Буйная весна

Грядет тот самый случай, когда футбольные март, апрель и май – лишь прелюдия к футбольному июню. А возобновляющийся чемпионат России – разогрев перед Евро-2016.
Остатки сладки?
Загляните на сайт РФПЛ – и обнаружите: даты матчей российского чемпионата расписаны лишь до 20 марта. То есть на три ближайших тура. Столь мощная глубина планирования не удивляет. В последние годы российский футбол живет немножко на полустанке, лавируя между вводными и уворачиваясь от зрителя.
Когда сдвигаются большие тектонические слои – действительно не до мелочей. У нас напряженная ситуация с деньгами, календарями, переходами. Нужно все успеть и все суметь. Главное, ясны контуры остатков чемпионата. Мы что-то втиснем и где-то подожмем, но турнир, несомненно, завершим. И, может, даже на высокой ноте.
С другой стороны, аппетит приходит вовремя и звонит дважды. Двенадцати турам предшествовали три месяца подготовки к ним. По соотношению размах/удар ситуация рекордно могуча и сама по себе стимулирует. На кону два места в Лиге чемпионов и, стало быть, деньги. Три места в Лиге Европы и, получается, слава. Еще девять мест позволят просто остаться в премьер-лиге. Кто-то продолжит есть, чтобы жить, кто-то – жить, чтобы есть. Но за обе жевательные активности придется подраться. И грызня обещает быть жаркой.
Ну а встречам калибра ЦСКА – «Спартак» (именно такая стрясется в первом мартовском туре) вообще, извиняюсь, все по фигу. Они самодостаточны и Евро-независимы. На них в любом случае придет болельщик. Потому как – товар.
Команда мнительности нашей

Говоря о весеннем предвкушении лета, я не имел в виду вот прямо-таки томительное ожидание с заламыванием рук. Есть сугубо практические моменты, напрямую привязывающие финиш чемпионата России к французской сказке, ужасу, сермяге, поездке (нужное подчеркнуть). То есть к сборной России.
К примеру, «Зенит». Сосредоточив в себе большую власть над людьми и самих людей, петербуржцы заставляют по-особому вглядываться в российскую часть их состава. Лодыгин, Шатов, Дзюба – насчет этих все ровно: зрейте, братцы, наливайтесь силой. С Кокориным, Жирковым, Юсуповым ясности меньше. Для них пребывание в «Зените» может стать столом разгона, а может – Алексеевским равелином. Представить на поле в самых важных матчах всех шестерых плюс выздоровевшего в апреле Файзулина воображение отказывается. И это значит: не все из привычных нам сборников получат перед Евро максимум игровой практики.
А еще по состоянию на конец февраля не были известны ни соперник сборной на 24–26 марта, ни место проведения товарищеской игры, нарезанной официальным окном ФИФА. Примерно в те же даты, напомню, растворяется в тумане и расписание чемпионата. Прямо мистерия. «На проклятом острове нет календаря».
«А я люблю женатого»
Интимные треугольники бывают и у тренеров. Он, к примеру, – и две команды. Леонид Слуцкий – и сборная с ЦСКА.
Сказано на эту тему немало. Плюсы очевидны. Минусов некоторые не видят вообще. А я вот думаю, чем бы в эти дни занимался освобожденный тренер сборной России? Вот прямо сейчас?
Как минимум, не встраивал бы Оланаре между Мусой и Еременко, а теребил бы за фалды пальто Виталия Мутко, добиваясь ясности как раз по вопросу отсутствующего мартовского спарринга. И по подвисшей ситуации с 30‑м туром тоже.
Со времен Олега Романцева мы прекрасно осведомлены: в футболе мелочей не бывает. А со времен Александра Старкова твердо знаем: любой соперник, хоть бы и из КФК, – крепкая, хорошо организованная команда. В таком разрезе пара-тройка дополнительных дней подготовки к Франции – не вредная штука. Позволяющая, кстати, сказать в зеркало после того как: «По крайней мере я сделал все возможное».
Но 30‑й тур переноситься не спешит. Слуцкий готовит ЦСКА к «Спартаку». Распыленная по клубам сборная ждет соперника по товарищескому матчу и готовит себя индивидуально. Все почти как у всех. До тех пор, пока не придет черед подавать заявку на участие в Евро.
Совершенно не привязываю следующую мысль к личности Слуцкого или его клубу. Просто однажды мне показали столик в ресторане, за которым велись переговоры о включении в сборную России достаточно рядового футболиста достаточно искусственным путем. И назвали сумму, на которую выросла стоимость игрока после того, как его привлекли в национальную команду.
Вызов или невызов футболиста в сборную – инструмент финансового влияния, прямого или непроизвольного. В совместительстве изначально заложен конфликт интересов. Сидя на двух стульях, тренер автоматически перестает быть женой Цезаря. И честный человек Слуцкий, уверен, это хорошо понимает.
Сине-бело-голубое

Как ни крути, интрига. «Зениту» было трудно, но он смог загнать себя на шестое место в 18 предыдущих турах. Более трети из оставшихся матчей попадают в категорию жестких для петербуржцев. «Краснодар» и «Ростов» – в гостях, ЦСКА, «Спартак» и «Локомотив» – дома. Отрыв от ЦСКА – семь очков.
При этом мы не вспоминаем о тех, с кем «Зениту» было жестко до зимы. «Мордовия», «Амкар», «Крылья Советов»… С ними действующему чемпиону тоже играть весной. И все они, чай, не «Бенфика». Поражение от нее поймут. Ничью с «Крыльями» – вряд ли.
Вообще феномен внутренних выступлений «Зенита» в этом сезоне нам еще предстоит разгадать, если он вообще разгадывается. Мы ж не звери, понимаем сложности мотивациии, отличие рутины от праздника с газировкой и «бабл-гамом». Но такие вещи тоже закладываются в понятие класса. Если он есть у команды – значит, побеждай и в рутинных матчах. Но если он только в ногах, а не в головах, значит, это немного не настоящий класс. Примерно так же не может считаться хорошим биатлонистом плохо стреляющий лыжник. Настраивайся, мил человек, затаить дыхание на рубеже. Или, к примеру, зашибить дома «Мордовию».
Да и у всяких «Барселон» с «Бавариями» таких проблем нет. Так что скорей всего проблема в «Зените». Но то, как он станет отыгрывать сейчас свое отставание, сулит весной море кайфа. Пусть тужится. Уплочено.
«Крикну – а в ответ тишина»

До такого на наших стадионах пока далеко. Но лидер чемпионата в списке самых посещаемых российских клубов занимает 11‑е место (8840 зрителей в среднем за домашнюю игру). А границу в пять тысяч зрителей пробили лишь 18 команд в стране. Две из них представляют ФНЛ.
Пять тысяч – как мало в этом звуке. И ведь дуст пока не применялся. Просто не ходят. То холодно им, то напряжно, то скучно, а то пиво подавай. Для вас, граждане, куплены Витсели и Эззатоллахи. Пущены электрички до Химок. Повсюду расставлены блюстители. Какое пиво? С пивом и дурак на футбол придет, а вы попробуйте насухую. Почему? Потому что мы вас зовем. Надели футболки «Стоп-мат» и кличем.
Простая идея «чем меньше пичкать клубы дармовыми деньгами, тем больше привлекательного они обнаружат в собственных болельщиках», этой весной, боюсь, наш чемпионат еще не посетит. Правда, посещаемость собрались взбодрить бесплатным показом трех матчей в каждом туре, спущенных с Олимпа по линии «Матч ТВ». Это необычный способ лечения, что-то вроде клина клином. Заболело горло? Поешь льда. Цирроз? По чекушке три раза в день во время еды.
Впрочем, глотка и печень у российского чемпионата луженые. Поэтому досмотрим текущий сезон на пустеньких аренках, а потом что-нибудь придумается. Живем однова, на все рук не хватает.
Курбан – байрам?

Помимо извечно ключевых фигур, турнирная таблица симпатична перед этой весной и необычными фигурантами. Один из таких, конечно, «Ростов». Клуб, живущий почти всегда в долг и почти всегда неплохо. Команда, для которой трансферная форточка приоткрывается в заявочное окно лишь на секунды, но ей этого вполне хватает. Творческая лаборатория профессора Бердыева.
Мне бы очень хотелось, чтобы дончане несли свою хоругвь высоко до самого финиша. Это лишний раз подтвердило бы наличие в мире двух разных футболов – российского и вообще. Творчески незамутненного и построенного с применением наших особых технологий.
Вряд ли стоит идеализировать Курбана Бекиевича и «Ростов» во всех возможных смыслах. Но вряд ли стоит отрицать и тот факт, что нынешний бердыевский «Ростов» – это прежде всего про футбол. Про ум, про сыгранность, про Новосельцева и Бухарова, не слишком нужных сборной, но идущих на втором месте.
В ту же тему стоит вплести «Терек», «Урал» и упрямо встающий с колен «Рубин». Все на хорошем ходу не продержатся. Но и просто так не рассыплются. А ведь есть еще и экспериментальное «Динамо», обучающееся прямо сейчас жить в скромности и послушании. Получится у бело-голубых – и будет прочим указан путь. Раз уж им совесть с прокуратурой раньше не указали.
Куда ж без него
Как в толковой команде всегда должен быть рыжий, так в уважающем себя футбольном тексте всегда должна быть главка про «Спартак». Вроде лакмуса. Или другого теста, который сам из себя весь белый и длинный, но наиболее заметное в нем – все равно две полоски.
Тут дело даже не в количестве болельщиков, они же читатели. Просто «Спартак» слишком не скучен в своих попытках стать прежним. Зигзаги всегда привлекают внимание. Красно-белые зигзаги – тем более.
Еще не возобновился сезон, а мы уже твердо знаем, что у Дмитрия Аленичева не получится выстроить оборону и натаскать на чужие ворота Зе Луиша, что фланговые защитники это плохо, а Мельгарехро – хорошо. Про «Спартак», заметьте, все, всё и всегда твердо знают. Кроме того, когда он выиграет хоть какой-нибудь трофей. Штрих неравнодушия. Примета всеобщего аттрактива.
Сам же «Спартак», дрейфуя по волнам людского внимания, умудряется всякий раз сохранять наиболее стабильное свое качество – нестабильность. Только-только выдаст чудо-матч с Широковым, так тут же в нем ни чуда, ни Широкова. Едва объявит о категорически жестком курсе на короткий низкий пас и кружевную комбинаторику, как тут же сыграет в семь защитников. По иронии судьбы – против «Ростова», который не объявлял ни о каких жестких курсах, а просто пригласил Бердыева.
Но у «Спартака» при этом есть главное – стадион и деньги. Когда-нибудь они обязательно соединятся в победный фьюжн. Такой, которого ждут от команды каждый сезон, каждое полусезонье. 12 оставшихся туров в этом смысле выгодно не отличаются для нас от любых других временных отрезков.
Мы снова будем следить за тобой, «Спартак». Находя интерес даже в неинтересных твоих потугах. Мы к ним привыкли. А ты с ними сроднился на свою беду.





