А чемпионами будем мы! Анатомия «Ростова»

За десять туров до финиша «Ростов» возглавляет турнирную таблицу. Михаил Борзыкин раскрывает секреты команды Курбана Бердыева.
news

За десять туров до финиша «Ростов» возглавляет турнирную таблицу. Михаил Борзыкин раскрывает секреты команды Курбана Бердыева.

«Ростов» опережает свой прошлогодний график на 26 очков. 26! Дважды пересчитал – ошибки нет. Забил на девять мячей больше и пропустил меньше на 25. Обладает лучшей обороной и одной из самых эффективных контратак в премьер-лиге. А вчера, расправившись с лидером, вышел на первое место в турнирной таблице. При всем при этом «Ростов» – только девятая команда чемпионата по трансферной стоимости игроков, в пять раз дешевле «Зенита» и в три раза – ЦСКА.

Вот такой он, один из главных фаворитов чемпионской гонки.

Штрих первый: тактика

Команда Бердыева – одна из тех, что проповедуют игру с пятью защитниками. Эту модель принято считать оборонительной. Но на самом деле она универсальная: по сигналу тренера моментально трансформируется в модель с тремя защитниками – образуется трио в центре обороны, а фланги устремляются в атаку. Не зря такую тактику любят физически мощные, выносливые команды, вроде американских сборных. Они-то и вернули на нее моду на последнем чемпионате мира.

Так что не стоит мыслить штампами. С пятью защитниками можно играть по-разному. Как «Ростов» – еще раз смотрим в турнирную таблицу. Как «Крылья Советов» – три забитых мяча в двенадцати последних матчах. Или как «Спартак» в первой части сезона – низкокачественная атака, плохо организованная оборона. «Ростов» придерживается этой модели по той причине, что она наиболее подходит этому составу и позволяет нивелировать разницу в исполнительском классе.

Штрих второй: эволюция

Если Бердыев останется у штурвала «Ростова» (что вряд ли – летом спрос будет колоссальный) и получит хорошее финансирование (что вполне вероятно – после такого-то сезона; если будет добыта путевка в групповой раунд Лиги чемпионов, то это сразу гарантированные 17-20 миллионов евро), то со временем перейдет на более распространенную тактическую модель – 4–2–3–1 – или же на одну из ее модификаций.

Так было в «Рубине», где поначалу, в 2003-2004 годах, Курбан Бекиевич играл по схеме 3–5–2, после чего постепенно перешел к «классике». Хотя и возвращался время от времени к пяти (трем) защитникам – но уже не в качестве базовой модели, а в качестве альтернативной, рассчитанной под конкретного соперника. Скажем, по такой модели «Рубин» играл во многих матчах Лиги чемпионов, в том числе обыгрывал «Барселону».

Важно понимать вот что: Бердыев практикует нынешнюю тактику вовсе не потому, что он ее фанат. Он прагматик и трезвомыслящий специалист, который понимает: нужно прививать ту модель игры, которая подходит под имеющийся подбор исполнителей. Где-то еще обязательно требуют футбола Бескова-Романцева, не обращая внимания на качество состава. Бердыев – обращает. И негласный тренерский закон исправно соблюдает.

Штрих третий: прессинг

Безусловно, против команд, превосходящих себя в исполнительском классе, «Ростов» играет от обороны. Это трудно отрицать. Хотя от обороны – это не совсем то же самое, что в обороне. «От» подразумевает наличие контратаки. У классных команд – наличие эффективной контратаки. Сколько моментов вчера создал «Ростов»? А сколько ЦСКА? А раз первые создали на порядок больше, то какая разница, как она играет? Называйте как хотите – от обороны, в обороне, вне обороны. Табло хитро улыбается и подмигивает цифрами.

Так вот, оборона «Ростова» – исключительно агрессивная, динамичная: не закрывается в своей штрафной площади, а, выстроив две линии (пять дефов и трио в средней линии), гасит атаки соперника в центре поля. В том числе благодаря прессингу. И даже вот такому.

Дзагоев попадает в ловушку, из-за чего вынужден верхом выносить мяч.

«Ростов» – команда прагматичная. И прессингует она тоже прагматично. Не носится по всему полю, обезумев от ненависти и ярости, а наносит точечные удары. Самый эффективный прием – прессинг на игрока, начинающего атаку. Как правило, это кто-то из игроков средней линии; в данном случае попался Дзагоев, хотя на его месте мог оказаться Вернблум, Игнашевич или кто-то еще. Смысл такого прессинга в том, чтобы не дать противнику грамотно начать атаку. Чтобы он, как Дзагоев на скриншоте, в панике выбивал мяч куда подальше. В результате, кстати, мяч был потерян. Прием сработал.

На своей половине поля применяется другой прием – плотная опека. Игрока, получающего мяч, тут же кто-то встречает – прилипает, как репей, и отцепляется только когда оппонент расстается с мячом. Задача та же – не давать времени на продуманные созидательные действия, разрушать комбинационную игру в зародыше. При высокой организации оборонительной игры и качественной средней линии эти приемы безупречно работают. Попробуйте вспомнить, сколько свободных зон «Ростов» предоставил ЦСКА. Почти нисколько.

Штрих четвертый: контратака и стандарты

«Ростов», конечно, забивает мало – лишь девятый результат (26 мячей). Играет практично, рационально, в атаке не распыляется. Атакует, собственно, так, как позволяет состав. Вновь работает это правило. У Бердыева нет крутых исполнителей, вся его команда стоит примерно столько же, сколько один Халк. Не до кружевного футбола, не до 70% владения мячом и не до двадцати пяти ударов за матч. Насколько позволяют ресурсы, настолько и атакуют.

Важный, если не сказать ключевой, тактический компонент – контригра. «Ростов» забил восемь мячей после быстрых атак и семь – после позиционных. Выделяется активная работа флангов – 43% от всех мячей, забитых с игры. В отличие от многих, у ростовчан проложены два контратакующих маршрута – через центр (Нобоа) и через оба фланга (чаще правый, где есть Калачев). Если хитрый соперник перекрывает одно из этих направлений, всегда есть запасной путь.

Еще один тактический прием – стандартные положения. В этом сезоне «Ростов» забил восемь мячей (шесть с углового и два со штрафного) и сейчас делит первое место по этому показателю с «Уралом» и «Уфой». А шесть мячей с углового – лучший показатель сезона. Хотя чему тут удивляться: самые крутые домашние заготовки – у самой тренерской команды премьер-лиги.

Штрих пятый: дисциплина и игра на пределе

Высокая организация командной игры невозможна без жесткой игровой дисциплины. Возможно, «Ростов» – наш единственный клуб, где все без исключения игроки пашут на пределе своих возможностей; где вы не увидите, как тот или иной футболист, уступив единоборство, остановится и не будет отрабатывать эпизод до конца; где не бывает (ну, почти не бывает) ошибок на ровном месте, нелепых потерь, обрезов, несуразностей на всех участках поля.

Главная же фишка «Ростова», наверное, в том, что здесь все работают на своем максимуме. Сколько дано от природы – все используют. И даже больше. Порой кажется, что если Бердыеву дать самое, простите, бесполезное полено, он и из него сделает футболиста. Нет, не звезду, не художника – дисциплинированную рабочую лошадку, которая будет неукоснительно выполнять все тренерские требования и приносить осязаемую пользу команде.

Черт его знает, на каком месте финиширует «Ростов». Прокручиваю в памяти 2008 год – но не могу вспомнить, когда пришло осознание того, что «Рубин» – чемпион. Когда в это действительно поверилось. Когда это стало явью. Но отлично помню, что поначалу ту команду никто всерьез не воспринимал, даже после того, как она выиграла первый круг. И даже после 20 туров, когда отрыв от ближайшего преследователя вырос до шести очков.

Сейчас очень похожая история. И, быть может, будет похожая развязка. «Рубин»-на-Дону к этому, кажется, готов.

Новости. Футбол