Головоломка для Аленичева, или как «Спартаку» играть с «Анжи»

Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин изучает атакующий арсенал «Спартака» в преддверии матча с «Анжи».
news

Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин изучает атакующий арсенал «Спартака» в преддверии матча с «Анжи».

На матч 21-го тура «Спартак» летит с багажом из двух тактических схем и нескольких вариаций состава. И если с обороной все более-менее понятно: ее конструкция настолько хрупка, что от греха подальше лучше вообще не трогать; да и что трогать-то – Кутепов только во вторник вернулся в общую группу и вряд ли сейчас способен заменить Граната. То с атакой, непредсказуемой и легко да не всегда удачно меняющей свой тактический облик, непонятно ничего. Кто? Куда? Зачем? Вот чем сейчас, должно быть, озадачен Дмитрий Аленичев. Одно неверное решение может погубить все.

Модель №1. Матч с ЦСКА

Перспективная агрессивная тактическая модель, которая со временем может стать базовой в «Спартаке». Со временем – это когда команда обзаведется классным опорником. Пока же эту схему можно использовать на свой страх и риск. В матче с ЦСКА она была применена явно не к месту – «Спартак» был обречен на провал в центре поля. И так будет против каждого соперника, умеющего атаковать с ходу. ЦСКА умеет. «Анжи» – тоже: 71 % мячей, забитых с игры, – именно после быстрых ответных действий. И эти цифры для «Спартака» значат больше, чем место махачкалинцев в турнирной таблице.

Хотя сыграть с атакующим ромбом Аленичеву, конечно, хочется. Не хотелось бы – не решился бы на эту авантюру в позапрошлом туре. А нам хочется еще раз увидеть, как это все работает. На картинку-то смотришь – глаз радуется! Впечатляет. А вдруг получится? Как-никак это всего лишь «Анжи» – быстрый, сообразительный, но далеко не такой мастеровитый и цепкий по части борьбы в центре поля, как ЦСКА. Вот она, головная боль: с одной стороны, аутсайдер, а с другой – опасный противник; и атаку насытить надо, и форточку в центре поля прикрыть.

Модель №2. Первый тайм матча с «Амкаром»

Против «Амкара» Аленичев прикрыл форточку. Полностью-то она все равно не закрывается. Но уже не так сквозило. Хотя все равно не уберегло. Первый тайм сложно оценивать по причине слишком рваной игры, вызванной крайне неудачными действиями Попова. Болгарин не сделал ни одного точного острого паса и много ошибался; к несчастью для «Спартака», именно он отдавал ключевые передачи, вел игру. Сама по себе игра проглядывалась, подходы были – но в финальной фазе атаки рушились все начинания. У Попова тогда родилась дочь, и мысли о пополнении в семье наверняка отвлекали. Если так, то хорошо – что называется, бывает. Понять и простить. Но если дело совершенно в другом?

Как бы то ни было, на сегодня эта модель – оптимальная для «Спартака». Наиболее сбалансированная. Учитывающая интересы и атаки, и центра поля. Расстановка с двумя форвардами, маневрирующими от зоны инсайдов до лицевой линии, с примкнувшим к ним Поповым, который сам регулярно оказывается на острие, источает опасность. А трио в средней линии по мере сил и возможностей бережет нервную систему болельщиков. Вопрос лишь в исполнителях. Мельгарехо или Зе Луиш? Попов или Ананидзе? Во втором тайме с «Амкаром» красно-белые избежали поражения, но в какой-то мере зашли в тупик: теперь непонятно, кто же является основой, а кто – ближайшим резервом.

Модель №3. Второй тайм матча с «Амкаром»

После перерыва «Спартак» играл примерно по той же модели, что у нас значится под номером один. Но с другими исполнителями. По очереди вышли Зе Луиш, Ананидзе и Зуев. И с каждой новой перестановкой в составе «Спартак» становился более собранным, интересным, опасным. В том, что в Каспийске Зе Луиш выйдет с первых минут, сомневаться не приходится. Он в форме, отлично чувствует позицию, моменты к нему сами липнут. А еще «Анжи» – худшая команда чемпионата по игре на «втором этаже» в своей штрафной площади – каждый третий гол пропускает головой (всего 11). Благодатная среда для африканца. И Аленичев это наверняка учитывает.

Дальше начинается головоломка. Попов и Мельгарехо – игроки основы. Но в первых матчах оба сыграли так, будто сейчас начало января, а не марта. Ананидзе и Зуев – игроки ближайшего резерва. Но оба взорвали игру с пермяками, добавили свежести и связности комбинационным действиям. Безусловно, тут есть вина и самого «Амкара», опустившегося в оборону и, видимо, подсевшего функционально. И все-таки. Второй тайм «Спартак» провел на порядок качественнее, чем первый. Выходит, те, что числятся в ближайшем резерве, на данный момент как минимум не слабее тех, что представляют основу.

Выводы

Как быть Аленичеву? Остаться верным своему изначальному выбору, гнуть свою линию дальше? Тем более что если посадить Мельгарехо на скамейку, всегда есть риск услышать в лоб: «Дмитрий Анатольевич, как же так, ведь это вы настаивали на покупке парагвайца». Или все-таки рискнуть, доверившись дублерам? Остается только догадываться, что решит главный тренер. Увы, но, не находясь внутри команды, не наблюдая за тренировочным процессом, за тем, кто в какой форме сейчас находится, ничего конкретного сказать нельзя. Можно только предполагать.

Скорее всего, «Спартак» сыграет по модели с двумя нападающими, одним из которых будет Зе Луиш. То есть по шаблону второго тайма матча с «Амкаром». Но с теми исполнителями, что начинали этот матч. С Мельгарехо, а не с Зуевым, и с Поповым, а не с Ананидзе. Сажать на лавку основные кадры после двух неудачных матчей все-таки рано. Да и как тогда наигрывать атаку, если ее главные действующие лица сидят в запасе? Так что если здоровы – сыграют. А уж дальше видно будет. В случае чего «план Б» у Аленичева, похоже, имеется.

Новости. Футбол