«За четвертьфинал каждый получил по $20 тысяч». Сергей Юран – о своей «Бенфике»

Сергей Юран, чемпион Португалии в составе «Бенфики», рассказывает о своей команде и нынешней, которая сегодня сыграет с «Зенитом».
news

Экс-нападающий «Бенфики», чемпион Португалии в составе команды Сергей Юран вспомнил португальский этап своей карьеры и дал прогноз на ответный матч лиссабонцев с «Зенитом» в 1/8 финала Лиги чемпионов.

«ЗВАЛ «ЛИВЕРПУЛЬ», НО «БЕНФИКА» ПРЕДЛОЖИЛА БОЛЬШЕ»

- Вы и «Бенфика» – как все начиналось?
- В 1991-м я выступал в киевском «Динамо». Мне поступило два предложения – от «Бенфики» и «Ливерпуля». У англичан тогда заканчивал карьеру знаменитый форвард Иан Раш. Я больше хотел в английский чемпионат, но в то время решения принимались не футболистами, а клубами. «Бенфика» предложила больше, чем «Ливерпуль». Меня просто поставили перед фактом: еду в Португалию.

- Сколько тогда за вас предлагали киевлянам?
- «Бенфика» – 3,2 миллиона долларов, «Ливерпуль» – 2,5 или 2,8. В 1991-м это были большие деньги.

- И дебют в «Бенфике» у вас получился яркий – четыре гола в первом же матче.
- Да, играли против мальтийского клуба в Кубке европейских чемпионов. Я забил четыре мяча, но запомнилось другое – психология игроков в «Бенфике». Когда, например, союзная команда попадала на итальянские, английские клубы, психологически мы уже до матча немного проигрывали. Не верили в себя, что можем пройти дальше. С клубами из соцлагеря – с чехами, поляками – гораздо уверенней себя чувствовали. А в «Бенфике» у меня психология поменялась. Ощутил, что мы выходим на поле побеждать вне зависимости от того, кто против нас. «Бенфика» уже тогда гремела в Европе. Нас побаивались.

- Как с премиальными было в Португалии?
- Помню, в 1991 году в 1/8 финала Лиги чемпионов мы попали на лондонский «Арсенал». Дома сыграли вничью 1:1, а в Лондоне президент «Бенфики» на ужине рассказал о премиальных за выход в следующий раунд – 20 тысяч долларов. Я тогда португальский язык еще не до конца понимал, поэтому переспросил переводчика: «Это на всю команду?». Это и на всю-то неплохо было. Но нет, мне сказали, что сумма на одного. Мы тогда, естественно, обыграли «Арсенал» в гостях 3:1 и вышли в следующий раунд. От таких премиальных за одну игру, конечно, пребывал в состоянии шока.

«ЭЙСЕБИО ОЧЕНЬ ХВАЛИЛ МОСТОВОГО»

- В «Бенфике» с вами играли Василий Кульков и Александр Мостовой. Так адаптация легче проходила в Португалии?
- С Кульковым мы вообще вместе контракты подписывали. Конечно. То, что вместе играли – помогало. Все-таки другая страна, новый коллектив. Быстрее адаптируешься, когда хоть с кем-то можешь общаться. Потом я выучил язык, стал больше общаться с португальцами, новые друзья появились.

Мостовой же присоединился к нам позже, в 1992-м, но, к сожалению, он мало играл в Португалии. В «Бенфику» его приглашал Свен-Еран Эрикссон, который через полгода ушел в «Сампдорию». Другой тренер не воспринимал Александра. Хотя великий Эйсебио говорил, что такого полузащитника-иностранца, как Мостовой, в Португалии никогда не было.

- Что удивило в Португалии?
- В Киеве мы к десяти утра уезжали на базу, и потом только к десяти вечера возвращались домой. А в Португалии полтора часа тренировка – и ты свободен. Первое время не знал, что делать после занятий, куда себя деть. Так осознал, что такое настоящий профессионализм. После занятий за тобой не ходят, не приглядывают, ты сам следишь за своим состоянием. Например, если нужно в «физике» прибавить, договариваешься с тренером по физподготовке и приезжаешь после обеда, чтобы позаниматься отдельно. Это было шоком. В СССР за нас думали. А в Европе рассчитывали на профессионализм. Уже тогда в «Бенфике» было пять или шесть тренеров по физподготовке, по растяжке, по тактике.

- Мостовой не сдерживается в выражениях, когда рассказывает об одном из тренеров «Бенфики» – Томиславе Ивиче. Что в нем было не так?
- Понимаю Александра – при Ивиче Мостовой почти не играл. Но все-таки этот тренер не просто так попал в «Бенфику». Он с «Порту» брал Кубок и чемпионат Португалии. Хотя немного чудаковатый был – сложно было понять, что он от тебя требуют. Например, одно время Ивич просил меня играть на левом фланге полузащиты, как Стоичков. Я говорил, что прикрыть «дыру» в составе на время могу, но на постоянной основе на эту позицию не гожусь. Таких непонятных моментов хватало.

- Сложно было противостоять местным воспитанникам? Им больше доверяли?
- Это нормальное явление. Если ты легионер, должен быть на две головы сильнее местных. И в Германии, в Англии такое было, когда я там выступал. А местные тогда у «Бенфики» очень сильные были – Руй Кошта, Паулу Соуза. Но у меня проблем с практикой не было – болельщики меня очень любили. Поэтому без веских причин меня на лавку не сажали. Если я не забил в нескольких матчах, своей игрой доказывал, что все равно бьюсь и приношу пользу. Болельщикам это нравилось.

- После «Бенфики» вы с Кульковым поиграли в «Порту». Тогда там работал переводчиком Жозе Моуринью. Чем он запомнился?
- Он работал переводчиком великого Бобби Робсона, но мы воспринимали Жозе частью команды. Он обедал с нами, ужинал, в квадраты перед тренировками играл. Близко общался с футболистами и конфликтным никогда не был. Нынешний Моуринью кажется другим человеком. Тот, времен моей карьеры в «Порту», был человеком позитивного, не конфликтного нрава. Сейчас, есть ощущение, Жозе иногда свысока смотрит на какие-то вещи. Но надо отдать ему должное – его результаты говорят, что хорошую атмосферу в коллективе он умеет создавать. Без этого больших побед не достичь.

- Как он к русским относился?
- Очень хорошо. Видел, что мы бойцы. Если в тренировках что-то не получилось, в играх обязательно дорабатывали. Даже иногда называл нас сумасшедшими за самоотдачу.

«ХАЛКА НАДО БЫЛО ОТПУСКАТЬ»

- Теперь к делам нынешним. Какие ожидания у вас от ответного матча «Зенита» и «Бенфики»?
- Задача после поражения в первом матче 0:1 – решаемая. Но настораживает, что пока «Зенит» выглядит невнятно. А «Бенфика» после победы в сумасшедшем дерби со «Спортингом» 1:0 на подъеме, лидирует в чемпионате. Если погода не внесет коррективы, «Зениту» придется трудно. По своему опыту скажу, что португальцы, если снег или холодно, начинают теряться. Но, в любом случае, нельзя дать почувствовать «Бенфике», что они могут решить задачу. Португальцы когда ловят кураж, очень опасны. Мне кажется, в Санкт-Петербурге будет ничейный результат.

- Халк захандрил после того, как «Зенит» не отпустил его в Китай. Апатия лидера может подкосить всю команду?
- Сколько я играл в Европе, никогда не видел, чтобы так, как в «Зените», на одном игроке была завязана вся игра команды. В этом есть свои плюсы, но в большинстве случаев – это бомба замедленного действия. В случае с Халком, думаю, если игрок был настроен на уход, то нужно его отпускать. В Китае, видно, предлагали финансы на уровень выше, чем в России. Решение не отпустить Халка – большая ошибка руководства «Зенита». Конечно, бразилец будет стараться, но есть вероятность, что психологический настрой у него не на должном уровне.

- Дзюба пока незаметен. Без Халка он сможет стать боеспособной единицей в Лиге чемпионов?
- Нет. Все-таки нападающие зависимы от полузащиты. У Дзюбы такая позиция, что он не сможет потянуть за собой команду. Нужен лидер в средней линии. Данни уже сложно справляться с этой ролью: желание запредельное, но это уже не тот Данни, что пару лет назад.

- В случае вылета из Лиги чемпионов «Зенит» не бросит играть в РФПЛ?
- Плохо, что большая группа игроков «Зените» смотрит в Европу. Тот же Витсель хочет уходить. Чем быстрее клуб решит этот вопрос, тем более безболезненными будут потери для команды. Конечно, одно дело, когда ты играешь в Европе на полных стадионах, а другое дело – в глубинке России на полупустой арене. Слякоть, грязь. Поэтому, думаю, в случае вылета, есть большая вероятность, что у лидеров «Зенита» не будет запредельного настроя на то, чтобы догнать ЦСКА.

Новости. Футбол