миру гремят «Звездные войны», «ССФ» вспоминает другую голливудскую классику – комедию братьев Коэн «Большой Лебовски».
news
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЮДИ В ИТАЛИИ. В то время, как по всему миру гремят «Звездные войны», «ССФ» вспоминает другую голливудскую классику – комедию братьев Коэн «Большой Лебовски». Кто бы мог подумать, что Дюдя (прозвище главного героя фильма – Джеффри Лебовски в исполнении Джеффа Бриджеса) станет футбольной командой в Италии?

1:99

Жил-был в пригороде Флоренции мужик по имени Луиджи. Вел мелкий бизнес, болел, как положено, за «Фиорентину». Вот только после ухода из команды Габриэля Батистуты (дело было в начале 2000‑х) страсть его к «фиалкам» поостыла. И как-то раз, прихлебывая в компании друзей просекко, в голову Луиджи пришла чудная идея.
– Хочу организовать собственный клуб, – воскликнул он. – Чтобы ходить на стадион в выходные и поддерживать своих, родных. Как бы назвать проект?
– Назови «Лебовски», – посоветовали товарищи. – Ты ж вылитый Дюдя.
Почему бы и нет? Луиджи действительно напоминал Дюдю, главного героя культовой комедии братьев Коэн «Большой Лебовски» (вышла на экраны в 1998 году). Даже волосы зачесывал так же.
Сказано – сделано. Правда, сделано неважно. Сезон-2003/04 команда завершила с разницей мячей 1:99 и опозорилась на всю Тоскану. Безусловно, с такими показателями «Лебовски» заслуживал вылета, но вылетать было некуда. Клуб и без того выступал в слабейшей лиге Италии, провинциальной Terza Categoria.

«ФУТБОЛ СТАЛ СЛИШКОМ СЛАЩАВЫМ»

Тогда-то, в 2004‑м, и нагрянули они. Просто явились на один из матчей «Лебовски» в местечке Сан-Годенцо и начали распевать песни и зажигать файеры.
– Это была группировка ультрас, и выглядели они угрожающе, – рассказывали потом футболисты «Лебовски». – Мы и играть толком не могли, думали только о том, что эти парни сейчас начнут избивать нас за ужасные результаты.
Но ультрас не желали драться. Они пришли совсем с другой целью.
– Все мы когда-то были болельщиками «Фиорентины», – рассказывает один из лидеров фанатов Марко Цвингауэр. – Но в определенный момент часть ультрас приняла решение отказаться от поддержки клуба. Это был наш протест против системы. Мы устали от чемпионатов без интриги. Устали от зацикленности клубов на деньгах. Устали от махинаций, обмана и постоянных ограничений для болельщиков. Футбол стал слишком фальшивым, слишком слащавым. Он лишился эмоций и превратился в товар. И мы решили навсегда уйти со стадиона и найти клуб, за который можно было бы болеть всем сердцем. Мы снова хотели получать удовольствие от игры. «Лебовски» смог вернуть нам ощущение свободы и праздника.
– Почему выбор пал именно на «Лебовски»?
– Чистая случайность. Сидели с ребятами на лавке в парке, просматривали в местной газете футбольные результаты. Тут один из парней засмеялся: «Смотрите, предпоследняя команда чемпионата обыграла последнюю со счетом 8:2! Они вообще ни о чем не парятся!». Проигравшим, конечно же, оказался «Лебовски». Всем понравилось это название. Кроме того, многим из нас был близок герой Дюди. Мы считали себя такими же пацифистами, как и он. Обычные ребята, которые просто пытаются получить удовольствие от повседневных занятий.

«НАС ОБЫГРЫВАЮТ, А НАМ ПОФИГ»

Благодаря нелепой случайности аутсайдер девятой по значимости лиги Италии обрел торсиду из 50 человек. Бывшие ультрас «Фиорентины» нарекли себя «Последними из выживших».
– «Лебовски» продолжали обыгрывать все подряд, но нам было пофиг, – говорит Цвингауэр. – Мы видели, что наши парни бьются, не жалея ног. И поддерживали их изо всех сил. Мы чувствовали единение. Каждый матч был настоящим праздником. Таким и должен быть футбол, таким он и задумывался.
В 2010 году владелец «Лебовски» Луиджи по прозвищу Дюдя передал все права на клуб «Последним из выживших».
– Он сказал нам: «Вы дышите этой командой, так пусть она будет вашей», – вспоминает Цвингауэр.
И ультрас всерьез взялись за проект. Сперва переименовали клуб в «CS Lebowski» (CS – Centro Storico, с итальянского – старый город. – Прим.ред.). Старый город – как напоминание о площади д‘Азельо во Флоренции, где фанаты раньше собирались перед играми. Создали логотип с изображением Дюди. И, наконец, ввели горизонтальную структуру управления клубом. Иначе говоря, все сотрудники равны в правах, обязанностях и ответственности. А сотрудником клуба является каждый, кто потратил 20 евро на сезонный абонемент. И таковых уже более 400 человек!

«ЛЕБОВСКИ» – ЭТО РОМАНТИКА»

– Это команда болельщиков для болельщиков, – говорит Цвингауэр. – Беспрецедентный случай для Италии. Сейчас бюджет клуба составляет уже порядка 70 тысяч евро. 70 процентов этой суммы – средства фанатов. Остальное выделяют местные общественные организации. Зарплату игрокам мы не платим. При этом многие сами вызываются выступать за клуб и защищать его цвета и принципы. Скажем, в этом сезоне к команде присоединился нападающий Паоло Монтаньи. Ему хоть и 42 года, но это отличное усиление. Он настоящая легенда любительских лиг Италии – за карьеру наколотил более 400 голов.
– И зачем ему «Лебовски»?
– Потому что это невероятно классный проект. Мы независимы, и мы одно целое. Есть у нас одна традиция: перед каждой игрой футболисты и фанаты собираются вместе, готовят и обедают. После чего все вместе отправляются на матч. Где еще в современном футболе такое возможно?
«Лебовски» – это романтика. Как будто мы живем не в 2015‑м, а вернулись в 80‑е. Конечно, есть и проблемы. Никак не можем найти постоянный стадион, за пять лет сменили уже три арены. Везде заламывают цены за аренду…
P.S. За последние пять лет «Лебовски» совершил настоящий прорыв: поднялся по дивизионной лестнице аж на два уровня. Нынешний сезон, в седьмой по значимости лиге Италии, команда проводит пока не слишком удачно, занимая после 13 туров седьмую строчку. Но никто не напрягается. Главное, что дело Дюди живет!

О ЧЕМ ФИЛЬМ?

Джеффри «Дюдя» Лебовски – безработный пацифист, основными и практически единственными интересами которого являются курение марихуаны, употребление алкогольного коктейля «Белый русский», прослушивание песен группы Creedence Clearwater Revival и боулинг. Дюдя случайно попадает в центр авантюры по хищению одного миллиона долларов.
Фарсовая комедия «Большой Лебовски» не имела большого коммерческого успеха, но собрала вокруг себя огромное количество фанатов и благодаря обилию юмора стала «первым культовым фильмом эпохи интернета». По нему написаны книги, созданы сайты, ежегодно проводятся фестивали имени Лебовски, распространяется целое философское учение Дюдеизм, основанное на образе главного героя. Многие реплики персонажей стали крылатыми фразами.