Работяга Жирков и соколы английского полета

Юрий Жирков, конечно, везунчик. Получил шанс завершить карьеру в российском топ-клубе. Дай бог, чтобы все у него с «Зенитом» сложилось.
Взглянешь на футбольные судьбы наших лауреатов Евро-2008 – какая же пестрота карьерных поворотов! И просто диву даешься, как это Гусу удалось тогда создать и сгустить единую энергетическую субстанцию из разнохарактерности и разношерстности.
На одном полюсе Сергей Семак, Константин Зырянов, Александр Анюков, цеэсковская оборонительная компания, отжавшие либо отжимающие карьеры по максимуму, не дергаясь. На другом – Иван Саенко, безвременно с футболом закончивший, Денис Колодин, Дмитрий Сычев, стремительно потерявшие качество и спрос на себя.

Но особенно интересны – для характеристики поколения нулевых – те, кого Евро-2008 вывел на европейскую орбиту, выписав путевки в АПЛ. Юрий Жирков. Андрей Аршавин. Роман Павлюченко. Динияр Билялетдинов.
Да, нынешний, финальный, поворот в карьере Жиркова, если он сбудется, качественно отличается от виражей, заложенных его товарищами по былой английской участи. Судьба играет футболистом. Или футболист прокладывает себе судьбу?
Жирков-то – игрок-работяга. Игрок-функция. И он, как мы помним, никуда из ЦСКА не рвался. Что называется, «без меня меня женили», если оглянуться на ту его командировку в «Челси». Ему бы трудиться и трудиться, долгосрочно и бесперебойно, на левофланговом цеэсковском станке – глядишь, больше вышло бы толку и для сборной, да и для ЦСКА (если принять в расчет уровень жирковского сменщика Щенникова). Но Юре пришлось смириться с вызовом судьбы – и сохранил он от себя футбольного столько, сколько было в его ментальных силах.

Аршавин, Павлюченко, Билялетдинов – другие. Кот, гуляющий сам по себе. Спящий гигант. Нежный сердцем татарин (есть в этом народе поговорка – «слабый сердцем татарин», но, сочувствуя вовсе не сложившейся карьере Динияра, смягчаю формулировку, чтоб не добавлять соли на раны). И из Англии они возвращались, быть может, напевая из раннего Высоцкого: «Но спускаемся мы с покоренных вершин – что же делать, и боги спускались на землю».
А по возвращении у них не получилось ничего (если не считать коротенький ностальгический отрезок у Аршавина еще при Спаллетти). К вящему, верно, изумлению наших покорителей Англии в жанре блицкрига, имя на них не поработало.
Не кочегары и не плотники. А долговременных монтажников-высотников из них не вышло.
Дети тучных футбольных годов. Хотите – баловни, хотите – жертвы.

Но вот ведь интересно: Роман Павлюченко настоятельно советует Александру Кокорину испытать себя в Англии, коли подвернется шанс. Вспоминая себя апээловского и, возможно, заодно из школьной программы про смелого Сокола: «Я славно пожил! Я видел небо!».
Да вот незадача: российское футбольное поколение 10‑х, в отличие от поколения нулевых, пока даже понятия не имеет, что это такое – покорение европейских высот. И не знаем мы про него ничего – ни предела мечтаний, ни границы возможного…





