Почему Китай всех купил? Главные вопросы о главной сенсации зимнего рынка

Покупки китайских клубов в январе (суммарно – 180 млн евро) просто неприлично дороги. Sovsport.ru рассказывает о том, что это такое.
1. Зачем клубы вкладывают миллионы?
Считается, что основной мотив – развитие футбола в стране. Не раз появлялась информация, что правительство Китая попросило влиятельных предпринимателей не жалеть денег на футбольные команды. В ближайшие десятилетия Китай хочет провести у себя чемпионат мира, а также вырастить поколение игроков, которые смогут вывести сборную страны на лидирующие позиции в Азии.
При этом китайские клубы уже не берут звезд, идущих с ярмарки, тех, кому далеко за 30. Да, приглашают опытных, сложившихся мастеров, но ветеранов вроде 35-летнего Роналдиньо там уже нет. Впрочем, экс-звезда «Барселоны» еще может оказаться в одной из китайских команд, но это не топ-клуб. При этом в Китае есть лимит – пятеро иностранцев в заявке, при этом один должен быть непременно азиатом.
С учетом всех свершившихся на данный момент трансферов, в Китае будут выступать уже 25 бразильцев (напомним, в российской премьер-лиге их «только» 20).
Выбор китайского астронома. Бывший пресс-атташе «Шахтера» – о переезде Алекса Тейшейры в Китай
2. Кто дает клубам деньги?
Китайский футбол живет в основном за счет частных инвесторов. Бизнес в стране процветает, а потому желающие вложить деньги в команды всегда имеются. Расскажем о трех самых расточительных командах трансферного окна.
Чемпион по затратам – клуб Дана Петреску «Цзянсу Сайнти». Он потратил на приобретение игроков 86 миллионов евро. Сумму на трансферы выделили владельцы клуба – компания Suning Commerce Group. Это одно из крупнейших частных предприятий Китая, занимается розничной торговлей и владеет 1600 магазинами по всей стране. Чистый доход компании на 2012 год составлял 442 миллиона евро.
«Хэбэй Форчун», новичок суперлиги, второй по затратам среди китайских команд – 46,4 миллиона евро. Клуб был основан лишь в
2010 году, а с прошлого сезона у него сменился владелец. Теперь немалые суммы в футбол вкладывает компания, занимающаяся недвижимостью и
строительством – China Fortune Land.
Кстати, состояние владельца
фирмы Ванга Венксю на 2015 год составляло 4 миллиарда евро.
Чемпион страны – «Гуанчжоу Эвергранд» – попал на третье место по затратам после всего-то одного трансфера. Клуб заплатил «Атлетико» 42 миллиона евро за нападающего Джексона Мартинеса. У «Гуанчжоу» сразу два главных акционера: компания-застройщик Evergrande Real Estate Group (60%) и работающая в сфере интернет-коммерции Alibaba Group (40%).
3. Почему в чемпионате так много бразильцев?
Некоторое время назад в Китае играли Вагнер Лав, Робиньо, Гуларт, Тарделли. Сейчас в суперлигу приехали Рамирес и Тейшейра. Возможно, переберется из Арабских Эмиратов и экс-армеец Жо. Ходили слухи о том, что «Гуанчжоу Эвергранд» предложил «Зениту» 30 миллионов евро за Халка. А на днях в «Челси» поступил запрос относительно полузащитника Оскара. «Цзянсу Сайнти» предложил лондонцам 75 миллионов евро.
Отметим, что всем бразильским футболистам, уехавшим в этом году в Китай, помогал один и тот же агент - Джулиано Бертолуччи. Бразилец – хороший друг известного предпринимателя и основателя инвестиционного фонда MSI Киа Джурабчана. Именно благодаря Киа бывший вратарь сборной Бразилии по водному поло стал одним из самых влиятельных агентов в мире. Он участвовал в переходе Тейшейры, Рамиреса, может помочь в переговорах по Жо, а также является представителем Оскара.
Помимо названных футболистов, Бертолуччи сотрудничает с Давидом Луисом, Маркиньосом, Виллианом, Жусилеем, Паулиньо и Тарделли.
4. Что такое китайская суперлига?
В чемпионате Китая играет 16 команд. Титул чемпиона суперлиги, которая была основана в 2004 году, завоевывали шесть клубов: «Шэньчжэнь», «Далянь Шидэ», «Шаньдун Лунэн», «Шанхай Шэньхуа», «Чанчунь Ятай», «Бэйцзин Гоань» и «Гуанчжоу Эвергранд».
Лучшие бомбардиры последних трех лет: бразильцы Элкесон (2013 – 22 гола, 2014 – 28 голов) и Алоизио (2015 – 22 года).
Лучшие тренеры последних трех сезонов: Луис Фелипе Сколари (2015, «Гуанчжоу Эвергранд»), Грегорио Мансано (2014, «Бэйцзин Гоань»), Марчелло Липпи (2013, «Гуанчжоу Эвергранд»).
5. Какие у чемпионата особенности?
Во-первых, существует жесткий лимит на легионеров по схеме 4+1 – в заявке могут быть лишь пятеро иностранцев. В матче этот лимит еже жестче – схема 3+1, то есть один иностранец, внесенный в заявку, лишний.
Во-вторых, удивляет вместимость стадионов и высокая посещаемость. Только у двух клубов суперлиги арены рассчитаны менее чем на 20 тысяч зрителей: «Гуанчжоу Фули» (18 тысяч) и «Шанхай Шэньсинь» (16 тысяч). Самый большой стадион у «Бэйцзин Гоань» – 66 тысяч. За ним идет арена «Цзянсу Сайнти» (61 тысяча). В среднем на каждом матче чемпионата присутствуют 18 756 зрителей. То есть китайцы всего на несколько сотен отстают от американской MLS (19 149) и опережают Россию на семь тысяч зрителей (11 500)*.
В-третьих, большинство клубов суперлиги возглавляют иностранные специалисты (10 против 6) Например, в Китае работают Луис Фелипе Сколари, Грегорио Мансано (Испания), Драган Стойкович (Сербия), Кука (Бразилия), Свен-Горан Эрикссон (Швеция).
* данные посещаемости чемпионатов представлены Daily Mail





