В ожидании Золушки. Михаил Борзыкин – о том, что происходит с «Краснодаром»

Корреспондент Sovsport.ru разбирается, что после зимнего перерыва происходит с «Краснодаром».
news

Корреспондент Sovsport.ru разбирается, что после зимнего перерыва происходит с «Краснодаром», который вылетел из Лиги Европы и блекло выглядит в чемпионате.

В этом году «Краснодар» в шести официальных матчах два раза выиграл, забив три мяча и пропустив шесть. Атака потускнела, оборона погрузнела, а связная комбинационная игра раздробилась на фрагменты. И такая метаморфоза с командой Олега Кононова происходит не в первый раз. Вот, что может быть причинами.

Эхо зимы

Чтобы разобраться в истоках мартовских неудач «Краснодара», надо собрать все возможные внешние и внутренние факторы и применить метод исключения. И вот что получается. Тренерский штаб тот же. Значит, не в этом дело. Никто из лидеров не ушел, наоборот – клуб усилился Крицюком и Подберезкиным. Стало быть, причина не в кадрах. Финансирование? О, тут «быкам» позавидуют многие провинциальные и не только клубы. И этот фактор отпадает. Какие-то внутрикомандные распри, скандалы, интриги? Ничего подобного ранее замечено не было. И нет поводов так думать сейчас.

Подсказку дает календарь. Март. Несколько недель спустя после продолжительных зимних сборов – периода, когда у нас чаще всего происходят футбольные катаклизмы. Зимняя пауза настолько огромна, что подготовительный процесс становится головной болью всех тренеров: перегрузишь – плохо, недогрузишь – тоже плохо. Полтора месяца тренеры вынуждены соблюдать хрупкий баланс; из-за любой допущенной ошибки есть риск забуксовать на старте. И «Краснодар» эти ошибки, похоже, допустил.

Просчеты Кононова

Еще в январе смутило странное обстоятельство. «Краснодар» вышел из отпуска на неделю позже ЦСКА. И это при том, что для краснодарцев официальный сезон возобновлялся на две недели раньше, чем для армейцев. Лига Европы, «Спарта», плотный календарь. По логике, команды, стартующие в середине февраля в еврокубковом плей-офф, должны форсировать подготовку. Мы постоянно слышим это выражение от тренеров и игроков. О необходимости форсировать подготовку говорил и Кононов. Но в чем оно, форсирование, заключалось?

На первом сборе закладывают «физику» и тестируют молодежь, на втором – переключаются на футбол, на третьем – занимаются футболом, тактикой и наигрывают основу. Но почему-то получилось так, что к первому матчу со «Спартой» в 1/16 финала Лиги Европы «Краснодар» провел два сбора и сыграл пять контрольных матчей, тогда как ЦСКА, которому и спешить-то вроде как было некуда, – два с половиной сбора и шесть матчей (и еще один спарринг сорвался). Просчет? Пожалуй.

Есть основания полагать, что «Краснодару» не хватило времени. Это же не велосипед – один раз научившись ездить, уже никогда не разучишься. Командные взаимодействия надо наигрывать, связки налаживать, игру в пас оттачивать. Тем более в «Краснодаре», где такая пестрая публика: русские, скандинавы и солнцелюбивые латиноамериканцы. И к каждой этой группе наверняка нужен особый подход. И время. «Быки» же основой сыграли только два контрольных матча – со «Спартаком» и «Анжи», и то не полностью – 2/3 времени.

Если сравнить с тем же ЦСКА, то там уже с первого сбора наигрывалась исключительно основа с незначительными вкраплениями ближайших резервистов. Хотя армейцам-то это, казалось бы, ни к чему.

Незавидная стабильность

У разных тренеров разные методики подводки команды к сезону. У Кононова она плавная. Его команда не рвет на старте, а набирает форму по дистанции, через официальные матчи, и чем дальше, тем сильнее. Оставило отпечаток и отсутствие опыта подготовки к раннему старту – первому в тренерской карьере участию в еврокубковом плей-офф. Олег Георгиевич, конечно, и рад бы форсировать подготовку – да знать бы как. Аналогичные проблемы у него (и не у него одного) возникли прошлым и позапрошлым летом, только по другой причине – слишком короткий подготовительный период. Вот статистика.

Периоды (% набранных очков)
Март 2014 – 58 %
Август 2014 – 61 %
Март 2015 – 78 %
Июль-август 2015 – 43 %
Март 2016 – 44 %

Получается, «Краснодар» при Кононове традиционно тяжело втягивается в сезон – что летом, что зимой. Исключение – март-2015, когда не было февральского старта, и удалось ровно, с опережением чемпионского графика (это примерно 70 процентов набранных очков, то 2,1 очка за матч в среднем; у лидирующего сейчас ЦСКА – 68 процентов), преодолеть первый весенний отрезок. В остальные периоды всегда возникали определенные игровые проблемы – где-то больше (июль-август 2015-го и март 2016-го), где-то меньше (март  и август 2014-го).

Ситуация осложняется еще и тем, что «Краснодар» – команда играющая, любящая повозиться с мячом, использующая витиеватые многоходовые розыгрыши. Сочный, ароматный футбол. И чтобы вновь обрести такой футбол, реанимировать его после зимнего застоя, нужно адаптироваться, окрепнуть, расцвести. И желательно в благоприятной среде. Но «Краснодару» и тут не повезло: в Лиге Европы команда попала на восточноевропейского монстра, в матче с «Мордовией» осталась в меньшинстве уже на 11-й минуте, а с «Локомотивом» из-за травмы потеряла опорника. Череда форс-мажоров и неприятных казусов. Тут не до благоухания и переливания красками.

Итог

Если резюмировать, то происходящее сейчас с «Краснодаром» – обычное для этого клуба явление. Это надо воспринимать как данность: команду подводят к сезону, как умеют. Это плохо? Безусловно. Но у других что, намного лучше? Мартовский футбол не может быть совершенным. Не в России. Тем не менее, и это важно, команда Кононова стабильно не только неудачно стартует, но и набирает ход по дистанции. И можете не сомневаться: в апреле-мае перед нами предстанет все та же обаятельная золушка, все тот же знакомый «Краснодар». Да и в гонке за еврокубковой путевкой еще ничего не потеряно.


Новости. Футбол