Светопреставление

null
news

Авария с электричеством, вследствие которой стадион погружается во тьму и продолжение матча оказывается невозможным, – событие досадное, но нет-нет да и встречающееся в футбольной практике. Что делать в таких случаях? Наказывать ли принимающую сторону, и если да, то как?

ИСПАНИЯ:  САМЫЙ  СПРАВЕДЛИВЫЙ  РЕГЛАМЕНТ

Незадолго до инцидента в Тбилиси то же самое произошло в испанском чемпионате. Матч второго тура в Севилье между «Бетисом» и «Реалом» не удалось доиграть до конца: хозяева вели 1:0, когда на стадионе «Руис де Лопера» погас свет. В Испании на сей счет издавна существует четкий регламент, которому всегда следуют: недоигранное время доигрывают потом в специально назначенный день, причем с той минуты, когда прекратился матч. Как правило, попутно накладывается дисквалификация на клуб, который не смог обеспечить нормальные условия проведения встречи. К примеру, «де Лопера» был дисквалифицирован на два матча.

Испанское правило представляется наиболее разумным, но нигде (или почти нигде) в мире оно больше не применяется. Обычно властные органы выносят в таких случаях иные решения.

«РАПИДУ»  ПРИСУДИЛИ 0:3

По регламенту УЕФА, матч в таких случаях должен быть переигран на следующий день полностью. Но только когда это действительно возможно без ущерба для последующего графика встреч.

25 сентября прошлого года в Бухаресте в ответном матче Кубка УЕФА между местным «Рапидом» и «Пари Сен-Жермен» за пять минут до окончания дополнительного времени на стадионе погасли осветительные мачты. «ПСЖ» к тому времени вел 1:0 и контролировал ход встречи. Просидев чуть ли не полтора часа в раздевалках и не дождавшись включения электричества, французы отправились домой.

УЕФА предложил поступить в соответствии с регламентом, то есть провести игру на следующий день, 26-го. А этого-то «ПСЖ» как раз делать и не собирался. Оно и понятно: популярный французский клуб находился в пяти минутах от квалификации в следующий раунд, когда из-за неисправности кабеля, находившегося в километре от стадиона, погас свет. Переигровка же, соответствующая правилам Европейского союза, но никак не здравому смыслу, была определенно на руку румынам и могла закончиться с любым счетом, включая неблагоприятный для «ПСЖ».

В итоге правила УЕФА оказались, как это нередко случалось и прежде, попраны. Хотя в этот раз упрекнуть чиновников в необъективности как-то язык не поворачивается. Словом, вопреки собственным законам, УЕФА присудил техническую победу (3:0) парижанам. Было признано, что «Рапид» несет ответственность за проблемы с электричеством (света, впрочем, лишился весь близлежащий район, к чему сам клуб никакого отношения не имеет) и за то, что на стадионе не оказалось резервного источника питания, как того требуют инструкции.

ЭСТОНЦЕВ  СДЕЛАЛИ КРАЙНИМИ

В 1996 году отборочный матч чемпионата мира между сборными Шотландии и Эстонии в Таллине не состоялся в назначенный срок (9 октября). Правда, там и комиссия УЕФА, откровенно говоря, намудрила. Сначала она установила, что электрическое освещение местного стадиона не соответствует норме, и запретила проводить встречу в вечернее время, уведомив об этом обе стороны. Затем приняла решение провести матч в дневное время, о чем почему-то узнали только шотландцы. В три часа дня сборная Шотландии в одиночестве вышла на поле и подождала некоторое время ничего не подозревавшую и уехавшую на базу сборную Эстонии. Затем шотландцы символически разыграли мяч, и арбитр так же символически дал финальный свисток.

Первоначально Эстонии засчитали техническое поражение. Но затем, приняв во внимание то, что она стала жертвой недоразумения, дали ей возможность сыграть этот матч. Правда, эстонцы провели его не на своем поле, а на нейтральном в Монако. Встреча состоялась в начале 1997 года и завершилась нулевой ничьей.

ПЕРЕИГРОВКА –  НЕ НА РУКУ ХОЗЯЕВАМ

В матче предварительного раунда Лиги чемпионов-97/98 МТК (Венгрия) – «Русенборг» (Норвегия) на 67-й минуте также погас свет. Хозяева вели к тому времени 3:2, а состоявшаяся на следующий день переигровка принесла МТК одни неприятности. Венгры проиграли на своем поле 0:1, а в ответном матче на выезде уступили еще крупнее — 1:3.

Ничего не выгадали от проблем с электричеством и футболисты греческого АЕКа, которые в 1983 году сыграли вничью (3:3) дома с «Кельном» в матче Кубка УЕФА. Гости подали протест в связи с тем, что встреча прошла при неудовлетворительном освещении. Протест был удовлетворен, назначили переигровку, и она принесла победу «Кельну» – 1:0. А дома немцы разгромили греков 5:0.  

ДРУГИЕ СЛУЧАИ СРЫВА МАТЧЕЙ

25 ноября 1999 года тренер «Лидса» Дэвид О’Лири отказался выводить команду на промерзшее поле «Лужников» в третьем раунде Кубка УЕФА-99/00 со «Спартаком». Он добился понимания со стороны представителей УЕФА, и матч перенесли из Москвы в Софию. 2 декабря в болгарской столице «Спартак» все равно победил – 2:1.

Ровно годом ранее, 25 ноября 1998 года, должен был состояться поединок Лиги чемпионов «Галатасарай» – «Ювентус». Но его перенесли, причем опять же на 2 декабря. «Ювентус» воздержался от поездки в Стамбул по политическим мотивам: накануне итальянская полиция арестовала лидера курдских повстанцев Оджалана, и угроза мести была вполне реальной. УЕФА согласился с доводами «Старой синьоры». Через неделю, когда напряженность спала, команды вышли на поле и сыграли вничью 1:1.

В квалификационном раунде Кубка кубков-93/94 латвийский РАФ из Елгавы, победив дома 1:0, не сумел прибыть в срок на ответный матч с фарерским ХБ (Торсхавн), застряв из-за густого тумана где-то в Швеции. Отчаявшись дождаться летной погоды, РАФ развернулся и улетел домой. Латыши уведомили УЕФА о том, что уже не успевают на игру, но все равно получили техническое поражение 0:3.

Киевское «Динамо» не подозревало, во что выльется поездка в Стамбул на четвертьфинальный матч Кубка чемпионов-86/87 с «Бешикташем». Игра должна была состояться 4 марта 1987 года, но в этот день на турецкую столицу обрушилась самая настоящая стихия. Повалил густой снегопад, который сделал невозможным проведение матча. Не прекратилось это безобразие ни через день, ни через два, ни через три. Динамовцы оказались забаррикадированными в гостинице на целых 10 дней! Только 14 марта многострадальная встреча наконец состоялась. Как ни странно, отсутствие тренировок не повлияло на качество игры «Динамо» в этом матче. Оно добилось сверхкрупной победы – 5:0.

17 марта 1993 года поле «Лужников» перед четвертьфинальным матчем Кубка кубков между «Спартаком» и «Фейеноордом» представляло собой месиво. Французский судья Кинью решил, что качество газона несовместимо с футболом и перенес как дату матча, так и место. Он состоялся на следующий день на стадионе «Торпедо». На игре «Спартака» это событие никак не отразилось: он повторно выиграл (1:0), до этого преуспев в гостях (3:1).

Новости. Футбол